Тема: Звук и буква О.
Возрастная группа: подготовительная.
Форма организации воспитанников: подгрупповое занятие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: познакомить детей с буквой О, учить детей определению позиции звука «О» в словах (начало, середина, конец)
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-научить четко, произносить звук «О»;
-обучать навыку определения позиции звука в словах;
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух;
- закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
-развивать графо-моторные навыки;
-развивать умение читать обратные слоги;
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки;
- формирование положительной установки на участие в занятии.
Словарь:
Существительные: звук, буква, начало слова, конец слова, место звука
Прилагательные: гласный звук, согласный звук;
Глаголы: видим, пишем, читаем, слышим, произносим.
Оборудование: индивидуальные зеркала, символ (карточка) звука «О», карточка с буквой О, схемы для определения позиции звука в слове, предметные картинки слов со звуком «О», красные карандаши, листы с заданием, синильная проволока, карточки со слогами.
Ход занятия
Организационный момент
- Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук «А».
- Отгадайте загадки:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облако)
Пришла без краски и без кисти,
И перекрасила все листья (Осень)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (Осы)
Основная часть
Знакомство со звуком «О».
– Давайте, повторим отгадки: облако, осень, осы.
- Догадались, о каком звуке сегодня пойдет речь?
- Конечно же, это звук «О». Сегодня на занятии мы поговорим о звуке и букве О.
Характеристика звука «О»
– Возьмите зеркала и произнесите звук «О». Посмотрите, что происходит с губами, когда вы произносите звук «О»? (Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, язычок лежит на дне ротика)
- Спойте звук «О». Звук поется? (горлышко «работает»)
- Звук «О» гласный или согласный?
- Каким цветом обозначим звук «О»? (красным кружком)
Вывод: губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.
- Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции. (картинка мальчик заболел и стонет О-О-О)
Дидактическое упражнение «Внимательные ушки»
Выделение звука «О»:
• Из звукового ряда: о а у и о и а о а у э о и;
• Из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, ки, ко, ку, по, ут;
• Из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух, стакан, жаба, мотор, жук, такси, торт, картон;
Игра «Живые звуки» (одной ладошкой поймаем звук «О», другой - звук «К». Что получилось? «ОК».
- Гласный звук и согласный подружились, получился слог.
- Давайте ловить звуки и образовывать слоги: УК АК ИК ОК КО КА КУ КИ
- Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1й и 2й звуки. ОК – О, К /ОП – О,П/ОМ – О,М/ ОТ – О,Т/ МО – М,О/ ПО – П,О/ ТО – Т,О/ КО – К,О
- А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О,К – ОК/ О,П – ОП/ О,Т – ОТ/ О,М – ОМ/ К,О – КО/ П,О – ПО/ Т,О –ТО/М,О – МО
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаём
И крутимся кругом.
Задание «Определи место звука «О»– Надо определить, где находится звук «О» в словах. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)
Игра «Где звук?» Выделение звука «О» в различных позициях (работа со звуковыми линейками)
Картинки: окна, дождь, волк, кольцо, обруч, осы, дом, ведро, колесо.
Знакомство с буквой О.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Рассматривание буквы. -На что похожа буква О?
- Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву О.
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу!
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Конструирование буквы О из сенильной проволоки, пальчиков.
- Из скольких элементов состоит буква О?
Печатание буквы О в воздухе.
Итог занятия
С каким звуком и буквой мы познакомились?
Какой это звук? Чем отличается звук от буквы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.