Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
detsad-53-2011@mail.ru
Конспект занятия
по теме «Звук и буква А»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с ОНР III уровня 6-7 лет
|
Подготовила: учитель-логопед Быкова Л.В. |
Рубцовск
2021 год
Тема: Звук и буква А.
Возрастная группа: подготовительная.
Форма организации воспитанников: подгрупповое занятие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: познакомить детей с буквой А. Учить детей определению позиции звука «А» в словах (начало, конец).
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-научить четко, произносить звук «А»;
-обучать навыку определения позиции звука в словах;
Коррекционно – развивающие:
-развивать умение слышать звук изолированно и в словах;
-развивать артикуляционную, мелкую моторику;
Воспитательные:
-воспитывать активность и самостоятельность на занятии;
Словарь:
Существительные: звук, буква, начало слова, конец слова, место звука
Прилагательные: гласный звук
Глаголы: видим, пишем, читаем, слышим, произносим
Оборудование: зеркала, символ (карточка) звука «А», карточка с буквой А, схемы для определения позиции звука в слове, предметные картинки слов со звуком «А», длинные и короткие полоски красного цвета, красные карандаши, листы с заданием.
Ход занятия
I. Организационный момент
Правило поведения на занятии.
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Слушай, думай не зевай
Полными ответами на вопросы отвечай!
- Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)
- Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)
II. Основная часть
- Внимательно послушайте загадки:
Что за чудо — синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор .... (Айболит)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спеет, все довольны,
Так приятен он на вкус.
А зовут его ...(арбуз)
- Какой звук вы слышите в этих словах? - Правильно, слышится звук «А».
- Сегодня на занятии познакомимся со звуком и буквой А.
- Покажите, как девочка укачивает куклу: А – А – А
- А когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? (А -А -А)
Уточнение артикуляции.
- Возьмите в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук «А».
-Давайте вместе произнесем звук «А».
- Рот широко открыт.
- Губы спокойны (не напряжены и не округлены).
- Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.
- Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)
- Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)
- Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.
— Каким цветом мы обозначим звук «А»? (Красным.) На доску крепится красный звуковичок.
Игра «Поймай звук»
— Хлопните в ладоши, если услышите звук «А»: а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.
ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок
Игра «Где звук?» Выделение звука «А» в различных позициях (работа со звуковыми линейками)
Картинки: Аист, туча, автобус, река, арбуз, апельсин, труба, мышка.
Физкультминутка Игра «Длинный – короткий»
У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук «А» - встать на носочки и тянуть руки вверх, а если покажу короткую – коротко и приседать.
Игра «Поймай слово»
- Внимательно слушайте слова, хлопаете, когда услышите звук «А».
Слова: сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.
Игр «Найди звук»
Задание на листах: слова со звуком «А» и схемы для определения позиции звука к ним. Нужно закрасить красным цветом место звука «А».
Знакомство с буквой А.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Рассматривание буквы. На что похожа буква А?
Упражнение «Кто внимательный?» Дети слушают предложение и называют слова, которые начинаются со звука «А».
-У Антона большой автобус.
-Аня ела вкусный арбуз.
-Андрею купили новый автомобиль.
-Алина любит ананас.
III. Итог занятия
С каким звуком и буквой мы познакомились?
Чем отличается звук от буквы? Какой звук «А»?
Список используемой литературы.
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям – Издательство: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2013 г. -160с.
2. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.:ДЕТСВО-ПРЕСС,2009-48с.
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа -М.: Изд. «Скрипторий 2003» 2013г. -240с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.