Конспект занятия по окружающему миру "Насекомые"
Оценка 4.9

Конспект занятия по окружающему миру "Насекомые"

Оценка 4.9
docx
30.11.2023
Конспект занятия по окружающему миру "Насекомые"
образец конспекта ОД.docx

Руденко Мария Николаевна

19.04.2022

группа «Бусинки»

Примечание (доп. информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

 

2.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

 

Методическая информация

 

 

1.

Тема образовательной деятельности

«Насекомые»

 

2.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

Наглядный метод (рассматривание насекомых);

Словесный метод (рассказ о насекомых);

Практический метод (рисование)

 

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое, художественно-эстетическое развитие

 

4.

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

 

5.

Цель:

Закрепить представления и знания детей о насекомых, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых

 

 

6.

Задачи:

 

6.1

Образовательные: расширять знания и представления у детей о насекомых их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе. Обогащать словарный запас детей по теме.

 

6.2

Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание; активизировать память и мышление; умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

 

6.3

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к насекомым.

 

7.

Планируемые результаты:                

 

7.1

Дети должны узнавать и называть насекомых

 

7.2

Иметь преставления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках

 

7.3

Знать о бережном отношении к насекомым

 

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Картинки: бабочки, пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, муравейник, улей; конверт, письмо; игра «Четвёртый лишний»; бабочки разного цвета; божьи коровки для дыхательной гимнастики; схема «Строение насекомых»; схема «Развитие бабочки»

 

9.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Рассматривание и обсуждение тематических картинок «Насекомые», «Времена года»

 

Конспект образовательной деятельности

 

I.

Вводная часть

- Ребята, давайте возьмёмся за ручки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

 

 

1.1

 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

- Скажите мне, а какое сейчас время года? 

- Какие признаки весны вы знаете? (снег растаял, солнце светит ярче, стало теплее, появляются насекомые)

- Назовите насекомых, которых вы знаете.

 

 

 

 

Ответы детей

1.2

Мотивация деятельности детей

- Я сегодня шла на работу и увидела бабочку, которая передала мне письмо от насекомых.

«Дорогие, ребята!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности и не можем вернуться к себе на лесную полянку.

Чтобы нас спасти, вам нужно отгадать загадки.

Жители полянки».

- Ребята мы же поможем насекомым? 

 

 

Ответы детей

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

- Как вы думаете, зачем нам помогать насекомых и что будет если исчезнут все насекомые?

- Никто не будет опылять растения, а если этого не делать, то не будет и самих растений

 

Ответы детей

II.

Основная часть:

 

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Отправляемся в путь.

Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом

Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку)

Корявые пенечки, (идут высоко, поднимая колени)

Все преграды мы прошли и на поляну пришли.

- Вот мы с вами оказались лесной полянке, но для того что бы вернуть насекомых на полянку нам нужно отгадать загадки.

- Сначала, вспомним, что мы знаем о насекомых?

- Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трёх частей: головы - на которой находятся два глаза, два ушка и усики. Грудь и брюшка.

- У всех насекомых есть крылья?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний»

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Перед детьми картинки на корых изображены 3 насекомых и животное или птица

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

- Сейчас я буду вам загадывать загадки, перед каждым из вас лежит картинка с насекомыми, которых нужно вернуть на нашу полянку. Слушайте внимательно.

1)  -Из песка, сухих травинок

Хвои, глины и соринок

Дом уютный для семьи

Дружно строят …МУРАВЬИ.

Муравьи – дружные насекомые. Муравьи плохо видят, они ориентируются с помощью усиков. Муравьи очень быстро ползают, живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек. А вы знаете, как называется домик муравьёв?

- Муравейник.  Под крышей муравейника много коридоров, комнаток – это целый многоэтажный дом.  Муравьи тщательно ухаживают за своим домом, они его регулярно проветривают, просушивают, перестраивают.

- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

(строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

 - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

- Муравьи полезные или вредные насекомые?

(полезные, они поедают гусениц, тлю). Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

2) - Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….СТРЕКОЗА

- У стрекозы тонкие прозрачные крылья.  На крыльях много прожилок. Стрекоза может очень быстро летать. В народе стрекозу называют «живой вертолёт». Даже, когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы? У стрекозы четыре крылышка.

- У стрекозы есть голова, грудь, брюшко.  К груди крепятся шесть ножек. Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики, рот.

- Стрекоза — хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, хватает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету.

3) Одевает эта крошка

     Платье красное в горошек.

     И летать умеет ловко,

     Это … БОЖЬЯ КОРОВКА.

- Какая она? (красная, яркая)

- Значит и мы и птицы можем ее заметить. Как же она защищается от врагов? Она выделяет горькую, желтую жидкость. Эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки? (Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

Божья коровка — это полезное насекомое она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Дыхательная гимнастика «Божья коровка».

- Положите их на ладошку, скажите им слова и дунем, посмотрим, чья коровка дальше улетит.

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки,

Кушают конфетки!

(Дети дуют на «божью коровку», они разлетаются). 

4) Сок цветов душистых пьет,

    Дарит нам и воск, и мед.

    Людям всем она мила.

    А зовут ее ... ПЧЕЛА

- Туловище у пчелы полосатое с желтыми и черными полосками, у нее 6 ножек, голова, грудь, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щеточки, а на задних как бы маленькие корзиночки, куда пчелы собирают пыльцу.

- Когда пчелы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют, и от этого растения дают семена.

- Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела, в полете она расправляет крылья в стороны.

- Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки через хоботок сосут нектар с цветов. Затем несет его в свой домик - улей. 

- Улей - это небольшой домик, который человек делает для пчел. (показать картинку) Там живут много пчелок, они перерабатывают нектар в мед.

5) Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. БАБОЧКА

- Питается бабочка соком растений, нектаром. Нектар она пьет хоботком. Можно ли ловить бабочек? Почему?

- Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

- Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(пользу, опыляют растения)

- Посмотрите, как бабочки появляются на свет.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

- Мы с вами справились, все загадки отгадали и вернули всех насекомых на полянку.

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем муравья) 

 

 

 

 

(Рассматриваем картинки муравейника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем стрекозу) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем божью коровку) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем пчелу) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем бабочку) 

 

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

- Давайте рассмотрим ещё бабочек.

- Особенно красивы у бабочки крылья. Красивые разноцветные бабочки украшают луг.

- А хотите и мы с вами раскрасим бабочек и украсим ими нашу полянку?

- Сегодня мы научимся рисовать бабочку необычным способом, который называется монотипия.

- Прежде чем разукрасить бабочку, нужно сложить её пополам, чтобы края бабочки совпадали, были ровными. Потом раскрыть её, у нас получились две половинки.

Рисовать, ребята будем только на одной половинке, другая половинка останется чистой.

- Посмотрите, как я разукрашу бабочку. Наносим краску вот такими мазками, сначала одним цветом, затем другим, третьим. Цвета выбирайте сами, какие вам больше нравятся. Краску нужно наносить быстро, чтобы она не успела высохнуть.

- Когда мы нанесем краску, сложим бумагу пополам и аккуратно ее прижмем. Затем развернем и посмотрим, что же у нас получилось. А получилась у нас ребята красивая, разноцветная бабочка.

- Ребята, давайте вспомним, как нужно набирать краску?

(сначала намочить кисточку, затем аккуратно набрать краску).

- А что нужно сделать, чтобы краски не смешались друг с другом?

(после каждой краски промыть кисточку, затем набирать другую краску).

- Какие красивые бабочки у вас получились!

- Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети получают бабочку из бумаги, закрашивают половину бабочку акварельными красками, складываем бабочку пополам – делаем оттиск)

III.

Заключительная часть

 

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

- С какими насекомыми вы познакомились?

(Бабочка, пчела, муравей, божья коровка, стрекоза).

- Что общего есть у всех насекомых?

(У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног).

- Чем насекомые отличаются друг от друга?

(У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины)

- Каких полезных насекомых еще знаем?

(пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух; бабочки опыляют растения; божьи коровки и муравьи уничтожают тлю)

- Ребята, вы знаете вредных насекомых? Назовите их.

(муха, комар - разносят болезни, грязь)

- Молодцы! Ребята, сегодня на занятии вы все старались. Я надеюсь, что вы не будете обижать насекомых, а будете заботиться о них.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

IV.

Дальнейшая разработка темы

 

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Чтение художественной литературы, энциклопедий о насекомых. Наблюдение на прогулке.

 

 


 

Руденко Мария Николаевна 19.04

Руденко Мария Николаевна 19.04

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Жители полянки». - Ребята мы же поможем насекомым?

Жители полянки». - Ребята мы же поможем насекомым?

Дом уютный для семьи Дружно строят …МУРАВЬИ

Дом уютный для семьи Дружно строят …МУРАВЬИ

Зовут ее….СТРЕКОЗА - У стрекозы тонкие прозрачные крылья

Зовут ее….СТРЕКОЗА - У стрекозы тонкие прозрачные крылья

Дыхательная гимнастика «Божья коровка»

Дыхательная гимнастика «Божья коровка»

Затем несет его в свой домик - улей

Затем несет его в свой домик - улей

Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась

Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась

А получилась у нас ребята красивая, разноцветная бабочка

А получилась у нас ребята красивая, разноцветная бабочка

Анализ и самоанализ деятельности детей -

Анализ и самоанализ деятельности детей -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023