Конспект занятия по окружающему миру "Насекомые"

  • docx
  • 30.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала образец конспекта ОД.docx

Руденко Мария Николаевна

19.04.2022

группа «Бусинки»

Примечание (доп. информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

 

2.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

 

Методическая информация

 

 

1.

Тема образовательной деятельности

«Насекомые»

 

2.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

Наглядный метод (рассматривание насекомых);

Словесный метод (рассказ о насекомых);

Практический метод (рисование)

 

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое, художественно-эстетическое развитие

 

4.

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

 

5.

Цель:

Закрепить представления и знания детей о насекомых, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых

 

 

6.

Задачи:

 

6.1

Образовательные: расширять знания и представления у детей о насекомых их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе. Обогащать словарный запас детей по теме.

 

6.2

Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание; активизировать память и мышление; умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

 

6.3

Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к насекомым.

 

7.

Планируемые результаты:                

 

7.1

Дети должны узнавать и называть насекомых

 

7.2

Иметь преставления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках

 

7.3

Знать о бережном отношении к насекомым

 

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Картинки: бабочки, пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, муравейник, улей; конверт, письмо; игра «Четвёртый лишний»; бабочки разного цвета; божьи коровки для дыхательной гимнастики; схема «Строение насекомых»; схема «Развитие бабочки»

 

9.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Рассматривание и обсуждение тематических картинок «Насекомые», «Времена года»

 

Конспект образовательной деятельности

 

I.

Вводная часть

- Ребята, давайте возьмёмся за ручки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

 

 

1.1

 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

- Скажите мне, а какое сейчас время года? 

- Какие признаки весны вы знаете? (снег растаял, солнце светит ярче, стало теплее, появляются насекомые)

- Назовите насекомых, которых вы знаете.

 

 

 

 

Ответы детей

1.2

Мотивация деятельности детей

- Я сегодня шла на работу и увидела бабочку, которая передала мне письмо от насекомых.

«Дорогие, ребята!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности и не можем вернуться к себе на лесную полянку.

Чтобы нас спасти, вам нужно отгадать загадки.

Жители полянки».

- Ребята мы же поможем насекомым? 

 

 

Ответы детей

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

- Как вы думаете, зачем нам помогать насекомых и что будет если исчезнут все насекомые?

- Никто не будет опылять растения, а если этого не делать, то не будет и самих растений

 

Ответы детей

II.

Основная часть:

 

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Отправляемся в путь.

Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом

Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку)

Корявые пенечки, (идут высоко, поднимая колени)

Все преграды мы прошли и на поляну пришли.

- Вот мы с вами оказались лесной полянке, но для того что бы вернуть насекомых на полянку нам нужно отгадать загадки.

- Сначала, вспомним, что мы знаем о насекомых?

- Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трёх частей: головы - на которой находятся два глаза, два ушка и усики. Грудь и брюшка.

- У всех насекомых есть крылья?

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний»

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Перед детьми картинки на корых изображены 3 насекомых и животное или птица

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

- Сейчас я буду вам загадывать загадки, перед каждым из вас лежит картинка с насекомыми, которых нужно вернуть на нашу полянку. Слушайте внимательно.

1)  -Из песка, сухих травинок

Хвои, глины и соринок

Дом уютный для семьи

Дружно строят …МУРАВЬИ.

Муравьи – дружные насекомые. Муравьи плохо видят, они ориентируются с помощью усиков. Муравьи очень быстро ползают, живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек. А вы знаете, как называется домик муравьёв?

- Муравейник.  Под крышей муравейника много коридоров, комнаток – это целый многоэтажный дом.  Муравьи тщательно ухаживают за своим домом, они его регулярно проветривают, просушивают, перестраивают.

- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

(строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

 - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

- Муравьи полезные или вредные насекомые?

(полезные, они поедают гусениц, тлю). Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

2) - Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….СТРЕКОЗА

- У стрекозы тонкие прозрачные крылья.  На крыльях много прожилок. Стрекоза может очень быстро летать. В народе стрекозу называют «живой вертолёт». Даже, когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы? У стрекозы четыре крылышка.

- У стрекозы есть голова, грудь, брюшко.  К груди крепятся шесть ножек. Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики, рот.

- Стрекоза — хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, хватает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету.

3) Одевает эта крошка

     Платье красное в горошек.

     И летать умеет ловко,

     Это … БОЖЬЯ КОРОВКА.

- Какая она? (красная, яркая)

- Значит и мы и птицы можем ее заметить. Как же она защищается от врагов? Она выделяет горькую, желтую жидкость. Эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки? (Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

Божья коровка — это полезное насекомое она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Дыхательная гимнастика «Божья коровка».

- Положите их на ладошку, скажите им слова и дунем, посмотрим, чья коровка дальше улетит.

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки,

Кушают конфетки!

(Дети дуют на «божью коровку», они разлетаются). 

4) Сок цветов душистых пьет,

    Дарит нам и воск, и мед.

    Людям всем она мила.

    А зовут ее ... ПЧЕЛА

- Туловище у пчелы полосатое с желтыми и черными полосками, у нее 6 ножек, голова, грудь, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щеточки, а на задних как бы маленькие корзиночки, куда пчелы собирают пыльцу.

- Когда пчелы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют, и от этого растения дают семена.

- Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела, в полете она расправляет крылья в стороны.

- Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки через хоботок сосут нектар с цветов. Затем несет его в свой домик - улей. 

- Улей - это небольшой домик, который человек делает для пчел. (показать картинку) Там живут много пчелок, они перерабатывают нектар в мед.

5) Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. БАБОЧКА

- Питается бабочка соком растений, нектаром. Нектар она пьет хоботком. Можно ли ловить бабочек? Почему?

- Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

- Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(пользу, опыляют растения)

- Посмотрите, как бабочки появляются на свет.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

- Мы с вами справились, все загадки отгадали и вернули всех насекомых на полянку.

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем муравья) 

 

 

 

 

(Рассматриваем картинки муравейника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем стрекозу) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем божью коровку) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем пчелу) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рассматриваем бабочку) 

 

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

- Давайте рассмотрим ещё бабочек.

- Особенно красивы у бабочки крылья. Красивые разноцветные бабочки украшают луг.

- А хотите и мы с вами раскрасим бабочек и украсим ими нашу полянку?

- Сегодня мы научимся рисовать бабочку необычным способом, который называется монотипия.

- Прежде чем разукрасить бабочку, нужно сложить её пополам, чтобы края бабочки совпадали, были ровными. Потом раскрыть её, у нас получились две половинки.

Рисовать, ребята будем только на одной половинке, другая половинка останется чистой.

- Посмотрите, как я разукрашу бабочку. Наносим краску вот такими мазками, сначала одним цветом, затем другим, третьим. Цвета выбирайте сами, какие вам больше нравятся. Краску нужно наносить быстро, чтобы она не успела высохнуть.

- Когда мы нанесем краску, сложим бумагу пополам и аккуратно ее прижмем. Затем развернем и посмотрим, что же у нас получилось. А получилась у нас ребята красивая, разноцветная бабочка.

- Ребята, давайте вспомним, как нужно набирать краску?

(сначала намочить кисточку, затем аккуратно набрать краску).

- А что нужно сделать, чтобы краски не смешались друг с другом?

(после каждой краски промыть кисточку, затем набирать другую краску).

- Какие красивые бабочки у вас получились!

- Ну, а нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети получают бабочку из бумаги, закрашивают половину бабочку акварельными красками, складываем бабочку пополам – делаем оттиск)

III.

Заключительная часть

 

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

- С какими насекомыми вы познакомились?

(Бабочка, пчела, муравей, божья коровка, стрекоза).

- Что общего есть у всех насекомых?

(У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног).

- Чем насекомые отличаются друг от друга?

(У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины)

- Каких полезных насекомых еще знаем?

(пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух; бабочки опыляют растения; божьи коровки и муравьи уничтожают тлю)

- Ребята, вы знаете вредных насекомых? Назовите их.

(муха, комар - разносят болезни, грязь)

- Молодцы! Ребята, сегодня на занятии вы все старались. Я надеюсь, что вы не будете обижать насекомых, а будете заботиться о них.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

IV.

Дальнейшая разработка темы

 

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Чтение художественной литературы, энциклопедий о насекомых. Наблюдение на прогулке.