Руденко Мария Николаевна 19.04.2022 группа «Бусинки» |
Примечание (доп. информация к конспекту) |
|||
1. |
Доминирующая образовательная область |
Познавательное развитие |
|
|
2. |
Вид деятельности детей |
Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная. |
|
|
Методическая информация |
|
|
||
1. |
Тема образовательной деятельности |
«Насекомые» |
|
|
2. |
Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности |
Наглядный метод (рассматривание насекомых); Словесный метод (рассказ о насекомых); Практический метод (рисование) |
|
|
3. |
Интеграция образовательных областей |
Речевое, художественно-эстетическое развитие |
|
|
4. |
Возрастная группа: |
Средняя (4-5 лет) |
|
|
5. |
Цель: |
Закрепить представления и знания детей о насекомых, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых
|
|
|
6. |
Задачи: |
|
||
6.1 |
Образовательные: расширять знания и представления у детей о насекомых их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе. Обогащать словарный запас детей по теме. |
|
||
6.2 |
Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание; активизировать память и мышление; умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. |
|
||
6.3 |
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к насекомым. |
|
||
7. |
Планируемые результаты: |
|
||
7.1 |
Дети должны узнавать и называть насекомых |
|
||
7.2 |
Иметь преставления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках |
|
||
7.3 |
Знать о бережном отношении к насекомым |
|
||
8. |
Организация среды для проведения образовательной деятельности |
Картинки: бабочки, пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, муравейник, улей; конверт, письмо; игра «Четвёртый лишний»; бабочки разного цвета; божьи коровки для дыхательной гимнастики; схема «Строение насекомых»; схема «Развитие бабочки» |
|
|
9. |
Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты |
Рассматривание и обсуждение тематических картинок «Насекомые», «Времена года» |
|
|
Конспект образовательной деятельности |
|
|||
I. |
Вводная часть |
- Ребята, давайте возьмёмся за ручки, улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг, Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнемся
|
|
|
1.1
|
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
- Скажите мне, а какое сейчас время года? - Какие признаки весны вы знаете? (снег растаял, солнце светит ярче, стало теплее, появляются насекомые) - Назовите насекомых, которых вы знаете.
|
Ответы детей |
|
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
- Я сегодня шла на работу и увидела бабочку, которая передала мне письмо от насекомых. «Дорогие, ребята! Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности и не можем вернуться к себе на лесную полянку. Чтобы нас спасти, вам нужно отгадать загадки. Жители полянки». - Ребята мы же поможем насекомым? |
Ответы детей |
|
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
- Как вы думаете, зачем нам помогать насекомых и что будет если исчезнут все насекомые? - Никто не будет опылять растения, а если этого не делать, то не будет и самих растений |
Ответы детей |
|
II. |
Основная часть: |
|
||
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
- Отправляемся в путь. Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку) Корявые пенечки, (идут высоко, поднимая колени) Все преграды мы прошли и на поляну пришли. - Вот мы с вами оказались лесной полянке, но для того что бы вернуть насекомых на полянку нам нужно отгадать загадки. - Сначала, вспомним, что мы знаем о насекомых? - Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трёх частей: головы - на которой находятся два глаза, два ушка и усики. Грудь и брюшка. - У всех насекомых есть крылья? - Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний»
|
Ответы детей
Перед детьми картинки на корых изображены 3 насекомых и животное или птица |
|
2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
- Сейчас я буду вам загадывать загадки, перед каждым из вас лежит картинка с насекомыми, которых нужно вернуть на нашу полянку. Слушайте внимательно. 1) -Из песка, сухих травинок Хвои, глины и соринок Дом уютный для семьи Дружно строят …МУРАВЬИ. Муравьи – дружные насекомые. Муравьи плохо видят, они ориентируются с помощью усиков. Муравьи очень быстро ползают, живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек. А вы знаете, как называется домик муравьёв? - Муравейник. Под крышей муравейника много коридоров, комнаток – это целый многоэтажный дом. Муравьи тщательно ухаживают за своим домом, они его регулярно проветривают, просушивают, перестраивают. - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают? (строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы) - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются? (чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник) - Муравьи полезные или вредные насекомые? (полезные, они поедают гусениц, тлю). Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса. 2) - Маленький вертолет Летит назад и вперед. Большие глаза Зовут ее….СТРЕКОЗА - У стрекозы тонкие прозрачные крылья. На крыльях много прожилок. Стрекоза может очень быстро летать. В народе стрекозу называют «живой вертолёт». Даже, когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы? У стрекозы четыре крылышка. - У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. К груди крепятся шесть ножек. Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики, рот. - Стрекоза — хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, хватает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету. 3) Одевает эта крошка Платье красное в горошек. И летать умеет ловко, Это … БОЖЬЯ КОРОВКА. - Какая она? (красная, яркая) - Значит и мы и птицы можем ее заметить. Как же она защищается от врагов? Она выделяет горькую, желтую жидкость. Эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки? (Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!) Божья коровка — это полезное насекомое она поедает маленьких букашек - тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов. Дыхательная гимнастика «Божья коровка». - Положите их на ладошку, скажите им слова и дунем, посмотрим, чья коровка дальше улетит. Божья коровка, Улети на небо, Там твои детки, Кушают конфетки! (Дети дуют на «божью коровку», они разлетаются). 4) Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила. А зовут ее ... ПЧЕЛА - Туловище у пчелы полосатое с желтыми и черными полосками, у нее 6 ножек, голова, грудь, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щеточки, а на задних как бы маленькие корзиночки, куда пчелы собирают пыльцу. - Когда пчелы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют, и от этого растения дают семена. - Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела, в полете она расправляет крылья в стороны. - Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки через хоботок сосут нектар с цветов. Затем несет его в свой домик - улей. - Улей - это небольшой домик, который человек делает для пчел. (показать картинку) Там живут много пчелок, они перерабатывают нектар в мед. 5) Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я поймать его хотел – Он вспорхнул и улетел. БАБОЧКА - Питается бабочка соком растений, нектаром. Нектар она пьет хоботком. Можно ли ловить бабочек? Почему? - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится? - Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (пользу, опыляют растения) - Посмотрите, как бабочки появляются на свет. Физкультминутка. Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. - Мы с вами справились, все загадки отгадали и вернули всех насекомых на полянку. |
(рассматриваем муравья)
(Рассматриваем картинки муравейника)
(рассматриваем стрекозу)
(рассматриваем божью коровку)
(рассматриваем пчелу)
(рассматриваем бабочку)
|
|
2.3 |
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
- Давайте рассмотрим ещё бабочек. - Особенно красивы у бабочки крылья. Красивые разноцветные бабочки украшают луг. - А хотите и мы с вами раскрасим бабочек и украсим ими нашу полянку? - Сегодня мы научимся рисовать бабочку необычным способом, который называется монотипия. - Прежде чем разукрасить бабочку, нужно сложить её пополам, чтобы края бабочки совпадали, были ровными. Потом раскрыть её, у нас получились две половинки. Рисовать, ребята будем только на одной половинке, другая половинка останется чистой. - Посмотрите, как я разукрашу бабочку. Наносим краску вот такими мазками, сначала одним цветом, затем другим, третьим. Цвета выбирайте сами, какие вам больше нравятся. Краску нужно наносить быстро, чтобы она не успела высохнуть. - Когда мы нанесем краску, сложим бумагу пополам и аккуратно ее прижмем. Затем развернем и посмотрим, что же у нас получилось. А получилась у нас ребята красивая, разноцветная бабочка. - Ребята, давайте вспомним, как нужно набирать краску? (сначала намочить кисточку, затем аккуратно набрать краску). - А что нужно сделать, чтобы краски не смешались друг с другом? (после каждой краски промыть кисточку, затем набирать другую краску). - Какие красивые бабочки у вас получились! - Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. |
(Дети получают бабочку из бумаги, закрашивают половину бабочку акварельными красками, складываем бабочку пополам – делаем оттиск) |
|
III. |
Заключительная часть |
|
||
3.1 |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
- С какими насекомыми вы познакомились? (Бабочка, пчела, муравей, божья коровка, стрекоза). - Что общего есть у всех насекомых? (У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног). - Чем насекомые отличаются друг от друга? (У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины) - Каких полезных насекомых еще знаем? (пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух; бабочки опыляют растения; божьи коровки и муравьи уничтожают тлю) - Ребята, вы знаете вредных насекомых? Назовите их. (муха, комар - разносят болезни, грязь) - Молодцы! Ребята, сегодня на занятии вы все старались. Я надеюсь, что вы не будете обижать насекомых, а будете заботиться о них.
|
Ответы детей |
|
IV. |
Дальнейшая разработка темы |
|
||
4.1 |
Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) |
Чтение художественной литературы, энциклопедий о насекомых. Наблюдение на прогулке. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.