Конспект занятия по ООД в средней группе «Космос»
Задачи: Дать первоначальное, элементарное представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах. Закрепить представления о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Закреплять умения конструировать из простых геометрических фигур, учить видеть среди множества предметов заданный предмет, формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине. Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор. Развивать зрительное внимание, восприятие, умение мыслить, рассуждать, отвечать полными ответами. Воспитывать самостоятельность.
Ход занятия
Восп.: - Ребята! Сегодня я хочу предложить вам отправиться в увлекательное путешествие, а куда отгадайте сами.
«Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты» (Космос)
Восп.: Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о Космосе. Знаете ли Вы, что такое Космос? (ответы детей)
Солнце, Луна, звезды – все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «мир, вселенная», «все на свете». Вселенная – это все, что существует. Дети, посмотрите на эти картинки (изображение звезд, планет). Что вы видите (звезды, планеты)
А когда мы можем видеть звезды? (Ночью, на ночном небе)
А кроме звезд, что еще вы видели на небе? Днем – Солнце, а ночью Луну.
Восп.: Правильно, ребята. Космос – это мир звёзд и планет.
Он очень разнообразен. Звезды кажутся маленькими, потому что находятся далеко.
На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на
Солнце.
Восп.: Ребята, вы знаете, как называется эта планета? Показать изображение Земли. (Ответы детей).
Восп.: Как вы поняли, что это планета Земля? (она голубая)
А почему наша планета имеет много синего цвета? Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами (синий цвет – это океаны, реки и моря).
Восп.: - Молодцы! Космос он очень большой. Это целая космическая система, которая состоит из множества звезд, планет, галактик. А сейчас давайте соберем картинки о космосе.
Восп.: (На двух столах лежат пазлы с изображением космоса). Воспитатель предлагает детям собрать их.
Восп.: Итак, Космос – это очень высоко, там кончается воздушное пространство Земли, и начинается космическое пространство. Туда не залетают птицы. Там не могут летать самолеты (потому что космос находится очень далеко). В Космос можно долететь только на ракете. Небо там совсем черное. Воздуха в космосе нет.
Восп.: А сейчас давайте поиграем. Д/и«Найди свою планету (звезду)».
Предложить детям среди разложенных на звезд, найти заданную:
– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.
- Найдите большую голубую звезду.
- Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т.д.
Восп.: Ребята, вы любите праздники? У Космоса тоже есть праздник, он отмечается 12 апреля. Кто знает, как он называется? (ответы детей). Правильно, это День космонавтики.
Восп.: Скажите, пожалуйста, как называется профессия людей, которые работают в космосе? Кто был первым космонавтом? (ответы детей)
Юрий Алексеевич Гагарин
Восп.: - Правильно! 60 лет назад, Юрий Алексеевич Гагарин первым проложил дорогу в космос. Это было 12 апреля 1961 года. С тех пор каждый год 12 апреля отмечается как День космонавтики. После полёта Ю. А. Гагарина многие дети мечтали вырасти, стать космонавтами и полететь в космос.
Восп.:- Ребята, перед тем как Ю.А. Гагарин отправился в космос, ученые проделали большую экспериментально – исследовательскую работу, в которой участвовали не только люди, но и животные. Именно с их помощью ученые узнали, что человек может летать в космос и находится там определенное количество времени. Это были две маленькие собачки Белка и Стрелка.
Игра « Ракетодром»
Дети произносят речёвку перед началом игры.
Мы сейчас все космонавты, Как Гагарин, как Титов
Экипаж ракеты нашей. В космос вылететь готов. Старт.
В руках воспитателя 4 флажка, дети стоят в кругу. По сигналу красного флажка дети начинают двигаться по кругу под космическую музыку, через некоторое время поднимается желтый флажок - дети двигаются по кругу в другую сторону, далее поднимается оранжевый флажок- дети начинают двигаться по залу свободно ,четвертый – зеленый флажок- дети садятся на корточки или останавливаются на месте ,игра проводится 2-3р.
Д/и «Найди планеты, летающие судна».
Дети выкладывают отдельно планеты и отдельно летающие объекты.
Восп.: - Дети, как вы думаете, в Космосе нужна специальная одежда? Да, просто так находиться в космосе нельзя, потому что там совершенно другая атмосфера. Все космонавты носят специальную одежду, как она называется? Зачем она нужна? (ответы детей)
Восп.: - Дети, как вы думаете, каким должен быть настоящий космонавт? (ответы детей)
- Жизнь космонавтов неразрывно связана со спортом. Даже находясь на борту космического корабля, они непременно делают зарядку. Давайте и мы с вами выполним «Космическую зарядку».
Физкультминутка.
Мы садимся на ракету (сели на корточки)
Шлем на голову надели (круглые руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим (вверх поднимаемся)
В невесомости парим (качаемся с ноги на ногу)
Путь наметили к планете (руки вперед)
Помахали вслед комете (машем)
Потянули за рычаг (подтягиваем руки)
Взяли курс мы на Маяк!
Посмотрели в телескоп (круглые кулачки перед глазами)
Надавили кнопку «Стоп!» (хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету (поворачиваемся вокруг себя)
Как обычную карету, и продолжили полет (покачиваемся с ноги на ногу)
Космос нас собой зовет! (машем руками).
Игра «Собираем Незнайку в полет»
Педагог: Ракету для незнайки смастерили, а багаж для него собрать забыли. На космическом
корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи,
которые нужны во время космического путешествия. Я буду показывать разные
предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в
путешествии и прятать ручки за спину, если этот предмет не нужен (скафандр,
санки, половник, аптечка, фонарик, кукла).
Восп.: Показывает изображение ракеты. Кто знает, как называется эта машина, и из каких частей она состоит? (ответы детей) Воспитатель подводит детей к месту, где лежит набор геометрических модулей (или фигур) и предлагает построить из них космическую ракету.
Пальчиковая гимнастика
На Луне жил звездочёт, Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз, ВЕНЕРА - два, Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР, Шесть - САТУРН, Семь - УРАН,
Восьмой - НЕПТУН, Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Десять – им земной поклон!
Включается музыка «Полет в космос», начинается работа. Отметить интересные работы.
Ребята, оказывается – Солнечная система эта большая, дружная семья. И это здорово!
Восп.: Ребята, понравилось вам занятие? Что запомнилось больше всего? С какими планетами вы познакомились? А каким должен быть настоящий космонавт?
Приложение
Встреча с Лунтиком.
Восп.: - Ой ребята, кажется у нас еще гости. Давайте посмотрим кто это.
Лунтик: - О - о! Здравствуйте, ребята! Я Лунтик, я живу на Луне, а космос это мой дом. Я очень рад вас видеть у себя в гостях! Ой, стоп! А что это такие маленькие ребята здесь делают? А, я все понял! Вам наверно, очень хочется узнать, что такое космос? Ха-ха-ха. Вижу, вижу, я угадал? Тогда садитесь поудобней и слушайте. Мне есть, что вам рассказать и показать.
Лунтик: - Космос – это необъятный мир, который находится за пределами земли. Космическая Вселенная наполнена множеством планет, комет и других небесных тел.
Живет во вселенной одна дружная семья — это Солнечная система. В центре ярко светит горячая звезда – это мама Солнце. Вокруг, на разном расстоянии от Солнца, расположены восемь главных планет – это ее Детки и все они разные. Они всегда находятся рядом и вертятся вокруг солнца, потому, что у Солнца есть дорожки, которые называются орбитами.
Самый быстрый сыночек Меркурий. Он находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.
У мамы Солнца есть две дочки. Самую красивую дочку зовут Венера. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от вашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.
Самая добрая и щедрая из всех планет Земля. Эта голубая планета, – ваш общий дом. Здесь живёте вы, люди, животные, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Этой планете повезло больше всех, поэтому вы должны ее беречь и не давать в обиду.
Самый драчливый и грозный из детей — это Марс. Единственная похожая на Землю планета. На Марсе есть четыре времени года, но почти нет кислорода и воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Вот так.
Юпитер - самый толстый и самый большой сыночек. Он состоит из газа, поэтому его так и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок. Юпитер опоясывает большой круг, который состоит изо льда. И каждый раз, когда Юпитер приближается к Солнцу, вокруг него появляется белое облако.
Силой и спокойным характером отличается Уран. Таинственная планета, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.
Сатурн - весельчак, Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли
Ледяная очень холодная планета Нептун. Находится он очень далеко от Солнца и солнечные лучи почти не достают до поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.
А самый маленький и самый плаксивый — это Плутон. Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам ее не пускают. Жалко, может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти.
Как и у всех, у планет есть друзья их спутники. Вот и у Земли подружку зовут Луна.
Восп.: - Ребята, вам понравился рассказ Лунтика? (ответы детей) Сколько интересного оказывается можно увидеть в космосе: галактики, звезды, кометы. А какие красивые планеты. Какого они были цвета? (ответы детей)
стихотворение И. Николаевича про космонавтов:
«К звездам улетим легко, не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде, а в космической ракете.
Тех, кого в полет берут, Космонавтами зовут.
Полететь готов не каждый, Только сильный и отважный.
А ракета выше дома,
Улетает с космодрома,
Жителям других планет
Передать с Земли привет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.