Занятие для детей 14 – 17 лет «Коммунальные услуги и платежи»
Цель: - воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.
Задачи: - формировать умение снимать показания с электрического счетчика и заполнять квитанции;
- формировать социальную активность и самостоятельность;
- практическая подготовка воспитанников к жизни к жизни в социуме.
Материалы: - квитанции для оплаты электроэнергии, карточки – задания для практической работы, ручки, изображение электросчетчика.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы с вами продолжим говорить о семейном бюджете, и тема нашего занятия «Оплата электроэнергии». Говорить будем о коммунальных платежах и в частности, как правильно оплатить электроэнергию.
2. Основная часть.
- Что такое бюджет семьи? (Это все доходы и расходы семьи за определенный период времени).
- Из чего состоит семейный бюджет ? (Из доходов и расходов).
- Из чего складываются доходы? (Зарплата, пенсия, стипендия, пособия и др.).
- О доходах мы говорим много, а на что в семье расходуют деньги? (На питание, обучение, на отдых, на приобретение одежды, мебели и др.).
- А кто знает, что такое коммунальные услуги? (Это услуги для обеспечения комфортных условий жизни).
- Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги? (Оплата за холодную и горячую воду, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой , не замечая этого : когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами.
- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество!
Это? …
(электричество)
- Сейчас мы используем для освещения помещений электрические лампочки. А всегда ли была электрическая лампочка? Каких её предшественников вы знаете? (лучина, свеча, факел, керосиновая лампа).
- Ребята, отгадайте ещё одну загадку :
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь –
Всё на ус мотает.
(электросчетчик)
- Вот это электросчетчик. (показать картинки).
- В чем измеряется электроэнергия? (в кВт/ч).
- Чтобы снять показания с электросчетчика, надо списать цифры вот из этого окошечка (показать).
- Для того, чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счетчика в прошлом месяце и знать, сколько стоит 1 кВт электроэнергии.
- Кто знает, какова сейчас цена тарифа за свет (2р.90коп.)
- А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчетчика.
- Показания электросчетчика на сегодняшний день 3200 кВт/ч, а последнее показание в прошлом месяце было 3100 кВт/ч. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт/ч составляет 2 рубля 90 копеек?
-Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счетчика нужно вычесть предыдущее).
3200 – 3100 =100 (кВт/ч) – расход электроэнергии за месяц.
- Сколько же денег будут стоить 100 кВт/ч электроэнергии? Как мы можем это узнать? (умножим стоимость 1 кВт/ч на количество израсходованной электроэнергии).
3. Практическая работа.
- А теперь вы самостоятельно научитесь рассчитывать плату за свет.
Самостоятельная работа по карточкам. Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Приложение1.
Заполни таблицу, если плата за 1 кВт/ч =2,90 р.
предыдущее |
5630 |
2100 |
3400 |
1700 |
Последующее |
5720 |
2300 |
3550 |
1900 |
Оплата за месяц |
90*2,90= |
|
|
|
- Давайте проверим, что у нас получилось. По очереди читаем ответы, если кто-то не согласен – поднимает руку.
* Платёжные квитанции.
- Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию производится согласно показаниям счетчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату, нужно заполнить платёжную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся. Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть произведен неверно. Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу.
Практическая работа «Заполнение квитанции».
- Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные платежи? (банк, почта, касса ЖКУ).
- Сейчас появилась новая форма оплаты услуг : через специальные устройства – платёжные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться.
- Для того, чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать, где находится штрих-код) и сделать это можно не только деньгами, но и банковской картой.
- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать коммунальные услуги? (пеня, штраф, отключат свет).
- А надо ли экономить электроэнергию? То, чего у нас на первый взгляд достаточно?
- Назовите способы экономии электроэнергии? (выключать ненужные электроприборы, использовать энергосберегающие лампочки).
- Итак, если хотите получить лишние деньги, то нужно экономить! Что такое экономия, давайте прочитаем. (Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход).
- Давайте сейчас вспомним пословицы и поговорки об экономии:
* Денежки счёт любят.
* Бережливость лучше богатства.
* По приходу и расход.
* Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
4. Итог
- Наше занятие подходит к концу. И, сейчас для того, чтобы подвести итоги, я предлагаю вам вспомнить, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего запомнилось?
Всем спасибо, занятие окончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.