Тема: «В гости к мастерам Гжели»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с народным художественным промыслом Гжель;
2. Формировать умение видеть характерные отличительные особенности изделий;
Коррекционно - Развивающие:
1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Развивать у детей интерес к народному декоративно- прикладному искусству;
4. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении гжельского узора;
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства;
Обогащение словаря: подглазурная, гжельская роспись, скудная гамма.
Активизация словаря: фарфор, глина, гипс.
Оборудование: картинки, изделия Гжельского завода, шаблоны, гуашь (синяя, белая), кисти.
Предварительная работа: беседа с детьми утром: показ картинок.
Этапы занятия |
Время |
Решаемые задачи |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Инд. – диф. Подход |
Примечания |
Вводная часть |
2 минуты |
К-Р1 |
- Ребята, посмотрите, что это? - Что изображено на картинках? - Правильно, предметы гжельского промысла. - Рассмотрите иллюстрации и назовите правильно посуду для хлеба, сахара, молока, чая, конфет, пирогов, заварки и т.д - Где делают такую посуду и из чего? - Из глины, похожей на ту, которую мы используем на занятиях по лепке. Знаете ли вы, как из мягкой глины получается такая красивая и достаточно крепкая посуда? - Сели все ровно, спины прямо. - Сейчас я вам расскажу, слушайте внимательно. |
- картинки. - узоры, предметы
- называют слова
- Нет |
Ксюша, а ты как думаешь?
|
|
Основная часть |
20 минут |
О1
К-Р3
В1
К-Р2
О2
К-Р4
|
- Как-то Зима поспорила с Весной, кто из них лучшая художница. Зима говорила: «Я лучше рисую, у меня в подручных Дед Мороз! Как стукнет посохом об землю – всё узорами покрывается: и земля, и вода, и деревья, и даже окна в человеческих домах!» А Весна ей отвечает: «А как я прихожу – все твои узоры пропадают и земля раскрашивается разноцветными узорами из цветов и листьев!» А Зима ей: «Так только земля и деревья! А я всё заморожу!» А Весна : «А у тебя всё только белое и синее, а у меня красок больше и узоры самые разные из цветов!» Спорили они, спорили, никак не могут договориться, кто лучше рисует. Пошли они к Ивану-гончару, чтобы он их спор разрешил. Выслушал их гончар и говорит: «Научи-ка, ты, Зима, меня белую и синюю краски замешивать, а ты, Весна цветы вырисовывать. А то я никак не могу разобрать – кто же лучше». Научили его Зима и Весна своим умениям, а гончар расписал кувшин необыкновенной красоты: на белом фоне синие цветы. Стали люди по всему миру покупать такие блюда да кувшины, чайники да чашки. Посмотрели Зима и Весна на кувшин и сказали: «Не мы лучшие, а Ивангончар. И сёла, и города его цветами украшены». И ушли восвояси. А жил Иван в деревне Гжель, потому и назвали ту роспись гжельской. А узоры те до сих пор люди рисуют и дома свои украшают. Вот такая история. И правда, этот промысел до сих пор живёт. А теперь я расскажу вам, как
эту посуду на современных заводах делают. В Гжели работают высококвалифицированные и одарённые художники, скульпторы и мастера технологии. Там существует целый образовательный цикл: обучение начинается с детского сада, основной школы и заканчивается Гжельским художественным колледжем и курсами аспиранта в Москве. Физкультминутка «Гжельские узоры» Детям предлагается всем вместе повторить тот или иной узор, который демонстрирует воспитатель. Дети сами должны решить, кто изображает бутон, кто листья, кто цветы. Молодцы, сели все ровно. - Про что я вам рассказывала? - Как делают? - Сейчас я вам предлагаю побыть в роли гжельских мастеров, но сначала мы с вами настроимся. Пальчиковая гимнастика. «Художники» Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни: (Вращаем кисти рук.) И вот этак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками.) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем) Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) Постучали. (Стучим кончиками пальцев по столу) Повертели. ( Круговые вращения кистью) И работать захотели.( Потираем руками) А теперь подойдите к столам, присядьте на стулья. Основные элементы гжельской росписи – «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Особый приём, отличающий гжельскую роспись, - «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике – большее количество, к основанию – минимальное. Посмотрите, на столе разложены шаблоны гжельской посуды. Выберите любой понравившийся образец, придумайте свой узор и распишите его в технике гжельской росписи. Кто закончил, кладите свои работы на стол. У всех получилось? |
Выполняют физминутку.
- Как делают посуду.
|
Гриша, слушай внимательно.
|
Рассказ сопровождается наглядностью – показ презентации.
Если дети затрудняются, помогаю. |
Заключительная часть |
3 минуты |
О2
|
Куда мы с вами сегодня ездили на экскурсию? Какого цвета узоры в гжельской росписи? Вам понравилось наше путешествие? С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились? Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме? |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.