Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Оценка 4.8

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Оценка 4.8
docx
31.03.2023
Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим миром
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.docx

 

Тема: «В гости к мастерам Гжели»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:
Образовательные:

1.    Познакомить детей с народным художественным промыслом Гжель;

2.    Формировать умение видеть характерные отличительные особенности изделий;

Коррекционно - Развивающие:

1.      Развивать зрительное внимание, наблюдательность;

2.      Развивать мелкую моторику рук;

3.      Развивать у детей интерес к народному декоративно- прикладному искусству;

4.      Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении гжельского узора;

Воспитательные:

1.      Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства;

 

Обогащение словаря:  подглазурная, гжельская роспись, скудная гамма.

 

Активизация словаря:  фарфор, глина, гипс.

 

Оборудование: картинки, изделия Гжельского завода, шаблоны, гуашь (синяя, белая), кисти.

 

Предварительная работа: беседа с детьми утром: показ картинок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы занятия

Время

Решаемые

задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Инд. – диф.

Подход

Примечания

Вводная часть

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К-Р1

- Ребята, посмотрите, что это?

- Что изображено на картинках?

- Правильно, предметы гжельского промысла.

- Рассмотрите иллюстрации и назовите правильно посуду для хлеба, сахара, молока, чая, конфет, пирогов, заварки и т.д

- Где делают такую посуду и из чего?

- Из глины, похожей на ту, которую мы используем на занятиях по лепке. Знаете ли вы, как из мягкой глины получается такая красивая и достаточно крепкая посуда?

- Сели все ровно, спины прямо.

- Сейчас я вам расскажу, слушайте внимательно.

- картинки.

- узоры, предметы

 

 

- называют слова

 

 

 

 

 

- Нет

 

 

 

 

 

 

Ксюша, а ты как думаешь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

20 минут

 

 

 

 

 

 

О1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К-Р3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К-Р2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К-Р4

 

 

 

- Как-то Зима поспорила с Весной, кто из них лучшая художница. Зима говорила: «Я лучше рисую, у меня в подручных Дед Мороз! Как стукнет посохом об землю – всё узорами покрывается: и земля, и вода, и деревья, и даже окна в человеческих домах!» А Весна ей отвечает: «А как я прихожу – все твои узоры пропадают и земля раскрашивается разноцветными узорами из цветов и листьев!» А Зима ей: «Так только земля и деревья! А я всё заморожу!» А Весна : «А у тебя всё только белое и синее, а у меня красок больше и узоры самые разные из цветов!» Спорили они, спорили, никак не могут договориться, кто лучше рисует. Пошли они к Ивану-гончару, чтобы он их спор разрешил. Выслушал их гончар и говорит: «Научи-ка, ты, Зима, меня белую и синюю краски замешивать, а ты, Весна цветы вырисовывать. А то я никак не могу разобрать – кто же лучше». Научили его Зима и Весна своим умениям, а гончар расписал кувшин необыкновенной красоты: на белом фоне синие цветы. Стали люди по всему миру покупать такие блюда да кувшины, чайники да чашки. Посмотрели Зима и Весна на кувшин и сказали: «Не мы лучшие, а Ивангончар. И сёла, и города его цветами украшены». И ушли восвояси. А жил Иван в деревне Гжель, потому и назвали ту роспись гжельской. А узоры те до сих пор люди рисуют и дома свои украшают. Вот такая история. И правда, этот промысел до сих пор живёт.

А теперь я расскажу вам, как эту посуду на современных заводах делают.

Изготовление гжельского фарфора проходит в несколько этапов. Гжельские мастера вручную, на специальных гончарных станках вытачивают гипсовые заготовки для будущего гжельского изделия. С помощью специальных резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки. Затем в эту гипсовую форму заливается глина, пористый гипс
впитывает лишнюю влагу из глины, благодаря чему получается заготовка будущего изделия. Заготовку, которая обрела форму, отправляют в печь в утильный обжиг. После утильного обжига изделие покрывают глазурью (тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества). После этого проводят еще один политой обжиг при более высоких температурах. На этом этапе на изделии закрепляется нанесенная глазурь. Также под глазурью используют специальные подглазурные краски. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино, образуя тонкую пленку, которая предотвращает стирание рисунка. Единственный минус подглазурных красок – гамма их расцветок довольно скудная, поскольку большинство цветов выгорает из за высокой температуры. Самая распространенная подглазурная краска – кобальт, дающий после обжига изделия синий цвет различных оттенков. И в итоге мы видим то, что называется гжельским фарфором!

В Гжели работают высококвалифицированные и одарённые художники, скульпторы и мастера технологии. Там существует целый образовательный цикл: обучение начинается с детского сада, основной школы и заканчивается Гжельским художественным колледжем и курсами аспиранта в Москве.

Физкультминутка «Гжельские узоры»

Детям предлагается всем вместе повторить тот или иной узор, который демонстрирует воспитатель. Дети сами должны решить, кто изображает бутон, кто листья, кто цветы.

Молодцы, сели все ровно.

- Про что я вам рассказывала?

- Как делают?

- Сейчас я вам предлагаю побыть в роли гжельских мастеров, но сначала мы с вами настроимся.

Пальчиковая гимнастика. «Художники»

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни: (Вращаем кисти рук.)

И вот этак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) Постучали. (Стучим кончиками пальцев по столу)

Повертели. ( Круговые вращения кистью)

И работать захотели.( Потираем руками)

А теперь подойдите к столам, присядьте на стулья.

Основные элементы гжельской росписи – «широкая и узкая полоса»,

«точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок». Особый приём,

отличающий гжельскую роспись, - «растяжение» цвета, от тёмно-синего до

бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт

неравномерного набора краски на кисть, на кончике – большее количество,

к основанию – минимальное.

Посмотрите, на столе разложены шаблоны гжельской посуды. Выберите любой

понравившийся образец, придумайте свой узор и распишите его в технике гжельской росписи.

Кто закончил, кладите свои работы на стол. У всех получилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

- Как делают посуду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гриша, слушай внимательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ сопровождается наглядностью – показ презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если дети затрудняются, помогаю.

Заключительная часть

3 минуты

 

О2

 

 

Куда мы с вами сегодня ездили на экскурсию?  Какого цвета узоры в гжельской росписи?

Вам понравилось наше путешествие?

С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня

познакомились?

Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: «В гости к мастерам Гжели»

Тема: «В гости к мастерам Гжели»

Этапы занятияВремяРешаемые задачиДеятельность воспитателя

Этапы занятияВремяРешаемые задачиДеятельность воспитателя

К-Р3

К-Р3

К-Р2 О2

К-Р2 О2

О2 К-Р4 -

О2 К-Р4 -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2023