Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенняя пора — птица со двора»
Оценка 4.8

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенняя пора — птица со двора»

Оценка 4.8
docx
08.09.2021
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенняя пора — птица со двора»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.docx

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенняя пора — птица со двора»

Программные задачи.

Обучающие:

Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелетные»«кочующие»«зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения осенью. Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе. Расширять словарный запас через участие в беседе, восприятие произведений художественной литературы и в словесно-речевых играх.

Развивающие:

Активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры. Развивать образное мышление, воображение, слуховое внимание, память. Побуждать детей разгадывать загадки, опираясь на характерные признаки объекта, изображенные на модели; классифицировать предметы по заданному признаку на слух.

Воспитательные:

Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам, желание стать организатором и участником экологической акции «Накорми птиц зимой». Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во время самостоятельной работы в подгруппе.

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, мольберт, картина с изображением перелетных птиц на фоне осеннего пейзажа, изображения способов перелета птиц,

Ход ООД.

Педагог предлагает детям встать полукругом перед экраном телевизора так, чтобы всем было удобно и видно. Предлагает рассмотреть картинки на экране.На нем в четырех квадратиках нарисованы: два крыла и две ноги; перо; клюв; яйцо.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что изображено на этих картинках-моделях, и назовите тему нашего занятия.

Если дети не называют тему «Птицы», то педагог просит назвать по очереди то, что изображено в каждом квадрате, и подумать, о ком идет, речь.

Воспитатель. Вы правы, дети, тема нашего занятия - «Птицы».

Педагог предлагает детям расположиться полукругом на стульях перед мольбертом, на котором картина с изображением перелетных птиц на фоне осеннего пейзажа.

Воспитатель. Ребята, есть такая народная примета «Осенняя пора птица со двора». Посмотрите на картину и скажите, какой признак осени вы видите на ней.

Дети. Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель. Вспомните, как называются птицы, которые улетают на юг?

Дети. Перелетные птицы.

Воспитатель. А какие птицы улетают первыми и почему?

Дети. Первыми улетают те птицы, которые питаются насекомыми, потому что насекомые прячутся глубоко или погибают с наступлением холодных дней и ночей.

Педагог выслушивает ответы детей, поддерживает вопросами и одобрением их рассуждения.

Воспитатель. Птицы, которые едят насекомых, называются насекомоядными. Давайте вместе скажем «насекомоядные». Дети, а какие птицы отправляются на юг последними?

Дети. Последними улетают водоплавающие птицы. Они улетают, когда начинает замерзать вода в водоемах, когда наступают первые заморозки.

Воспитатель предлагает детям вернуться к экрану телевизора и поиграть. Игра «Четвертый лишний

Воспитатель. Я буду называть птиц, вы внимательно послушайте и скажите, какая птица лишняя, и объясните, почему вы так думаете.

Журавль, лебедь, утка, ласточка.

Дети. Ласточка насекомоядная.

Воспитатель. Стриж, грач, кукушка, лебедь.

Дети. Лебедь — водоплавающая.

Воспитатель. Скворец, жаворонок, ласточка, сорока.

Дети. Сорока зимующая.

Воспитатель. Трясогузка, воробей, синица, дятел.

Дети. Трясогузка — перелетная.

Дети классифицируют птиц, определяют признак и называют их. Когда ребята справятся с заданием, воспитатель предлагает им «полетать как птички» по группе, а потом возвратиться на стулья. Педагог размещает на мольберте изображения способов перелета птиц.

Воспитатель. Птицы летают по-разному: косяком, клином, сплошным фронтом, стайкой. Первым летит вожак — это самая выносливая, опытная и сильная птица. За ним летят другие сильные птицы, которые смогут подменить вожака, когда он устанет. Курлычут те птицы, которые летят последними, более молодые, чтобы подать вожаку знак, что они не отстают. Чаще клином летят журавли они поднимаются на высоту 1000 метров над землей, а косяком — гуси и утки — они летают пониже. Почему косяком и клином? Первыми, как я уже сказала, летят сильные птицы. Они машут крыльями, и воздух, огибая птицу, создает такой воздушный поток, который позволяет следующей птице меньше махать крыльями. Так птицы экономят силы друг друга.

Далее для снятия статического напряжения педагог предлагает детям поиграть.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Дети стоят врассыпную на одном конце групповой комнаты это «птицы». На другом конце — стулья, диванчик, те предметы, на которые дети могут присесть. По сигналу воспитателя «Птицы улетают «птицы летят, расправив крылья». По сигналу «Буря!» - «летят» и садятся на стульчики «скрываются от бури». По сигналу «Буря прекратилась!» «птицы летают».

Продолжительность игры — 3—5 минут. По окончании игры дети садятся на стулья.

Воспитатель. А есть птицы-гости, их еще называют кочующими.

Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного Севера. Наши зимние гости — это чечетки, свиристели, клесты, снегири. (Выставляет на мольберт картинки с их изображением.) В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть. Свиристели и снегири лакомятся рябинкой, клесты Шишками, а чечетки - семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке Николая Сладкова «Курорт „Сосулька"». «Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

- Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт. Пальмы, бананы, жарища!И слышит вдруг голос:

- Это смотря на какой зимовке, Сорока!

- На какой, на какой — на обыкновенной!

- Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – полосе. Вот мы, например, к вам зимовать как у вас в средней курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они Свиристель и Снегирь и они Пуночка и белая Куропатка.

- Что-то я вас не пойму толком! - удивляется Сорока. Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег - и у нас снег, у вас мороз и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!Но Свиристель не согласен:

- Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.И белая куропатка не согласна:

- Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

- В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь! И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

-Век живи, век учись! - Выходит, мне не плакать удивляется Сорока. надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

-Так-то, Сорока! А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках,- от них пока ни слуху ни духу».

Воспитатель предлагает детям на несколько секунд закрыть глаза и представить то, о чем им только что прочитали. Дети открывают глаза, и воспитатель начинает с ними разговор.

Воспитатель. Дети, чем понравились гостям наши края?

Дети. У нас теплее и вкуснее.

Воспитатель. Ребята, разгадайте загадки.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам ныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует

Коноплю ворует.

Дети. Воробей.

Воспитатель.

Хоть я не молоток,

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Дети. Дятел.

Воспитатель.

Желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки.

Отгадайте, что за птица?

Называется.

Дети. Синица.

Воспитатель.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее!

Дети. Сорока.

Воспитатель. Каким одним словом можно назвать этих птиц?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Вы правы. Зимующие это те птицы, которые никуда не улетают. А знаете почему?

Педагог выслушивает ответы детей. Поощряет полные высказывания и рассуждения.

Воспитатель. Эти птицы знают, что люди им помогут перезимовать. А как мы можем помочь птицам?

Дети. Сделать кормушки и повесить их на нашем участке.

Воспитатель. Дети, я предлагаю каждому сделать дома с родителями кормушку и принести в детский сад. Мы с вами будем кормить зимующих птиц каждый день!


 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенняя пора — птица со двора»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенняя пора — птица со двора»

Воспитатель. Вспомните, как называются птицы , которые улетают на юг?

Воспитатель. Вспомните, как называются птицы , которые улетают на юг?

Почему косяком и клином? Первыми, как я уже сказала, летят сильные птицы

Почему косяком и клином? Первыми, как я уже сказала, летят сильные птицы

Тоже мне курорт — одно горе! Но

Тоже мне курорт — одно горе! Но

Хоть я не молоток, По дереву стучу :

Хоть я не молоток, По дереву стучу :

Воспитатель. Дети, я предлагаю каждому сделать дома с родителями кормушку и принести в детский сад

Воспитатель. Дети, я предлагаю каждому сделать дома с родителями кормушку и принести в детский сад
Скачать файл