Конспект занятия
по патриотическому воспитанию "Маленькие герои большой войны"
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила и провела
воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с №111 «Гнездышко»
Г.Брянска
Кузнецова
Елена Евгеньевна
2021г
Цель: Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
Воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к героям войны;
Материал и оборудование: заготовки голуби (оригами), георгиевские ленты. Дерево на подставке. Презентация «Дети - маленькие герои, большой войны»
Предварительная работа:
знакомство детей с литературой и поэзией;
прослушивание песен времен ВОВ;
рассматривание картин: П.Корин «Портрет Георгия Константиновича Жукова», Ю.М.Непринцев «Отдых после боя» А.Лактинов «Письмо с фронта».
Ход занятия
Дети в форме военных лет (гимнастерки, пилотки) строятся в зале.
Звучит аудиозапись песни «Священная война» В. Лебедева-Кумача.
Воспитатель: К нам сегодня в гости пришел человек-легенда, герой ВОВ. Он прошел все тяготы войны. Он вам расскажет, какие трудности испытывали дети во время войны. (рассказ ветерана)
Воспитатель: Эта песня называется «Священная война», слово «священная»
означает святая, справедливая. Ребята, к чему призывают слова песни?
Дети: На борьбу с врагом.
Воспитатель: В обычный летний день 22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. На защиту Родины встал весь советский народ.
«Сообщение о начале войны фрагмент»
Вставай, народ!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
- Дети оказались лицом к лицу со страшной силой фашизма.
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных.
Чтение стихотворения «Злая мачеха – война»
Война – ты мачеха злая!
Малых детей обижала.
Страхом душу терзая,
Детство у них отнимала.
Война – ты мачеха злая!
Досыта есть не давала,
С белого света сживая,
Радость у них отбирала.
Война – ты мачеха злая!
Вволю поспать не давала,
Рано детей поднимая,
Тяжким трудом донимала.
Мы соберём все силы –
Прогоним злую старуху,
Чтоб детям она не грозила
Голодом, смертью, разрухой!
Воспитатель: В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.
Тринадцать
миллионов
Детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Детей уводили на расстрел, как и взрослых. Предлагаю вам послушать
стихотворение Муссы Джалиля «Чулочки» читает ребенок (В.Ушкалова)
Чтение сопровождается показом презентации
Воспитатель: Многие дети уходили в партизанские отряды. Сражались
наравне со взрослыми. Совершали настоящие подвиги, становились героями.
У меня есть цветок героя, но вот беда, разлетелись у цветка лепестки. Надо их собрать и сказать, какими же качествами должен обладать настоящий герой.
Игра «Цветок героя»
7 детей приносят лепестки и, прежде чем присоединить их к середине, называют качество героя.
(Смелость, отвага, храбрость, мужество, выносливость, находчивость, любить Родину.)
Воспитатель: Вот какой цветок у нас получился. Все эти качества есть у настоящих героев. Дети совершали подвиги: они взрывали поезда, склады с боеприпасами, работали санитарами в госпиталях, ходили в разведку. Не задумываясь, они отдавали свою жизнь.
Послушайте стихотворение А.В. Никишенко «Война не место для детей».
Читает воспитатель.
Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек,
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война – не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье.
Снежки и лыжи, и коньки
А не сиротство и страданье!
Вопросы:
О чем это стихотворение?
Какие вы испытываете эмоции, услышав это стихотворение?
Какое стихотворение грустное или веселое и почему?
Как мы должны читать грустные стихи: быстро или медленно?
Какие здесь главные слова, которые можно выделить голосом?
Каким голосом вы будете произносить слова о войне? (громким)
А каким голосом о маме, о ее теплых руках? (ласковым)
Гимнастика на развитие дыхания
Физминутка
- Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий солдат?
- Давайте и мы представим себя защитниками Родины.
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
Вот такими были мальчишки и девчонки, которым пришлось воевать с фашистами.
Повторное чтение воспитателем стихотворения с установкой на запоминание.
Чтение стихотворения детьми (вначале рассказывает ребенок, который хорошо запоминает)
воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.
Итог: Дети, которые воевали на войне, сражались ради мира на земле. Ради того, чтобы у нас с вами было счастливое детство.
Воспитатель: Уже много лет прошло с того времени, как прогремел последний выстрел Великой Отечественной войны, но в нашей памяти остаются образы дорогих нам людей. Тех, кто отдал свою жизнь за будущее, в котором нет войны. В этот светлый праздник мы отдаем глубокую дань уважения тем, кто прошел трудными дорогами войны, кто вернулся с фронта, восстанавливал страну, израненную, разрушенную. Память об этих людях должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы, но и в наших сердцах.
А чтобы эта память не угасала в наших сердцах. В России проходят такие акции как:
1. Георгиевская ленточка – это символ и дань памяти тем, кто пал, спасая мир от фашизма.
2. «Дерево Победы» – традиционная акция Движения. Благодаря ей, мы не просто облагораживаем и озеленяем наши города, но и не даем забыть нашу историю.
Воспитатель: Давайте сегодня приобщимся к этому патриотическому движению и сделаем «Дерево ПОБЕДЫ». На этом цветущем дереве, которое символизирует тот - «победный май», «великий май» будут развиваться георгиевские ленты (это символ и дань памяти тем, кто пал, спасая мир от фашизма; это благодарность людям, отдавшим все для фронта; это символ уважения к ветеранам и гордости за Великую Победу). Это белые голуби, которые говорят (НЕТ ВОЙНЕ – МИРУ МИР)
Под песню «Летите голуби летите» дети вместе с воспитателями подвязывают георгиевские ленты, белых голубей к веточкам древа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.