Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сказки о воде, снеге, льде"
Оценка 4.9

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сказки о воде, снеге, льде"

Оценка 4.9
docx
02.02.2021
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сказки о воде, снеге, льде"
konspekt_viktorina_po_skazkam_s_obrazami_vody_snega.docx

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

 

 

Конспект НОД
в подготовительной группе 
"Викторина по сказкам с образами воды и снега"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Алексеева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викторина по сказкам с образами воды, снега.

(Для детей 6-7 лет)

Программное содержание:

 обучать умению анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать результаты проводимых опытов; активно стимулировать умственную деятельность;  активно включать детей в опытническую деятельность, развивать практические навыки, формировать наблюдательность;  учить детей принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность;  содействовать закреплению знаний о влиянии теплоты на изменение свойств снега: снег под «шубой» тает медленнее, чем на открытом воздухе; шуба, снег и другие предметы не греют, а лишь сохраняют тепло и др.;  развивать логическое мышление, речь, воображение;  способствовать развитию силы голоса и речевого дыхания, активизировать мышцы губ; учить сочинять сказки – миниатюры; добиваться от детей построения связной речи, обучать умению говорить слова - комплименты;  создавать атмосферу эмоциональных эстетических переживаний на основе сказок; воспитывать интерес к художественным произведениям;  вызывать детские отклики на добро и зло; учить отстаивать своё мнение, развивать решительность – способность принимать решения в ситуации неопределённости критериев;  добиваться соблюдения внимательного чуткого отношения к товарищам, педагогу; соблюдать требования такта во взаимоотношениях друг с другом, взрослыми; воспитывать толерантность – способность быть терпимым к недостаткам других людей или персонажам художественных произведений;  привлечь детей к анализу своей деятельности на занятии;

Предварительная работа: проведение на прогулке опыта «Тепло ли в снежных сугробах?» с предварительной беседой, умозаключениями. Чтение сказок: «Снегурочка», «Мороз Иванович» в обр. В.Ф. Одоевского. «Два Мороза», «12 месяцев», «Заюшкина избушка» в обр. О. Капицы.

Оборудование и материалы: иллюстрации, репродукции, рисунки к сказкам: «Мороз Иванович» в обр. В. Ф. Одоевского», «Снегурочка», «12 месяцев» и другие. Рисунки – схемы, отражающие в моделях содержание опыта «Тепло ли в сугробе?» (на каждого ребёнка).Атрибуты – шапочки лисы, зайца. Цветные фишки. Панно «Зимний пейзаж», разрезные картинки к сказке «Заюшкина избушка».

Ход занятия В любых произведениях искусства, в том числе в легендах, сказках, люди наделяют воду, снег, камни и прочие предметы природы образами человека. Мы знаем, что вода бывает и паром, и туманом, и хлопьями снега, и льдом, и дождиками, и росинками. Сегодня мы войдём в мир сказок, в которых герои или их вещи отображают воду в состоянии снега, льда.

Послушайте загадки из сказок, в которых прячутся водяные, снежные герои.

Нет у деда с бабой дочки!

Что же делать? Как тут быть?

Взяли снежные комочки,

Стали девочку лепить.

А она вдруг ожила,

Улыбнулась, в дом вошла.

Рады баба, дед и кот,

Рады петух с курочкой,

Что теперь с ними живёт

Девочка…(Снегурочка). (Г. Лаптева).

Работая со сказкой «Снегурочка» (приложение 1), спросить у детей, какой печальный конец сказки. Сказать, как тяжела будет жизнь у старика и старухи без Снегурочки. Спросить детей, в чём будут заключаться трудности стариков. Подвести детей к мысли, что есть возможность спасти Снегурочку от таяния. Но как? Проводится опыт «Где быстрее растает сосулька (снег, мороженое)?», который доказывает, что шуба сохраняет, не только тепло, но и холод.

Содержание опыта. Взять две сосульки, принести в помещение. Одну сосульку закутать в шубу, другую оставить незакрытой. Когда первая сосулька растает (незакрытая), развернуть вторую. Дети увидят, что она не растаяла.

Вывод: значит, шуба не согрела лёд, а, наоборот, замедлила таяние, не пропустила комнатное тепло к сосульке.

Возникает вопрос по сказке: «Если Снегурочка наденет шубу, шапку, шарф, валенки и выйдет в весенний солнечный день гулять с подружками, растает она или нет?» Дети сочиняют счастливый конец сказки, в котором Снегурочка возвращается домой к старикам.

Можно включить и второй вариант исследовательской работы по сказке «Снегурочка» - провести кратковременный опыт. Педагог зачитывает отрывок: «А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше – дождичек». Предлагает детям задуматься, правильно ли рассуждает Снегурочка: «Всё бы ей холодок, а ещё лучше – дождичек?» «Вероятно, Снегурочка забыла, что она из снега слеплена? Будет ли ей полезен дождь? – задаёт вопрос педагог и предлагает провести опыт.

Содержание опыта.

Вносятся две вылепленные из снега Снегурочки. На одну Снегурочку надевают «шубу» - бумажный колпачок; на другую Снегурочку ребёнок льёт воду из лейки («дождь»). Колпачок предохраняет первую Снегурочку от тепла, идущего из комнаты, она тает медленнее; «дождик» размывает снег – вторая Снегурочка тает быстрее.

Вывод (делают дети). Для Снегурочки опасен дождик, так как под ним она тает быстрее. Далее предлагаются советы, как спастись Снегурочке от дождя.

Мачеха злая корзинку дала,

В зимнюю стужу в лес прогнала:

Нечего дома у печки дремать!

Ты первоцветы должна мне нарвать!

В лютую стужу, под ветром склоняясь,

В лёгком платке она в лес направлялась.

Думала встретить погибель свою,

Только услышала – песню поют.

Братья от гибели уберегли,

Подснежники даже собрать помогли. («12 месяцев»)

Дети определяют название сказки, называют её героев.

Зимой девицу в лес свезли,

Под сосной оставили.

Добрый дед её нашёл,

В дивный терем свой привёл,

Щедро наделил дарами,

Самоцветными камнями.

Сводную её сестрицу,

Лежебоку круглолицую,

Наказал за лень и злобу,

Выгнав вредную особу,

И не стало спеси, лоска

В зимней сказке… («Мороз Иванович»).

Педагог зачитывает фрагмент из сказки.

…Тут он приподнял снежную перину с одеялом, и рукодельница увидала, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.

- Вот ты говоришь, - сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?

- Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, а кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло. А вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь».

Педагог предлагает детям подумать, почему зелёная травка не погибает под снежной периной. Почему Мороз Иванович так боится ветра, который может разнести снег? Что опаснее для травки: снежная перина или её отсутствие? В каком снегу – рыхлом или плотном – лучше сохранятся зелёные всходы озимой пшеницы? Правильный ответ. В рыхлом. В сугробах, особенно рыхлых, много воздуха. Рыхлый снег с воздухом – это шуба. Каким опытом мы доказали, что снег сохраняет тепло.

Дети, пользуясь рисунками, вспоминают опыт «Тепло ли в снежном сугробе?», который они проводили на улице. Рассказывают об его содержании и выводах.

Содержание опыта. Перед прогулкой педагог с помощью детей наливает в две одинаковые бутылки горячую воду, закупоривает их. Предлагает детям потрогать и убедиться в том, что в обеих бутылках вода одинаково горячая. Затем на участке дошкольного учреждения одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег. Спустя 10-15 минут обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой из них вода остыла больше, а возможно, на поверхности даже появился лёд. Вывод: в бутылке, закопанной в снег, вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло, выполняя ту же роль, что и шуба для человека.

Опыт «Тепло ли в снежном сугробе?» помогает найти ответы на поставленные вопросы. С помощью опыта дошкольники убеждались в том, что снег не греет, а лишь сохраняет тепло.

Я с ним быстро разберусь,

Под одежду проберусь.

Одежонка так плоха,

Заморожу мужика!

Но мужик, схватив топор,

Дал обидчику отпор.

Не исполнилась угроза.

Это сказка… («Два мороза»). Дети определяют название сказки и её героев.

Игра «Угадай сказку». Каждому ребёнку раздаются рисунки предметов, животных либо их части (домики, коса, петух, лиса, заяц и пр.). Предлагается подойти к столику, на котором изображён зимний пейзаж. На этом фоне дети должны составить и расположить сказочных героев, угадать сказку «Заюшкина избушка».

Педагог зачитывает фрагмент сказки.

«Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

- Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?»

Всегда ли был прав заяц в сказке? Возможны ли другие варианты в его поведении в названной ситуации? Подумайте, как по-другому мог поступить заяц с лисой. Педагог определяет роль зайца играть мальчикам, а себе выбирает роль лисы. (Можно использовать шапочки – атрибуты). Обыгрывается названный фрагмент сказки. Каждый ребёнок – «заяц» должен дать свой ответ лисе, учитывая хорошую расположенность к ней. Например, заяц говорит лисе: «Я пущу тебя в дом жить. Ты красивая, умна и не будешь меня дразнить. Давай жить дружно». Выставляется принцип: «нельзя быть злопамятным, надо уметь прощать обиды». Можно разыграть и другую ситуацию, в которой дети зайцы проявляют твёрдость характера и не уступают обманщице лисе. Далее роли меняются. Педагог – заяц, девочки – лисы. Дети должны найти другой вариант обращения лисы к зайцу. Например, лиса обращается к зайцу: «Здравствуй, зайчик. Какой ты весь беленький, пушистенький, очень красивый!» и далее звучит просьба лисы.

Педагог объясняет, что её удивило поведение собаки, волка, медведя, спрашивает у детей, к каким зверям: сильным или слабым относятся они. Может быть, и дети заметили унижение звериных достоинств. В чём оно заключается? Как каждый из названных зверей мог бы помочь зайчику вновь вернуть домик? Предлагает назвать тех животных, которые действительно не смогли бы справиться с лисой. Обращается к детям с вопросом, как лиса могла бы сохранить ледяную избушку летом, чтобы она не растаяла до следующей зимы? Объясняет, как в деревнях люди, не имея холодильников, выкапывают погреба, посыпают их снегом, потом заливают водой. Крыша погреба становится ледяной, как избушка у лисы. Затем сверху она присыпалась опилками. В таких уличных погребах можно хранить мясо, рыбу и другие продукты. Погреб – избушка не тает даже летом.

Вместе с детьми сделать вывод: лиса так же может сохранить домик летом. Тогда лиса и заяц будут жить мирно, и ходить друг к другу в гости. Также педагог делает вывод по сюжету сказки и личным высказываниям детей, выступивших с интересными предложениями. Поощряет всех цветными фишками. Каких ещё вы знаете сказочных героев, которые отображают воду в состоянии снега, льда? Показывает репродукции к сказке «Снежная королева», просит детей назвать сказку и её основных героев. Предлагает найти снежную королеву, которая спряталась в групповой комнате. Но как её найти? Помогут советами Заяц и Лиса (вносит куклы), берёт из их рук пакеты, в которых даются в виде схем задания мальчикам и девочкам. Дети разгадывают схемы. Предлагается мальчикам подойти к «дереву» - бревну и с него прыгнуть; Девочки должны перепрыгнуть ручей. После выполнения физических упражнений дошкольники подходят к карте – схеме, где намечено место нахождения Снежной королевы (куклы). Снежная королева благодарит детей за своё спасение от злой ведьмы. Предлагает поиграть в игру «Вьюга». Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, на стульчиках, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается», тихо говорят: у.у.у…, по сигналу «вьюга кончается», говорят тише, по сигналу «вьюга закончилась» - замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобные словесные указания заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

В конце занятия педагог обращается к детям с вопросом: «Почему мне понравилось это занятие? Что могло меня немного огорчить? Понравилась ли я вам? Какую фишку вы мне подарите? Зелёная фишка означает – педагог очень понравился, синяя – не совсем.

 


 

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

Викторина по сказкам с образами воды, снега

Викторина по сказкам с образами воды, снега

Работая со сказкой «Снегурочка» (приложение 1 ), спросить у детей, какой печальный конец сказки

Работая со сказкой «Снегурочка» (приложение 1 ), спросить у детей, какой печальный конец сказки

Педагог зачитывает фрагмент из сказки

Педагог зачитывает фрагмент из сказки

Обыгрывается названный фрагмент сказки

Обыгрывается названный фрагмент сказки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2021