Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска - Уральского»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП)
«Второй десяток»
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Разработала:
Захарова С. М.,
воспитатель
2014 год
Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, развивать навыки счета, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Задачи:
1.Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка.
2.Учить детей считать в пределах 20.
3.Закрепить умение детей соотносить геометрические фигуры с формами реальных объектов.
4.Закрепить названия геометрических фигур: пятиугольник и четырехугольник.
Оборудование: для воспитателя: счетные палочки (20 штук), набор цифр, мяч; для детей: «математический набор», счетные палочки (20 штук).
Ход занятия
Перед занятием воспитатель на магнитной доске
выкладывает числовой ряд от 1 до 10, прикрытый бумагой
Дети сидят за столами
Воспитатель. Ребята, я вас приглашаю в страну математики за новыми знаниями.
1 часть занятия
Воспитатель. У вас на столах лежат карточки с числами, разложите их по порядку от 1 до 10.
Дети раскладывают цифры
Индивидуальная работа с детьми
Оценка деятельности детей
Воспитатель. Кто закончил работу, сядьте, пожалуйста правильно. Ребята, проверьте друг друга, правильно ли выполнил задание ваш сосед. Кто затрудняется в правильности, посмотрите на числовой ряд на доске, проверьте себя.
Дети проверяют
Воспитатель. Поднимите руку те, кто выполнил задание верно. Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
2 часть занятия
Воспитатель. Посчитайте, сколько палочек у меня в руках.
Воспитатель перекладывает палочки из руки в руку по одой, а дети считают
Воспитатель. Ребята, вы знаете, когда-то, очень давно, вместо слова «десять» люди говорили «дцать». Сейчас мы так не говорим, но слово «дцать» сохранилось. И названия всех чисел, которые мы сегодня узнаем, образуются при помощи слова «дцать».
Воспитатель держит в руках десяток палочек
Воспитатель. Ребята, как показать, что здесь один десяток цифрами? (Ответы детей: Надо его положить под цифру один).
Воспитатель по желанию предлагает показать на доске,
дети выкладывают на столе один десяток
Воспитатель. Отсчитайте 10 палочек и положите их вместе перед собой.
Дети раскладывают палочки перед собой
Воспитатель. Раньше говорили «один – на – дцать», т.е. один на десять. Выложите отдельно от десятка еще одну палочку. Что изменилось? (Ответы детей: Палочек стало больше на одну) Вместо цифры 0 мы ставим цифру 1, получаем число 11. Затем ставим еще одну палочку – «двенадцать». И вместо цифры 1 мы ставим цифру 2, получаем число 12. Затем ставим еще одну палочку – «тринадцать». И вместо цифры 2 мы ставим цифру 3, получаем число 13. Ребята, теперь вместе назовем числа, которые у нас получились. Теперь сосчитаем, сколько палочек получилось отдельно от десятка. (Ответы детей: Десять) Как мы называли десять. (Ответы детей: Один десяток) Значит, сколько у вас десятков получилось? (Ответы детей: Два) Ребята, назовите одним словом 2 десятка. (Ответы детей: Двадцать) Как показать, что у нас стало 2 десятка? (Ответы детей: Надо вместо цифры 1 поставить цифру 2, а вместо цифры 9 поставить цифру 0) Мы с вами хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Встаньте около своих столов. Выполним физкультминутку. Я буду читать слова, а вы – выполнять действия.
Физкульминутка
Воспитатель. Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель. В числе слева стоит цифра, которая обозначает число десятков, а справа цифра, которая обозначает число единиц. А сейчас я предлагаю вам, выложить на столах числа от 11 до 20.
Дети выкладывают
Оценка деятельности детей
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами сосчитаем от 11 до 20.
Вместе с детьми считаем
Воспитатель. Рассмотрим число 15 – сколько в нем десятков? (Ответы детей: Один) Сколько единиц? (Ответы детей: Пять единиц) В числе слева стоит цифра, которая обозначает число десятков, а справа цифра, которая обозначает число единиц.
В числе 15, какая цифра стоит слева? (Ответы детей: Один) Что это значит? (Ответы детей: Десяток) Сколько десятков в числе 15? (Ответы детей. Один десяток) Какая цифра в числе 15 стоит справа? (Ответы детей. Цифра 5) Что это значит? (Ответы детей: Единицы) Сколько единиц в числе 15? (Ответы детей: Пять единиц)
Аналогично с цифрой 17, 18
Воспитатель. Молодцы, ребята! Уберите карточки с числами в коробочку, соберите счетные палочки, а коробочки не закрывайте. Мы с вами поиграем в игру «Кто знает – пусть дальше считает». Правила игры: я бросаю мяч, называю число в пределах 20 и предлагаю вам, возвращая мяч, назвать последующее число.
Игра «Кто знает – пусть дальше считает»
Воспитатель. Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места. Еще одна игра, которая называется «Отвечай быстро!» Правила игры: я называю какую-либо геометрическую фигуру, а вы мне называете предмет соответствующей формы.
Игра «Отвечай быстро»
Воспитатель. Молодцы, ребята. Ребята, составьте из палочек пятиугольник.
Упражнение «Отгадай-ка»
Воспитатель. Что такое пятиугольник? (Ответы детей: Фигура из пяти углов и сторон) Из скольких палочек можно выложить пятиугольник? (Ответы детей: Из пяти) Постройте пятиугольник.
Дети выкладывают пятиугольник из счетных палочек
Воспитатель. Какая фигура у вас получилась? (Ответы детей: Пятиугольник) Уберите одну палочку. И сложите фигуру из оставшихся палочек.
Дети выполняют задание
Воспитатель. Какой многоугольник у вас получился? (Ответы детей: Четырехугольник) Молодцы, ребята. А теперь подведем итог нашего занятия.
Рефлексия
Воспитатель. Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение, расположение духа?
«У» (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим?
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?
Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Идем отдыхать и готовиться к следующему занятию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.