Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе
Тема: «Наши маленькие друзья»
Программные задачи:
Систематизировать и расширять представления детей о многообразии насекомых, их основных признаках (особенности внешнего вида, издаваемые звуки, средства защиты, появление).
Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать. Формировать опыт фиксации затруднения и опыт самостоятельного преодоления затруднения.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к живым организмам.
«Детская цель»: Помочь вороне Каркуше.
Затруднение: Почему насекомые называются «насекомыми»?
Новое знание для детей: Насекомые называются «насекомыми» из-за насечек на брюшке.
Учебная задача: Рассматривание жуков с помощью лупы, подбор крыльев насекомым.
Формы детской деятельности: Игры, работа с карточками, рассматривание макета появления бабочки, конструктивная работа по подбору крыльев насекомым, рассматривание коллекции жуков с использованием лупы.
Оборудование: Игрушка - ворона Каркуша, аудиозапись звуков насекомых, мяч, иллюстрации насекомых, «Волшебный пояс», макет появления бабочки, карточки с изображением появления бабочки, рисунок Каркуши с ошибками, заготовки насекомых на листьях, крылья насекомых, живой жук в баночке, коллекция жуков, лупы.
Структура занятия, задача
|
Воспитатель |
Дети |
Примечания |
1.Оргмомент. Мотивация. Актуализировать знания детей об окружающем мире. Мотивировать детей на включение в игровую деятельность. |
- Какое сейчас время года? - Что происходит в природе весной.
- Я хочу предложить вам послушать звуки просыпающейся природы. Послушаем?
- А как назвать комара, кузнечика, пчелу одним словом? Стук в дверь. Приходит Каркуша (воспитатель), здоровается, спрашивает, чем мы занимаемся. - Мы беседуем о насекомых. Каркуша: - Мне тоже интересно. Я хочу узнать, почему насекомые называются «насекомыми». Откуда взялось это слово? Из-за чего их так назвали? - А вы хотите помочь Каркуше узнать, почему насекомые получили такое название? – А сможете это сделать? - Будем искать ответ на этот вопрос все вместе.
|
- Весна. - Становится тепло, распускаются листья, прилетают птицы, просыпаются насекомые.
- Да.
- Насекомые.
- Да. - Да. |
Воспитатель собирает вокруг себя детей. Здороваемся с гостями.
Звучит аудиозапись звуков насекомых: кузнечика, комара, пчелы. Дети отгадывают насекомых, издающих эти звуки. |
2.Основная часть. Актуализация. Актуализировать знания детей о насекомых, развивать речь, память. |
2.1. Игра с мячом «Назови насекомых» - Для начала вспомним насекомых, которых мы знаем.
2.2. Беседа о насекомых - Молодцы, много насекомых назвали. А где можно встретить насекомых?
- Какие части тела есть у насекомых?
- А почему все насекомые имеют разный окрас?
- Такую окраску называют покровительственной. - Есть насекомые, окрашенные в очень яркие краски – их нельзя не заметить. Зачем они привлекают к себе внимание?
-Такую окраску называют предупреждающей.
2.3. Игра «Волшебный пояс» - Какие насекомые имеют покровительственную окраску?
- Какие насекомые имеют предупреждающую окраску? 2.4. Беседа о звуках насекомых - Вначале занятия вы угадали звуки насекомых. Скажите, для чего насекомым нужны звуки?
- А откуда берутся эти звуки?
2.5. ФИЗПАУЗА «Гусеница»
2.6. Рассматривание макета бабочки - Как появляются насекомые? - Посмотрите, что у меня есть?
- Давайте рассмотрим появление бабочки.
- А теперь разложите карточки в правильной последовательности. - Что сначала откладывает бабочка?
- Кто появляется из яичка?
- В кого она превращается? - В куколке происходят удивительные процессы. Кто появляется из нее?
2.7. Игра «Что перепутал художник?» - Ребята, Каркуше так нравятся насекомые, что она решила их нарисовать. Посмотрите, какие ошибки она допустила в своем рисунке?
2.8. Игра «Подбери насекомым крылья» - Поможем Каркуше найти нужные крылья насекомым?
2.9. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Божья коровка»
- А теперь поднимите салфетку и посмотрите, какое насекомое вам досталось. Подберите для него крылья и вставьте их в тельце своего насекомого.
- Какая красота получилась! Каркуша, а тебе нравится? |
- Везде: на земле, под землей, в воздухе, на растениях, в воде. - Голова, грудка, брюшко, шесть ног, крылья, усы. - Большинство насекомых является кормом для птиц и других мелких животных. Такой окрас защищает их.
- Чтобы предупредить, что трогать их не стоит. Они опасны.
Кузнечик – в цвет травы; Муравьи – в цвет почвы; Бабочки похожи на цветы. - Божья коровка, пчела.
- Насекомые используют звуки для общения между собой. Найти себе пару, предупредить об опасности, рассказать о том, где есть еда. - У кузнечика скрипочка и смычок (прочная жилка с зазубринками) расположены на надкрыльях. Кузнечик проводит «смычком» по «скрипочке», издавая звуки. Саранча имеет скрипочку на задних ножках. Она трет ножку об ножку. Жуки используют потрескивание или пощелкивания лапками. Бабочка издает звуки, ударяя себя ребром крыла в грудь.
- Из яичек.
- Яички, там, где личинки смогли бы найти себе еду. - Гусеница, она много ест и растет. - В кокон, затем в куколку. - Бабочка. У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнце, и как только они подсохнут, бабочка начинает летать.
- У муравья крылья бабочки. У пчелы крылья отсутствуют. У бабочки крылья стрекозы. |
Дети встают в круг, назвав насекомого, передают мяч следующему игроку. Нельзя повторять ответы других игроков.
Дети раскладывают карточки с насекомыми в «Волшебный пояс», дифференцируя их по окрасу.
Воспитатель показывает макет появления бабочки, рассматривают с детьми. Вывешивает бабочку на доске.
Дети выкладывают карточки в определенной последовательности на доску.
Дети находят ошибки.
Дети садятся за столы. Проводится пальчиковая гимнастика.
На столах у детей вылепленные тельца насекомых на листьях без крыльев (бабочки, пчелы, жуки, стрекозы), отдельно крылья этих насекомых. Дети находят подходящие крылья для своего насекомого, прикрепляют их к тельцу.
Воспитатель хвалит детей. |
3.Затруднение. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины. |
- Ребята, мы много узнали о насекомых, их строении, крыльях, о звуках, которые они издают. Смогли вы догадаться, откуда взялось слово «насекомые»? - Почему?
|
- Нет. - Потому, что не знаем ответ?
|
|
4.Открытие нового знания. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. |
- Что нужно сделать, чтобы узнать то, что не знаешь? - Я знаю, кто сможет нам помочь. У меня для вас есть что-то интересное.
- А у меня еще для вас сюрприз. Это коллекция насекомых, возьмите одно насекомое и рассмотрите его брюшко с помощью лупы.
- А теперь догадались, почему насекомые называются «насекомыми»?
|
- Спросить у того, кто знает.
- Потому что на брюшке у них есть насечки. |
Воспитатель достает живого жука, он «шепчет», что искать ответ нужно на брюшке насекомого.
Достает коллекцию насекомых. Дети берут по одному макету и идут за столы рассматривать насекомых с помощью лупы. |
5.Рефлексия. Провести рефлексию деятельности на занятии. |
- Кто сегодня приходил к нам в гости? - Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Смогли вы помочь Каркуше? - Вы такие молодцы, помогли Каркуше узнать, откуда взялось слово «насекомые», потому что много знаете об этих маленьких созданиях и стали очень наблюдательными. А теперь подарим гостям и Каркуше наши подарки, бабочек, которых мы смастерили своими руками.
|
- Каркуша. - Рассматривать бабочку, жуков, играть в игры, подбирать и крепить крылья насекомым. Понравились Каркуша и живой жук.
- Да. |
Воспитатель собирает детей около себя. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.