Конспект занятия
по психологической подготовке учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ
Цель: психологическая подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Развитие уверенности в себе.
3. Развитие коммуникативной компетентности.
4. Развитие навыков самоконтроля.
5. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
Используемые методы: дискуссии, тренинговые упражнения.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие.
2. Основная часть.
v Упражнение «Увы - ура».
Цель: выработка уверенного поведения.
Инструкция: сейчас мы с вами проверим, насколько уверенно вы можете вести себя в разных ситуациях. Жизнь такова, что нас всегда оценивают. Хочу сразу предупредить, что упражнение может задеть кого-то из вас, но не следует сдаваться, потому что оно тренирует в вас стойкость и упорство в достижении цели.
Как вы видите, все стулья стоят в кругу, вам необходимо пройти в своеобразные ворота по одному, а я буду оценивать ваше поведение. Все, что вы будете делать до ворот, меня не интересует, я буду оценивать только тот момент, когда вы пересечете ворота и до того момента, когда вы сядете на стул.
Пока вы будете идти и садиться на стул, я буду обращать внимание на все составляющие вашего поведения. Оценкой будет только 2 слова: «Увы» или «Ура».
«Ура» - положительная оценка и вы остаетесь сидеть на выбранном вами стуле.
«Увы» - отрицательная оценка, значит вы что-то сделали не так. Вы должны выйти за ворота и повторить попытку.
Рефлексия: это было непросто для всех нас, поаплодируйте друг другу и давайте разберемся.
- На что я обращала внимание в оценке вашего поведения?
- Как вы думаете, зависит ли от вас самих эта оценка?
v Упражнение «Позитивные и негативные установки».
Цель: познакомить с когнитивными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена; переформулировать негативные установки на позитивные.
Психологический фактор |
Негативная установка |
Позитивная установка |
1. Негативная установка на экзамен. |
У меня ничего не получится |
Я надеюсь и верю, что у меня все получится.
|
2. Негативное отношение к себе. |
Я бездарь и неудачник. |
Я уважаю и люблю себя. |
3. Стремление быть совершенным. |
Я НЕ имею права на ошибку. Я обязан все делать на «отлично». Я обязан быть успешным. |
Каждый человек имеет право на ошибку. Я имею право иногда быть неуспешным. |
Рефлексия:
- Для чего мы переформулировали установки?
- Какое влияние имеют установки?
v Упражнение «Согласен, не согласен, сомневаюсь»
Цель: определение участниками путей достижения целей.
Инструкция: сейчас вы получите утверждения, которые необходимо рассортировать на три группы. Свой выбор необходимо обосновать.
1. Для того, чтобы подготовиться к экзамену, хватает всего несколько дней.
2. При подготовке к экзаменам очень важно соблюдать режим дня.
3. Чередование умственного труда с активным отдыхом, прогулкой на свежем воздухе обязательны.
4. Одежда, в которой вы идете на экзамен, должна быть ярких тонов.
5. Лучшее время для умственной активности с 8.00 до 16.00 часов.
6. Лучше учить материал поздно вечером пред сном.
7. Во время экзамена важно демонстрировать уверенное поведение.
8. «Зазубривание» учебного материала - лучший способ запоминания.
9. Питание должно быть 3-х разовым, полезно ввести в рацион продукты богатые углеводами (сахар, шоколад, булочки).
10. Перед экзаменом для успокоения можно принять успокоительные лекарства.
11. В день перед экзаменом следует очень плотно позавтракать, чтобы не думать об еде..
12. Для стимулирования работы головного мозга можно принимать энергетические напитки.
Рефлексия:
- Результаты выполнения данного упражнения свидетельствуют о том, что большинство из вас не сомневаются в том, что вопросы самоорганизации, соблюдение режимных моментов, полноценное, правильное питание важным фактором при подготовке к экзаменам.
3. Заключительная часть.
Притча «Экзамен»
В Китае на
одной горе жил учитель, который обучал методам воздействия на других людей. Он
набирал группу учеников, проводил курс обучения
и устраивал экзамен там, где у него в горах был
узкий проход на одного человека.
Стоя в
проходе, он говорил своим ученикам:
«Вы должны сделать так, чтобы я уступил вам
путь. Только в этом случае, Вы сдадите экзамен». Ни один человек не смог это
сделать.
«Вот ты - как ты пройдешь мимо меня?» - спрашивал он одного из учеников.
«Учитель, я соберу хворост и разложу большой-большой костер. Тебе будет очень жарко, ты отойдешь и дашь мне пройти».
«Ну что ж, можно»,- ответил учитель. – «Только дров в горах нет, да и костер плохо будет гореть».
«А как ты сможешь пройти?», - обратился учитель к другому ученику.
«Учитель, я не могу пройти, это невозможно, проход узкий, ты загораживаешь его полностью. Отсюда не могу пройти. Конечно, если бы я стоял с той стороны прохода, я бы прошел. Но с этой никак не могу», - ответил второй ученик.
«А ну-ка покажи, как ты это сделаешь», - сказал учитель, выходя из прохода и пропуская ученика на другую сторону.
Ученик, перейдя на другую сторону, громко воскликнул: «Учитель! Я прошел!».
Изумленному учителю ничего не оставалось, как согласиться со своим учеником.
Какой вывод вы можете сделать из этой притчи?
Рефлексия занятия.
- Что было для вас наиболее актуальным на сегодняшней встрече?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.