Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
в соответствии с ФГОС
«Путешествие в страну Красивой Речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи:
1.Образовательные: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы, закрепить и обобщить знание детей об антонимах, пополнить активный словарный запас.
2. Развивающие: развивать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
3.Воспитательные: способствовать воспитанию доброты и желанию помогать тем, кто нуждается в помощи, создавать положительный эмоциональный фон.
Словарная работа: фантазия, сосняк, «стозвон»
Материалы и оборудование: Аудио запись музыки, аудиозапись отрывка С. Есенина «Поет зима, аукает…», муз. воспроизведение песни «От улыбки», плакат города Красивой Речи, конверты – замочки, смайлики.
Организационный момент.
Дети входят, встают в круг,берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
Мы с тобой подружимся,
А потом покружимся,
Снова за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(песня «От улыбки…» файл 001)
Воспитатель: Ребята, у нас дружная группа?
Дети: Да!
Воспитатель: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие.
Вы любите путешествовать?
Дети: Любим!
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся добрыми, грустные — радостными, голодные-сытыми, драчливые-дружными, неряшливые-аккуратными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят антонимы)
Воспитатель: Вы хотите измениться и стать еще лучше?
Дети: Да, хотим
Воспитатель: Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи.
Ребята, поможем городу и его жителям?
Да: Да!
Воспитатель: — Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила красивой речи:
Все вместе:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Так как город необычный, то и в путешествиемы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем - то мечтаем, выдумываем то, чего нет на самом деле).
Основная часть - Итак, отправляемся в город Красивой речи. А полетим мы с вами на воздушном шаре (музыка файл 002).
— Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.
Повторяем за мной:
-У-У-У – я лечу
-О-О-О – далеко
- Ши-Ши-Ши – выше крыши
- Шо-Шо-Шо — хорошо
Воспитатель: — Вот мы и прибыли (дети сели на стульчики и увидели ворота, а на них большой замок). Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
— Замок, мы открыли, молодцы!
-Ой, ребята, а здесь какая то табличка! Что же написано на ней? Сейчас прочитаем.
«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в замочках».
Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город? – Да!
Открываем замочек №1 (один ребенок) и слышим аудиозапись с голосом (файл 003)
(картинка в замочке)
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
«Стозвоном» сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…
Воспитатель: — Ребята, куда мы попали? О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: — В этом стихотворении говорится про лес (полный ответ).
Воспитатель: — Что вы себе представили? Лес какой? Какие слова говорят об этом?
Дети: — Мохнатый лес, зимний, спящий, тихий
Воспитатель: Что значит слово «Сосняк»?
Дети: Это лес, в котором растут одни сосны.
Воспитатель: В тексте встретилось необычное слово «стозвоном». Как вы думаете, что оно значит? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, это слово поэт придумал сам. Это значит, лес звенит на морозе, деревьев очень много в лесу, поэтому поэт прибавил к слову «звон» слово «сто», что значит много, сильный звон
Воспитатель: А про какое время года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о зиме.
Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение? (Да)
Воспитатель: — Хорошо, первый замочек мы открыли, замочек №2
(отрывает другой ребенок)
2.Замочек: (картинка зимнего леса)
Помогает нам пройти через этот лес. Нам надо рассказать, что мы знаем о лесе?
Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, какие, назовите их? (ель, сосна, осина, клен, береза, дуб). О каких деревьях говорится в этом стихотворении? Ребята, сосна какое дерево? (хвойное). Лес, в котором растут одни хвойные деревья - как называется? (Хвойный). Лес, в котором растут лиственные деревья – как называется? (Лиственный). А лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья – как называется? (Смешанный). Молодцы! Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их? (полный ответ). – В лесу живут волк, заяц, лось, косуля, медведь, лиса. Все верно! А, теперь, ребята, давайте составим рассказ о каком – нибудь животном по мнемотатлице. (2 ребенка)
Воспитатель: Молодцы! (дети встают на физкультминутку). Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Деревья высокие. Вдруг подул ветер, закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).
Покажите, как ходит лиса? Заяц? И т. д.
Замочек! № 3 (картинка с мартышкой)
Воспитатель: К чему эта картинка с мартышкой? Ничего не пойму… А, что мы знаем про мартышку? Может мы учили какое то стихотворение? (ответы детей). Да, точно, мы же знаем скороговорку про мартышку. Расскажем?
В городе Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и ясно проговаривать все звуки.
Скороговорка
Мартышка с Мартыном сынишке Мартынке
Купили на рынке четыре картинки.
На первой картинке – четыре старушки
Развесили сорок перин для просушки.
Ведь нету заботы важней у старушек,
Чем сушка перин, одеял и подушек.
Вторая картинка. На этой картинке
Четыре мышонка в огромном ботинке
Кусок рафинада грызут втихаря,
Ведь сахар стократно вкусней сухаря.
На третьей картинке – на старой кадушке
Расселись четыре лягушки-квакушки.
Лягушки-квакушки с кадушки-эстрады
Квартетом, горланя, выводят рулады.
А вот на четвёртой картинке, с ромашками,
Четыре улитки ползут вверх тормашками.
Ползти вверх тормашками могут улитки,
Поскольку они удивительно липки.
А ну-ка, дружок, повтори без запинки,
Кто был нарисован на каждой картинке,
Которые утром купили на рынке
Мартын и мартышка сынишке Мартынке.
Физминутка:
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем - физминутку проведем.
— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Снег захрустел (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Мороз трещит (стучат пальчиками по столу)
Птицы улетели (машут ладошками)
— Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т. д.
— Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
4
«Назови признаки» — В стране Красивой речи живут удивительные слова,которые могут называть разные признаки предметов:
- Матрешка из дерева…деревянная
-Сумка из кожи…кожаная
-Если ручка сделана из пластмассы, то…пластмассовая
-Чашка стеклянная…
-Ложка железная…
-Игрушка резиновая…
(Следующие упражнения взяты, если дети работают активно и в быстром темпе, и у вас остается время).
Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми»
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании):
Папа – медведь, мама – медведица, детёныш (и) – медвежонок (медвежата).
Папа – волк, мама – волчица, детёныш (и) – волчонок (волчата).
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш (и) – зайчонок (зайчата).
Папа – лис, мама – лисица, детёныш (и) – лисёнок (лисята).
5.Замочек:
Ну, вот вы и в городе Красивой речи, чтобы город окончательно расколдовать, поделитесь своей улыбкой (наклеиваем улыбки на картинку с городом) – песня «От улыбки станет всем светлей» (файл 004)
Итог: Город Красивой речи расколдован. Молодцы ребята!
Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и говорят, что вы молодцы!
-А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя (файл 005)
-Вот и прибыли мы в детский сад.
Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее?
Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.
Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?
А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?
— Что было особенно трудно?Дети: (ответы).
Воспитатель: Занятие закончено. Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.