МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "КРАСНАЯ ШАПОЧКА" С.ПЕТРОВКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Детский
сад «Красная шапочка»
________ Л.А.Колесникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»
Подготовила воспитатель
Ракова Н. Н.
с.Петровка 2023 г.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»
Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.
Материал: листы размером А-3, карандаши, мяч, два мольберта, фломастеры.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.
Острые коготки, мягкие подушки;
Шёрстка пушистая, длинные усы;
Мурлычет, лакает молоко;
Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
Хорошо видит в темноте, песни поёт;
У неё хороший слух, ходит неслышно;
Умеет выгибать спинку, царапается.
Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
Рассматривание картины « Кошка с котятами»
Воспитатель: Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Котёнок (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке : лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
Воспитатель: Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"
Воспитатель: Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
Кто изображён на картине? Где происходит действие?
Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.
Итог занятия.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Путешествие к зайчику на день рождения»
Задачи.
Образовательные.
- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
-Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
- Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
-Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
Развивающие.
- Развивать у детей мышление, память, внимание.
Воспитательные.
Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Материал: цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.
Предварительная работа: заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Послушайте, что я вам сейчас расскажу.
- Когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. (открываем письмо)
Основная часть.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».
Воспитатель: Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Воспитатель: Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.
- Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают? ( Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке.(дети называют).
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах./бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? (Белка) Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.
Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
Воспитатель: Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
- Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую).
- А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла).
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Воспитатель: Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?» /иллюстрации/
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.
- Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика /какое?/ - радостное,веселое,счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. (Да)
- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).
- Для сахара? ( Cахарница).
- Для конфет?(Конфетница).
- Для салата?(Салатница).
- Для салфеток?(Салфетница).
- Для масла?(Масленка).
- Для соли? (Солонка).
- Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.
- Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?
«Терпение и труд все перетрут»;
«За всякое дело берись умело»;
«Жизнь дана на добрые дела»;
«Какие труды, такие и плоды» и др.
Итог занятия
-Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.
- А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.
(проводится чаепитие)
Конспект
занятия. Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях
Цель: автоматизация
звука [р] в словах и словосочетаниях.
Коррекционно-образовательные
задачи:
- уточнить правильную артикуляцию звука [р];
- закрепить умение правильно произносить звук [р] в словах и во фразе;
- закрепить навыки звукового анализа (умение определять позицию звука в слове);
- развивать словарный запас;
- упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций;
- закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
- совершенствовать умение образовывать относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие
задачи:
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать мелкую, общую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательные
задачи:
- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: изображение
персонажа Розы, перышки, предметные картинки из дидактических игр «Логобашенки
– звук [р]», «Что нарисовал художник», картинки-символы для проведения
подвижной игры, текстильный планшет для развития мелкой моторики.
Ход НОД:
1. Организационный
момент. Упражнение
«Подуй на перышки».
Воспитатель: Сегодня я предлагаю тебе узнать, как проходит день у одного
очень интересного персонажа. Подуй на перышки, и ты узнаешь, кто же это.
Ребенок дует на перышки и называет персонажа (Роза из мультфильма
«Барбоскины»).
Воспитатель: С какого звука начинается ее имя? Где
находится кончик языка когда мы произносим этот звук?
2. Игра «Заведи
мотор».
- Для начала давай покажем Розе, как ты научилась делать «Моторчик».
3. Игра «Огород».
Воспитатель: У Розы есть свой огород, в котором растут разные овощи.
Мама попросила Розу собрать только те, в названии которых есть звук [р]. Назови
их и сложи в корзинку.
Ребенок выполняет задание.
4. Игра «Какой».
Воспитатель: Мама попросила Розу собрать овощи для того, чтобы
приготовить из них пюре. Какое пюре мама приготовит из моркови? (из гороха, из
картофеля)
Ребенок отвечает на вопросы, образуя относительные прилагательные.
5. Игра «Розина
пирамида».
Воспитатель: У Розы много игрушек, назови их.
Ребенок перечисляет названия игрушек.
Воспитатель: Она любит строить пирамиду из этих игрушек. Посмотри на
картинку и, называя сверху, перечисли, что где находится.
Ребенок перечисляет, составляя предложно-падежные конструкции: под розой рысь,
на рыси рубин, под рысью робот и т.д.
Воспитатель: Запомни, какие предметы были в Розиной пирамиде и как они
располагались. Я уберу картинку, а ты по памяти выложи такую же пирамиду, какая
была у Розы. Расскажи, что находится в твоей пирамиде, начиная снизу.
Ребенок выкладывает пирамиду из картинок и называет, что где находится. Затем
пирамида сравнивается с образцом.
6. Подвижная игра
«Прыгай, хлопай, приседай».
Воспитатель: Я предлагаю тебе немного размяться и
поиграть в игру. Я буду называть слова, если в слове звук [р] стоит в начале,
то ты подпрыгиваешь, если в середине, то ты хлопаешь, а если в конце, то
приседаешь.
На доске картинки-символы, на которых отмечено место звука в слове.
7. Игра «Что
нарисовала Роза».
Воспитатель: Роза очень любит рисовать и хочет стать художником. Она
решила нарисовать все одним цветом. Посмотри на картинки и расскажи, что у нее
получилось.
Ребенок рассказывает: красная рамка, красные ролики и т.д.
- Как ты думаешь, чем рисовала Роза? А ты чем любишь рисовать?
Ответ ребенка.
8. Игра «Стирка».
Воспитатель: Пока Роза рисовала, она перепачкала и испортила всю одежду
Гены. Расскажи что испорчено.
Ребенок перечисляет: испорчены шорты и т.д.
- Что же делать?
Ответ ребенка.
Воспитатель: Положи все в корыто для стирки. Но, предметы должны быть в
корыте каждый на своем месте.
В данной игре используется текстильный планшет для развития мелкой моторики. К
геометрическим фигурам прикреплены картинки, на которых изображены шорты,
кроссовки и рубашка. Геометрические фигуры крепятся к корыту с помощью
магнитных кнопок. Ребенок прикрепляет предметы, в соответствии с контуром
геометрических фигур
Воспитатель: Что в корыте?
Ребенок перечисляет что находится в корыте.
- Теперь что нужно сделать с одеждой?
Ответ ребенка.
- Повесь одежду сушиться на веревку и расскажи, что постирано.
Ребенок вешает с помощью миниатюрных прищепок одежду и перечисляет, что
постирано.
9. Итог.
- Вот и закончился Розин день. Расскажи, что успела сделать Роза за этот день.
Что тебе больше всего понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.