МКОУ «Н-Дженгутаевская СОШ»
Проектная работа
«Мистер Картофель!»
Выполнили: ученики 1 «г» класса
Мамаева У.
Магомедова А.
Джамалутдинова А.
Гаджиева Н.
Темиров К.
Руководитель: учитель начальных классов
Абдуллаева И.А
Аннотация
Угадайте, что за праздник был 1-го ноября? Оказывается, во многих странах Европы 1-е ноября народ отмечает День картофеля!!! Почему же картофелю оказана такая честь? Ему посвящен целый день. Я заинтересовался этим вопросом.
Услышав слово «картофель», многие подумают: «Что интересного можно узнать о нем? Все хорошо знают картофель, выращивают на своих огородах. Да, и блюда из него уже всем надоели». Но это далеко не так. Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля?
Я, например, очень люблю картофель. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или пюре, сверху политое сливочным маслом. Объеденье, да и только!
И вот мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, истории его проникновения в Россию, тем, какие интересные блюда можно из него приготовить, как еще можно использовать картофель.
Одно из самых древнейших царств на Земле – это царство растений. Ещё с первобытных времён человек использовал растения для своих нужд. Он употреблял их в пищу, украшал ими своё жилище, использовал для кормления домашних животных. Чем же картофель отличается от других растений, что он так популярен во всем мире?
Во время работы над проектом я выяснил, что картофель важен для людей, животных, для медицины и для быта людей. Картофель – это овощ, наш «второй хлеб».
Поэтому я решил выбрать тему о картофеле и назвал проект «Мистер Картофель».
Перелистывая страницы журналов по кулинарии и беседуя с моими друзьями, я понял, что почти ни одно блюдо не обходится без картофеля.
Проведя определенные опыты, я выяснил, что в картофеле содержится крахмал.
Цель: Узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме.
2. Выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию.
3. Доказать, что картофель – это второй хлеб.
4. Объяснить, почему у жареного картофеля хрустящая румяная корочка.
5. Провести анкетирование среди учеников своего класса о любимых блюдах из картофеля.
Гипотеза: если картофель является столь необходимой пищей на нашем столе, то можно сказать, что КАРТОФЕЛЬ – ВТОРОЙ ХЛЕБ.
Не догадался ни за что
До этого я сам бы -
Картошку садят не за стол,
Её сажают в ямы.
Без темноты и сырости
Она не может вырасти!
А. Марк
Основная часть
Что такое картофель?
Одной из задач моего исследования было знакомство с литературой о растениях. Я стал искать информацию о картофеле в книгах, энциклопедиях. Вот, что говорится о картофеле в энциклопедическом словаре Ожегова: «Картофель, род овоща, растение со съедобными клубнями богатыми крахмалом» Картофель клубненосный выращивают в 130 странах, где проживает 75% населения планеты. Это пятый по значению после пшеницы, кукурузы, риса и ячменя источник калорий в рационе современного человека. Родина картофеля — Чили, страна Южной Америки, где до сих пор можно встретить дикорастущий картофель.
Как картофель попал в Россию?
Картофель в России давно считается вторым хлебом. Он выручал людей в тяжелые времена, например во время войны, и является национальной пищей. Удивительно то, что земляные яблоки в России впервые увидели в начале XVIII века.
Это молодой любознательный царь Петр I, который старался все интересное, что видел за границей, отправлять на родину для пользы. Находясь в Голландии, Петр I попробовал кушанья из картофеля, нашел их вкусными и прислал мешок клубней графу Шереметьеву. При всём почтении к царскому дару граф не смог скрыть своего отвращения к неказистому плоду. Никто ведь не знал, что это за плоды и как их нужно употреблять в пищу. Русские крестьяне боялись заморского растения.
Говорят, что, узнав об этом, Петр I решил прибегнуть к хитрости. Засеяв несколько полей картофелем, он распорядился выставить вокруг них вооружённую охрану. Целыми днями солдаты охраняли посадки картофеля, а на ночь уходили спать. Жившие поблизости крестьяне, конечно, не смогли устоять перед соблазном, начали воровать картофель и сажать на своих участках.
Надо сказать, что вначале действительно было отмечено несколько случаев отравления картофелем, потому что люди не знавшие свойств картофеля пробовали его плоды. А они действительно не только не съедобны, но и ядовиты, хотя имеют очень приятный запах. Плоды картофеля – ягоды, похожие на мелкие помидоры, которые вырастают на кустиках после цветения. Во Франции, в среде аристократов было одно время даже принято носить в петлицах костюмов цветы картофеля как украшение.
Но, несмотря ни на что, картофель очень быстро распространился в России, потому что помогал прокормиться при неурожаях зерновых культур. Вот почему картофель на Руси прозвали вторым хлебом.
Мои наблюдения
1. Чтобы узнать любят ли школьники картофель, я провел опрос среди учащихся 1 класса. Оказалось, что все любят различные блюда, приготовленные из картофеля.
№ п,п |
Блюда из картофеля |
Кол-во человек |
1 |
Картофельное пюре |
12 |
2 |
Тушеный картофель |
10 |
3 |
Картофельный суп |
11 |
4 |
Жареный картофель |
9 |
5 |
Печеный картофель |
7 |
6 |
Пирожки с картофелем |
11 |
7 |
Отварной картофель |
8 |
2. На вопрос: «Сажают ли картофель родители на огороде?», все12 человек дали положительный ответ.
3. Я живу в с.Н-Дженгутай. Я задавал сельчанам вопрос «Для чего вы сажаете картофель?»
И вот какие ответы я получил:
• Мы любим картошку.
• Крупную сами будем есть, а мелкой скотину кормить.
• А что мы будем тогда кушать, если не сажать картошку.
Практическая часть
Определение состава картофеля.
Мои опыты
Кто-нибудь задумывался над тем, почему сваренный картофель рассыпается?
Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?
Из чего делают всеми нами любимые чипсы?
Я решил провести опыты и узнать из чего состоит картофель.
ОПЫТ 1. Я очистил картофель от кожуры, вымыл и перекрутил через мясорубку. У меня получилась картофельная кашица. Затем я откинул полученную массу на марлю и отжал. Водичку, которая тут же начала темнеть, я слил в чистую посуду и дал время отстояться. Через 5 минут я слил темную водичку и увидел на дне посуды плотную массу чуть сероватого цвета. После промывки и сушки из этой сероватой массы у меня получился порошок. Это крахмал.
ВЫВОД: Значит, картофель состоит из воды и крахмала.
ОПЫТ 2. Докажу, что сероватая масса – это крахмал. Я разрезал картофель пополам. На разрезанную часть капнул немного йода. Место, на которое попал йод, сначала стало коричневатым (цвет йода), а потом тут же превратилось в тёмно-фиолетовый цвет.
ВЫВОД: Это говорит о наличии крахмала в картофеле.
При помощи опытов я получил ответы на вышестоящие вопросы:
• при варке картофеля часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым;
• при жарении вода испаряется, а крахмал подрумянивается в жире;
• ну, а всеми нами любимые чипсы готовят не из чистого картофеля, а из крахмала с добавлением специальных средств, чтобы они не рассыпались.
Что можно приготовить из картофеля?
Или Вкусные блюда из картофеля
Из маминых журналов я узнал, что из картофеля можно приготовить более 100 разнообразных блюд. Мне стало очень интересно, и я решил собирать рецепты приготовления блюд из картофеля.
Из картофеля можно приготовить:
Картофельные оладьи, картофельную запеканку, картофель фаршированный, панированный картофель, картофельные пончики, вареники из картофеля, манты из картофеля, хворост из картофеля и многое другое.
Вот несколько рецептов приготовления блюд из картофеля:
1.«Картофель по-княжески»
500г картофеля,150г сливочного масла, 250г творога.3 яйца, 50г молока, соль по вкусу.
Сваренный в кожуре картофель очистить, нарезать ломтиками. В смазанную сливочным маслом форму уложить слоями картофель, сливочное масло, творог. Верхний слой должен быть из картофеля. Взбить яйца с молоком, залить и запекать в духовке.
2.«Картофельные орешки»
Выбрать самый мелкий картофель величиной с орех. Тщательно вымыть щёточкой, не чистить. Вилкой со всех сторон сделать полосы, посолить и обжарить в большом количестве подсолнечного масла.
3.«Хворост картофельный»
6 больших клубней картофеля, 2 стакана муки, яйцо, 0,5 ст. растительного масла, бульонная приправа.
Картофель очистить отварить, пропустить через мясорубку. В полученную массу добавить приправу, муку, желток и перемешать. Белок взбить и осторожно соединить с полученной массой. Полученную массу выложить на доску с мукой, раскатать, нарезать ромбиками. Жарить в большом количестве масла до образования золотистой корочки.
4.Салат «Президентский»
свежая капуста, картофель, свёкла, шпроты, майонез
Капусту нашинковать, картофель нарезать соломкой и поджарить, отваренную свеклу протереть на тёрке. Каждый ингредиент выложить горкой на плоской тарелке по кругу, а в середину выложить майонез.
Заключение.
Мне понравилось работать над проектом! В ходе работы, я многому научился:
1) работать с несколькими источниками (энциклопедии и интернет-ресурсы), выбирая нужную мне информацию;
2) сотрудничать со взрослыми и одноклассниками;
3) проводить анкетирование и обрабатывать анкеты, действуя как настоящий ученый;
4) узнал много нового и интересного о простом на первый взгляд овоще – картофеле;
Я понял, что почти ни одно блюдо не обходится без картофеля. Вот почему:
1. Картофель идет в первое блюдо при приготовлении многих супов.
2. Картофель – это и самое вкусное второе блюдо.
3. Во многие салаты добавляется картофель. Например: «Оливье» или «Зимний салат»
4. Картофель подаётся и на десерт. Например: кисель, приготовленный на картофельном крахмале; хворост и др.
Для полноценного питания достаточно каждый день съедать 100 г картофеля. А максимально сохранить все витамины и микроэлементы при приготовлении картофеля очень просто:
- Кожуру с картофеля срезайте как можно тоньше, а еще лучше -запекайте его или отваривайте в мундире.
- Отваривайте картофель на пару или в минимальном количестве воды.
- Никогда не храните в воде уже почищенный картофель.
- Полезнее класть картофель в уже закипевшую и подсоленную воду.
Вывод: Значит, картофель является необходимой пищей на нашем столе и поэтому можно сказать, что КАРТОФЕЛЬ – ВТОРОЙ ХЛЕБ.
Цели исследования достиг.
Литература
Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000.-944 стр.
А.А. Плешаков. Природоведение, 3 класс.- 2013
А.А.Дмитриева. Окружающий мир, 2 класс.- 2014
Г. П. Цыганенко. Этимологический словарь русского языка.- К.: Радянська школа. 1989, 5000 слов
Шанский Н.М., Боброва Т. А.Школьный этимологический словарь русского языка: 4-е изд., стереотип. Ч М.: Дрофа, 2001. Ч 400 с.
Журнал «Наша кухня», 2005г
http://festival.1september.ru/articles/210436/
http://recept. Приемы агротехники картофеля -08/12/2007
Многолетняя работа по селекции картофеля и перспективы развития -08/12/2007
Рынок семенного картофеля и сортовые ресурсы -08/12/2007
kaptoxa.ru/materialy/stati-i-referaty/stranstvuyuschij-tartufel.html
http://bio.1september.ru/2002/38/2.htm
http://visual.images.yandex.ru/sights/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.