Конспект занятия по региональному компоненту в старшей группе «Дагестанская национальная одежда», с использованием игровой технологии.
Цель занятия: Формирование патриотических чувств и толерантного отношения к людям других национальностей.
Программное содержание: Расширить знания детей о родном крае, о его народе, быте (традиционной дагестанской одежде). Учить детей видеть в окружающем красоту, с уважением относится к культуре своего народа.
Методические приемы: Предыдущее занятие, посвященное дагестанской теме – беседы, рассказы детей о том, как они гостили у родственников в горных районах Дагестана, что наблюдали, чем занимались и прочее. Подготовительная беседа о том, что занятие будет посвящено традиционной дагестанской одежде – мужской и женской. Рассказ воспитателя. Показ иллюстраций, бытовых сцен из жизни горцев, где они в национальном одеянии. Вопросы воспитателя, ответы детей; рассказы детей из личного опыта. Разъяснение новых слов, обозначающих предметы одежды. Предложить раскрасить контурные изображения кукол в мужской и женской национальной одежде на выбор (цветные карандаши).
Материал: куклы в национальной одежде, иллюстрации, картинки, фотоальбом, показ танцевальных костюмов (гардероб детсада).
Ход занятия:
Воспитатель (В.): Дети, сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие по горным районам Дагестана. Удобно рассаживаемся на ковре-самолете. Мы летим, летим и приземляемся на главной площади столицы. Дети, а как называется наш город?
Ребенок (Р.): город Махачкала.
В.: Да, наш город Махачкала – столица Дагестана. А на площади праздник, сколько людей нарядных в традиционных национальных костюмах. По этим костюмам можно узнать с какого района они приехала, какой национальности. Отличия в одежде больше заметны в женских нарядах, нежели в мужском костюме. (Показываю 2 иллюстрации – горец в традиционной дагестанской одежде, на боку висит кинжал, на голове – папаха; второй горец на коне, но в бурке).
В.: Дети, посмотрите, перед вами двое мужчин. Как мы их можем назвать?
Р.: Они горцы.
Р.: Они дагестанцы.
Р.: Они джигиты.
В.: Правильно, все вы правы. А теперь дадим им имена.
Р.: Ахмед.
Р.: Магомед.
В.: Давайте посмотрим, как на праздник пришел Ахмед. Он одет в черкеску. Это повседневная одежда горца; сзади у него башлык - это мужской головной убор – капюшон. На голове папаха, а ноги обуты в сапоги. Черкеску украшают газыри и кинжал. В газырях хранится порох. Кинжал нужен был для защиты, резать скот и для других дел в хозяйстве. А теперь посмотрим на Магомеда. Видите, как он спешил на праздник? Прискакал на коне. Одет он в такую же одежду, как и Ахмед, но только у него еще и бурка. Это кавказский безрукавный плащ – накидка. Она укрывает джигита от холода, дождя, ветра, укутавшись в нее, даже спит в пути во время отдыха. Посмотрите на папаху и бурку. Кто скажет, из чего они сделаны. Кто знает?
Р.: Папахи – из бараньей шкуры.
Р.: Бурка – из овечьей шерсти.
В.: Правильно. Для изготовления папахи подготавливают, отделывают бараньи или овечьи шкуры. А для бурки особым способом готовят шерсть овец. Сапоги тоже изготовлены из обработанных шкур – кожи.
Физкультминутка:
Игра «Птички и орел». Дети бегают по ковру, имитируя полет птиц – машут руками. По команде «Орел!» - быстро приседают, закрывая голову руками. Повторить несколько раз.
Цель – для снятия усталости, развития внимательности, быстроты.
В.: А теперь посмотрим на подружек наших джигитов. Какими вы их видите?
Р.: Они красивые.
Р.: Они нарядные.
В.: Правильно. Наши гости такие красивые и нарядные, потому что приехали на праздник. Этих красавиц можно назвать одним словом. А чем отличаются эти горянки одна от другой?
Р.: Платья разные.
Р: Платки разноцветные.
Р.: Количеством украшений.
Р.: Цветом шаровар.
В.: Какие вы молодцы! – Все заприметили! Вот по этим предметам одежды и отличают горянок, с какого района они, кто по национальности, то есть на каком языке они говорят. (Демонстрирую несколько иллюстраций с изображением горянок в разных нарядах – аварка, лачка, кумычка, даргинка, табасаранка, ногайка, цахурка, рутулка, ругуджинка, арчинка, гапшиминка).
В.: Горцы носили удобную и практичную одежду. (Показываю наряд из гардероба детсада). Скажите мне, а в наше время, когда и кто наряжается в такие костюмы?
Р.: Люди в праздничные дни.
Р.: Артисты, когда они выступают.
Р.: Артисты, танцующие лезгинку.
В.: Какие мы молодцы! Вы назвали самый любимый горский танец. Так давайте на этом волшебном ковре мы этот танец все вместе и станцуем.
В конце занятия необходимо индивидуально и фронтально похвалить детей за участие на занятии.
Дагестанские подвижные игры.
«ХРАНИ ОЧАГ» - аварская народная игра.
Играют 4-6 человек.
ИНВЕНТАРЬ: мяч (один большой)
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Для игры чертится круг диаметром 4-5м. в середине круга находится яма /очаг/ диаметром 50-60 см. все игроки произвольно располагаются за кругом, один из игроков бросает мяч в яму.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Защищающий очаг должен палкой отбить мяч за круг, не давая попасть в него. При выбивании мяча за круг игроки, находящиеся за его пределами, пытаются овладеть им и снова бросить в очаг. Игрок, которому удается это сделать, становится водящим /хозяином очага/.
«ЛОВИ МЯЧ» - даргинская народная игра.
Играют 5-10 человек.
ИНВЕНТАРЬ: мяч
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Играющие образуют круг, в котором находится водящий. Водящий, подбросив мяч вверх, называет чье-нибудь имя. Игрок, имя которого было названо, стремится поймать мяч. Если это ему удастся, то он в свою очередь, вновь подбрасывает мяч и называет имя одного из играющих и т. д. если игрок, имя которого названо, не смог поймать мяч, то он становиться водящим.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Игроки не должны переступать линию круга до момента произнесения имени.
«ВЫБЕЙ ИЗ КРУГА» - дагестанская игра.
Играет вся группа.
ИНВЕНТАРЬ: мяч.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Чертится круг диаметром 8-10 метров. Одна команда, согласно жребию, занимает место в круге. Игроки, находящиеся за кругом, пытаются выбить мячом игроков в круге. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут выбиты. В том случае, если в кругу остается один игрок, начинается отсчет до 10. если после 10 бросков игрока не выбили, то его команда возвращается в круг и игра возобновляется.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1. Не разрешается держать руками игрока, находящегося в кругу.
2. Мяч, оставшийся в кругу, после выбивания игрока, выбрасывается выбитыми.
«ЗАЩИТИ ГОСТЯ» - дагестанская игра.
Играют 10-15 человек.
ИНВЕНТАРЬ: мяч.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Эта игра ярко отображает горское гостеприимство и неприкосновенность гостя.
Для игры очерчивается круг, обозначающий дом. Величина круга зависит от количества играющих. Выбираются “хозяин дома” и “гость”. Взявшись за предмет, /палка, обруч/ “хозяин дома” и “гость” находятся в кругу. Остальные участники располагаются за его пределами, пытаются попасть мячом в “гостя”. “Хозяин дома” должен отразить все попытки атакующих и тем самым защитить честь “гостя”. Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не попадет мячом в “гостя”.
Правила игры:
1. “Хозяину дома” и “гостю” выходить из круга запрещается.
2. Игрокам, находящимся вне круга, входить в него также запрещается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.