Поурочный план № 5
Предмет: Русская литература
Дата |
|
|
|
Группы: |
П-36 |
ЭГ-39 |
ЭГ-38 |
Тема урока: А.А.Ахматова. Лирика. Эпиграф: Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман.
Б. Эйхенбаум
Цели урока: образовательная: познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой;
развивающая:развивать умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику;
воспитательная: содействовать эстетическому воспитанию обучающихся
Тип урока: Урок изучения нового материала
Методы обучения: словесный (объяснение новой темы)
Средства обучения: интерактивная доска, портрет А.Ахматовой, видеозаписи Педтехнология: развитие критического мышления
Ход урока: I.Организационный момент
1.Приветствие.
2.Подготовка к уроку.
II. Изложение нового материала
1.Краткая биография Анны Ахматовой (прилагается конспект) Прослушивание видеозаписи
- Детство и юность будущего поэта
- Начало литературного творчества. Замужество
- Творчество в годы сталинского террора
- Последние годы жизни и творчества А.Ахматовой
2. Основные этапы творческой эволюции А.Ахматовой
Первый период – 1912-1922 – охватывает издание пяти книжек, идущих одна за другой и почти не повторяющих друг друга . Пятикнижие : «Вечер» , «Чётки» , «Белая стая» ,
«Подорожник» - позволяет говорить об Ахматовой как о сложившемся
мастере, владеющем своеобразной манерой и слогом в поэзии.
3.Особенности характера лирической героини: умна, наблюдательна – «Я вижу всё, я всё запоминаю». Сердце открыто радостям и печалям и всего более красоте жизни:
«Радостно и ясно,
Завтра будет утро…
Это жизнь прекрасна…
Сердце, будь же мудро…»
Перед нами современная женщина, независимая, с чувством собственного достоинства.
Женщина – поэт, никогда не забывающая о своём высоком даре и его совершенствовании –
«Дал ты мне молодость трудную», «Песня о песне».
4. Второй период творчества Ахматовой – 1935-1965 – включает в себя те годы интенсивной работы, той работы почти затухающей.
5. Прослушивание видеозаписи поэмы «Реквием» ( читает артист М.Казаков)
6.Анализ поэмы «Реквием»
III. Закрепление
Чтение и анализ стихотворений «Я научилась просто, мудро жить»
1.В чём особенность лирической героини ахматовской поэзии?
2.Как раскрывается в творчестве Ахматовой тема женщины-поэта? Как она связана с любовной темой
IV.Подведение итогов урока (выставление оценок) V. Домашнее задание
1.Пересказ биографии Ахматовой
2.Выразительное чтение отрывка из поэмы «Реквием»
Преподаватель:----------------- Толеубаева Ш.А
01 октября
Тема: А.А.Ахматова. Лирика.
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия поэтессы- Горенко)
- Детство и юность будущего поэта
- Начало литературного творчества. Замужество
- Творчество в годы сталинского террора
- Последние годы жизни и творчества А.Ахматовой
2. Основные этапы творческой эволюции А.Ахматовой
Первый период – 1912-1922 – охватывает издание пяти книжек, идущих одна за другой и почти не повторяющих друг друга . Пятикнижие : «Вечер» , «Чётки» , «Белая стая» ,
«Подорожник» - позволяет говорить об Ахматовой как о сложившемся
мастере, владеющем своеобразной манерой и слогом в поэзии.
3.Особенности характера лирической героини: умна, наблюдательна – «Я вижу всё, я всё запоминаю». Сердце открыто радостям и печалям и всего более красоте жизни:
«Радостно и ясно,
Завтра будет утро…
Это жизнь прекрасна…
Сердце, будь же мудро…»
Перед нами современная женщина, независимая, с чувством собственного достоинства.
Женщина – поэт, никогда не забывающая о своём высоком даре и его совершенствовании –
«Дал ты мне молодость трудную», «Песня о песне».
4. Второй период творчества Ахматовой – 1935-1965 – включает в себя те годы интенсивной работы, той работы почти затухающей
"Реквием"
— одно из крупнейших произведений Ахматовой — поэма - была написана в 1935-1940
годах. Именно 40-м годом датирован эпилог — последняя часть поэмы. Но к
читателю "Реквием" пришел лишь во второй половине 50-х годов,
поскольку в 1946 году Ахматова была подвергнута жестокой критике со стороны
чиновников и надолго отлучена от литературы. Возможно, в этом отлучении был
повинен и Реквием, и те события, которые положены в его основу.
Муж Ахматовой был обвинён в участии в антиправительственном заговоре и
расстрелян по приговору недалеко от Петрограда в 1921 году. В поэме
"Реквиеме" отражены те чувства, которые пережила Ахматова, потеряв
любимого человека. И хотя события, описанные в "Реквиеме", относятся
к 30-м годам, в них звучат боль и горе, пережитые самой поэтессой.
По композиции "Реквием" Ахматовой скорее всего поэма. Отдельные
стихотворения объединены одной идеей — протестом против насилия. В
"Реквиеме" отразились не только чувства и переживания самой
Ахматовой, не только горе тех, кто был оторван от своих близких и заключен в
тюремные камеры, но и боль тех женщин, тех жен и матерей, которых видела
Ахматова в страшных тюремных очередях. Именно к этим женщинам-страдалицам
обращено посвящение. В нем звучит тоска от внезапной разлуки, когда сраженная
горем женщина чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его
радостями и заботами.
Во вступлении поэмы дана яркая безжалостная характеристика времени. В первых
главах нашла своё отражение безграничная, глубокая бездна человеческого горя.
Кажется, что эти строки перекликаются с плачем Ярославны, скорбящей и по своему
любимому, и по всем русским воинам.
Поэзия Ахматовой — это свидетельства человека, который прошел через все
испытания, на которые ее обрёк "век-волк", свидетельства того,
насколько ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естественные
основы человеческого существования, то, что складывалось мире столетиями. Но
одновременно это и свидетельство того, что живую жизнь, настоящее, вечное в
людях уничтожить невозможно. И наверное именно поэтому поэзия А.Ахматовой так
важна и так значительна для нас.
В поэме "Реквием" Анна Ахматова встраивает свои переживания в
контекст эпохи. Недаром поэма начинается так:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Таков был окончательный выбор поэтессы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.