Конспект занятия по внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Конспект занятия по внеурочной деятельности

Оценка 4.9
docx
16.01.2021
Конспект занятия по внеурочной деятельности
Литературный клуб Дятлова Т.Л...docx

                                   «Литературный клуб»

Тема: Обобщающее занятие по произведениям В. Железникова. Знакомство

            с рассказом «Ночной ветер»

Цели: знакомство с новым произведением.

 

Задачи:  

 

Ø Расширение читательского кругозора через работу с текстом.

Ø Совершенствование навыков смыслового чтения текста.

Ø Пополнение словарного запаса учащихся.

Ø Развитие диалогической и монологической речи, коммуникативных умений.

Ø Развитие нравственных и эстетических чувств.

 

Планируемые результаты.

 

1. Познавательные УУД:

 - развивать способность учащихся полноценно воспринимать

   художественный   текст;

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- развивать творческое мышление

2. Коммуникативные УУД:

-  формировать умение работать в группах;

-  развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку

   зрения;

3. Регулятивные УУД:

-  учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения

   по заданной тематике;

-  формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

-  формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки

4. Личностные УУД:

-  формировать нравственные убеждения через развитие чувства

   Сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей

   нравственной позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование:

Ø 3 мольберта

Ø 2 ватмана

Ø Красный маркер

Ø Зелёный маркер

Ø Красная лампа

Ø Зелёная лампа

Ø 2 голубых банта

Ø Фото космонавта

Ø Фото В. Железникова

Ø Фото рыцаря

Ø Конверт

Ø Фото военной медсестры

Ø Текст «Ночной ветер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Ход занятия

1.     Погружение учащихся в мыслительную деятельность.

Ребята, как вы думаете, что значит «уметь хорошо читать книгу»?

(это значит думать над словами и поступками героев, понимать, зачем автор написал своё произведение, какова тема и главная мысль и т.д.)

2. Вхождение в тему занятия. Определение учащимися темы занятия.

Для того, чтобы узнать тему занятия, я предлагаю вам игру-задание. Перед вами лежат различные предметы. Рассмотрите их внимательно и попробуйте предположить, что их объединяет.

Приём «Загадка»

На столе лежат: голубые банты, конверт, фотография медсестры времен Великой отечественной войны, изображения  космонавта,  рыцаря. 

(Все эти предметы из произведений В. Железникова.)

Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

(Творчество В. Железникова. Знакомство с еще одним его рассказом.)

3.Актуализация знаний учащихся о писателе Владимире Карповиче Железникове и его творчестве.

Приём «Корзина идей»

Несколько занятий мы изучали рассказы Владимира Карповича Железникова, которому 26 октября исполнилось 90 лет. Давайте вспомним несколько фактов из биографии писателя.

Перед вами «Корзина идей», в которую мы положим наши идеи и добавим новые.

- Кем был его отец? (пограничником, поэтому мальчик много переезжал с семьей);

- Кем хотел стать Володя, когда был ребенком? (военным, поэтому он поступил в артиллеристское училище);

- В какой институт поступил Железников после того, как выучился на юриста? (В литературный институт имени Горького);

- Где он работал после института? (В детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки». Поэтому стал писать о детях, для детей, о взаимоотношениях детей и взрослых);

Постепенно «Корзина идей» пополняется:

·         ранее изученными произведениями;

·         новыми сведениями из биографии автора;

·         новым произведением;

·         знакомство с новыми словами;

·         главная мысль всех произведений.

 Причина
(обида мальчика)
Причина
(гнев родителей)
Приём «Фишбоун»

Проблема
(взаимоотношения
 в семье)
,Факт
(не бережное отношение к вещам)
Вывод (умение понимать,Факт
(непонимание родителей)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4. Работа с текстом

Да, совершенно правы те, кто предположил, что сегодня нас ждет знакомство с новым рассказом Владимира Железникова.

Прочитаем название рассказа «Ночной ветер» (на доске написаны ключевые слова, иллюстрации).

Как вы думаете, о ком или о чем этот рассказ?      

Можно ли догадаться, кто герои рассказа?

Проверим, оправдаются ли ваши предположения.

Чтение 1

Он проснулся ночью неизвестно от чего. То ли от ветра - мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. 
Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. А что же, ему играть в футбол без ботинок, что ли? А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в кино. 

Он ждал этого кино целую неделю. И фильм-то был старый - "Золушка", и он понимал, что история маленькой девочки Золушки - это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. И всё равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнётся нечто невообразимо волшебное. 
Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды.

Можете ли вы теперь сказать, кто герои этого рассказа? (Мальчик, его отец и мать)

О чем этот рассказ? (Взаимоотношения мальчика и родителей)

Какие события подтверждают это? (найти в тексте)

Что явилось причиной ссоры? (разбитые ботинки)

Как вы понимаете примененную автором метафору «разбитые ботинки»?

Справедливо ли его отругали родители? (рассказать о ценности обуви в 60 г.)

Как бы вы озаглавили эту часть текста? (Написать маркером на «доске» напр. Ссора с родителями)

Предположите, что же будет происходить дальше?

Послушайте внимательно следующую часть текста.

 

 

 

 

Чтение 2

Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. И остаётся один на всём свете.

Он лежал в темноте и слушал каждый шорох. И ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле. 
Ничего не было слышно из-за ветра - ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате. Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате. Это ещё больше пугало мальчика. 

Снова скрипнула половица. Мальчик напряг слух, но услышал лишь вой ветра, который дул из пустоты. Он хотел крикнуть и позвать мать. Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество которым он так гордился вчера. 
Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова. 

Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать.

Что чувствует мальчик? (Обида)

Найдите в тексте подтверждение (незаслуженное оскорбление).

Как вы считаете, родители любят мальчика или нет?

Какой сон ему приснился?  (уходит из дома и остается один на всем свете).

Как меняется отношение мальчика к одиночеству на протяжении этого отрывка? (в одиночестве хорошо? Страшно? Его хочется разорвать?)

Как вы думаете, почему автор не называет мальчика по имени? (это может случиться с каждым)

Бывало ли у вас так, что вы сильно обижались на близких, родителей, друзей, настолько сильно, что вам хотелось уйти от них и остаться в одиночестве?

Железников снова употребил метафоры «разговор большого города»,  «разорвать одиночество». Как вы понимаете эти выражения?

Подберем заголовок к этому отрывку. (Страх одиночества)

Предположите, что произойдет дальше?

Чтение 3

Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. Потом отец сонным голосом спросил: 
- Который час? 
- Спи, спи, - ответила мать. - Ещё рано.

У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. И уже сквозь сон он слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала у него лоб. 

Мальчик переживал, не спал, ему было страшно…  Почему он вдруг перестал бояться и заснул? (ощутил присутствие родителей, почувствовал себя защищенным)

А что происходило с родителями? Подтвердите словами текста. Почему мать пощупала лоб мальчика? (заботится о здоровье, чувствует тревогу за его состояние, испытывает вину – по ее настоянию отец отругал сына)

Как вы думаете, должны ли родители  что-то сделать, чтобы исправить ситуацию? Что они могут сделать? Сделают ли?

 Озаглавьте эту часть текста (Конец одиночеству)

Чтение 4

Дворники заговорили под окнами. Их голоса в раннем, пустом городе звенели и отдавались вдалеке. Пролетел самолёт. 
- Хабаровский, "Ту-114", - сказал отец. - Скоро вставать. 
Пропал куда-то ночной ветер, не скрипели половицы.

- Что-то я, по-моему, вчера переругал Серёжку, - сказал отец. Несправедливо. 
- Переругал, - ответила мать. 
- Придётся извиниться, - сказал отец. - И отпустить его в кино. 
Но Серёжка этого ничего уже не слышал. Он крепко спал. И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете. 

Почему Сережа забыл все страхи и крепко спал? (простил нанесенную обиду)

Связано ли это с решением родителей попросить прощения?

Как вы думаете, кто был прав в конфликте?

(Краткая беседа о взаимоотношениях детей и родителей, умении прощать, предостережение о данных сгоряча обещаниях и произнесенных обидных фраз)

Озаглавьте эту часть (Раскаяние родителей)

Вернемся к названию рассказа. Ночной ветер.

Проследим, как рассказывает о ветре Железников в различных частях текста.

Найдите слова о ветре.

-Упоминание о ветре (когда мальчик проснулся в тревоге).

-Ветер сильно надувал занавески, звенел стеклом окна. Из-за ветра ничего не было слышно. (мальчик чувствует себя одиноким, ветер усиливается.)

-Вой ветра (мальчика охватывает страх, ужас)

-Ночной ветер пропал (мальчик перестал бояться, успокоился, уснул. Герои признали свои ошибки)

Для чего автор использовал образ ночного ветра? (Чтобы читатели глубже ощутили переживания героев рассказа, научились им сопереживать).

4. Обобщение

Ребята, давайте разделимся на 2 группы. (Зеленая и красная лампы) У каждой группы будут разные задания.

Сейчас мы проведем игру-соревнование «Узнай произведение и перечисли героев».

Вернемся к предметам, лежащим на столе. Вспомните, с какими рассказами Железникова вы познакомились и кто герои этих произведений. О чем эти рассказы?

Красная лампа –  «Космонавт» и «Рыцарь». (Учитель, Княжин, Левушкин; мальчик Саша, шофер, бабушка; (Люди с сильным характером, благородство, целеустремленность, хорошие люди, любовь к близким)

Зеленая лампа«Девушка в военном» и «Голубая Катя». (Мама, папа, сын, Сухов; Вадим, Катя, Мама, соседский мальчик)(Люди с сильным характером, любовь к близким, умение прощать, умение исправлять ошибки

К каким из них ближе по смыслу рассказ «Ночной ветер»? Почему?

Ребята, что общего в рассказах Владимира Железникова?

Рассказы о добрых, хороших людях с сильными характерами, которые умеют просить прощения, если совершили ошибку, и умеют прощать, поступают справедливо и благородно, стремятся к своей цели.

Вернемся к нашему главному вопросу. Какова главная мысль всех произведений Железникова? (семейные отношения).

Приём «Синквейн»

Составим синквейн о семье.

1.  Семья

2. Дружная, крепкая

3. Понимать, поддерживать, прощать

4. Дерево держится корнями, а человек семьей.

 

5. Мой дом – моя крепость.

На этом мы заканчиваем знакомство с произведениями Железникова в нашем литературном клубе, но вы можете продолжить изучать его произведения самостоятельно:  прочитать рассказы, повести, посмотреть фильмы, сценарии которых написал Владимир Карпович.

V. Итог

Подведём итог нашего занятия. Посмотрите на нашу «Корзину идей». Какими новыми идеями она пополнилась? (ответы детей)

Спасибо за внимание.


 

Литературный клуб» Тема: Обобщающее занятие по произведениям

Литературный клуб» Тема: Обобщающее занятие по произведениям

Оборудование: Ø 3 мольберта Ø 2 ватмана Ø

Оборудование: Ø 3 мольберта Ø 2 ватмана Ø

Ход занятия 1. Погружение учащихся в мыслительную деятельность

Ход занятия 1. Погружение учащихся в мыслительную деятельность

Где он работал после института? (В детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки»

Где он работал после института? (В детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки»

Чтение 1 Он проснулся ночью неизвестно от чего

Чтение 1 Он проснулся ночью неизвестно от чего

Чтение 2 Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда

Чтение 2 Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда

Чтение 3 Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели

Чтение 3 Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели

Краткая беседа о взаимоотношениях детей и родителей, умении прощать, предостережение о данных сгоряча обещаниях и произнесенных обидных фраз)

Краткая беседа о взаимоотношениях детей и родителей, умении прощать, предостережение о данных сгоряча обещаниях и произнесенных обидных фраз)

Ребята, что общего в рассказах

Ребята, что общего в рассказах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2021