II период «Секреты общения» |
Цикл: «Уроки общения» Занятие № 1 Тема занятия: «Речевой этикет» Тип занятия: тренинг Цели
занятия: в интерактивной форме показать ребятам как важно знать
особенности Оборудование:
карточки для игры, ручки, тетради, бумага, карандаши, музыкальное |
№ |
Варианты названий этапов занятия |
Варианты традиционных и нетрадиционных методов, и приёмов работы на занятии |
1 |
Организационный этап (создание рабочего настроения, эмоционального настроя на совместную деятельность) |
«Давайте поздороваемся». Воспитатель предлагает ребятам придумать как можно больше жестов приветствия и показать. Таким образом здороваемся друг с другом. Например: как здороваются в Японии, как здороваются реперы и.т.д. - диагностика настроения нарисуй своё настроение, выбери цвет, соответствующий твоему настроению; - музыкальный. |
2 |
Повторение, связь с предыдущими темами (выявление правильности, полноты знаний и умений, причины пробелов (непонимания), их ликвидация) |
Как мы поняли из предыдущих занятий, что речь-основное средство общения. Важную роль играют также её средства. Давайте ещё раз проговорим какие вы помните средства речи? Ответы детей. Подводим к теме занятия. Что означает по вашему мнению слово «этикет»? Этикет (от фр. etiquette — этикетка, надпись) —• правила поведения людей в обществе, В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV-гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. |
3 |
Актуализация опорных знаний (подготовка к активному и осознанному восприятию нового материала) |
Как вы думаете в чем заключается речевой этикет? Ответы детей. Соблюдение правил в общении, не грубить, не говорить плохо о ком-либо, не «сплетничать», стараться не употреблять «слова-паразиты». Разминка. Игра «Слова-паразиты». Время: 5 минут. Цель: настроиться на позитивный лад и дальнейшую работу. Предоставить возможность провести рефлексию своих коммуникативных способностей, уровня развития речи. Активизировать умение ребят применять культурные требования к собственной речи в общении со взрослыми и друг другом. Ход: Воспитатель предлагает разделить лист на 2 части. На одной подумать и написать 10 слов- паразитов, которые употребляет ребенок в своей ежедневной лексике, а на второй части слова-паразиты, которые раздражают нас в других. Сравниваем и обсуждаем результаты. Подводим к теме занятия. |
4 |
Объявление темы, цели занятия |
В игре вы поняли то, насколько важно красиво разговаривать, и то как зачастую мы за собой не замечаем, что не соблюдаем «речевой этикет». Темой нашего сегодняшнего занятия будет «речевой этикет». |
|
|
|
5 |
Изучение нового материала |
Речевой этикет - правила речевого поведения. Записываем в тетрадях. Примеры детей. |
6 7 8 |
Осмысление новых знаний Творческая работа (групповая или индивидуальная) Закрепление, обобщение |
Игра «Аборигены и инопланетяне». Цель: в интерактивной форме показать ребятам как важно знать особенности общения и уметь быть терпимым и толерантным. Ход: группа делится пополам. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, - инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов. Инструкция для аборигенов: «Когда инопланетяне выйдут за дверь: «Кивок головой, обозначает «нет». Слово «нет» обозначает «да». Слова «да» в речи - «нет». Если в вопросе содержится слово "любовь", "любить", то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая «класс». Входят инопланетяне, садятся, напротив. Время на вопросы-ответы 10 - минут. Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях их общения. По окончании игры сесть в общий круг через одного и отрефлексировать. |
9 |
Подведение итогов занятия |
Что на занятии было главным? Что было интересным? Что нового узнали? Чему научились в игре? Как использовать полученные знания в жизни? |
10 |
Рефлексия (мобилизация воспитанников на самооценку психоэмоционального состояния и мотивации своего взаимодействия с педагогом и детьми,, на усвоение способов саморегуляции и сотрудничества) |
Упражнение «Ладошка». Цель: сохранение психологического комфорта. Каждый участник получает лист бумаги А-4, на котором рисует свою ладошку (обводит контур ладошки) и подписывает ее в центре. На пальцах пишет местоимение «Ты». После этого участники по кругу передают свои ладошки, где по очереди пишут комплименты своим коллегам. Один участник пишет один комплимент. Когда все пять пальцев заполняются комплиментами, ладошки возвращаются хозяевам. |
После 5 этапа проводим «физминутку». «Ухо - нос 1». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Речевое сопровождение: |
Села на нос мне, на правое ухо - |
Лезет назойливо черная муха. Снова на нос, но на левое ухо- Кыш, улетай от меня, Цокотуха! |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.