Цикл: «Уроки общения» Занятие №5 |
1 период: «Язык общения» |
Тема занятия: «Вербальные средства общения» Тип занятия: Занятие-путешествие Цели
занятия: развитие коммуникативных навыков, продолжать формировать Оборудование:
карандаши цветные, ручки, листочки для игры «Угадай-ка», музыкальное |
Подготовительная работа: Упражнение «Угадай-ка» готовим заранее. |
№ |
Варианты названий этапов занятия |
Варианты традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы на занятии |
1 |
Организационный этап (создание рабочего настроения, эмоционального настроя на совместную деятельность) |
Упражнение «Встреча взглядами». Становимся в круг, каждый участник должен со всеми встретится взглядами по одному разу, кто сделал садится. - диагностика настроения, с помощью смайликов; - под музыкальное сопровождение закрываем глаза и отправляемся в путешествие в страну Общения. |
2 3 |
Повторение, связь с предыдущими темами (выявление правильности, полноты знаний и умений, причины пробелов (непонимания), их ликвидация) Актуализация опорных знаний (подготовка к активному и опознанному восприятию нового материала) |
Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о «невербальных средствах общения», но как вы помните общение бывает какое...ответы детей. Правильно два вида. И сегодня мы остановимся подробнее на вербальном общение и его средствах, поиграем в игры, которые помогают развивать данный вид общения. |
4 |
Объявление темы, цели занятия |
Воспитатель: «Речь представляет собой визитную карточку человека. От того насколько грамотно мы выражаем свои мысли, чувства, зависит наш успех не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности». Сегодня на занятии мы побеседуем о вербальном общении, и его средствах. |
5 |
Изучение нового материала |
Беседа о средствах вербального общения. От чего зависит хорошая коммуникация. О том, что дистанция во время общения также важна. Интимная зона -0-45 см, личная - 45- 120, социальная-120-400, публичная-4м-7,5м. Записываем понятия. Речь-основное средство общения. Существует внутренняя и внешняя речь. Речь состоит из предложений, предложения из слов, а слова из звуков и букв. Важную роль играет точность употребления слова в речи, его ясность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и |
слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного. Темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи, Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки |
Осмысление
новых Творческая
работа индивидуальная) |
Закрепление, |
6 |
7 |
-
паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п. Упражнение «Угадай-ка». ' Цель: развитие речи, коммуникативных навыков. Воспитатель раздает листочки с 3 словами. Ребята должны Например: - кукла, книжка, телевизор; - солнце, глаза; дети; |
- лето, мама, школа; - друг, ромашка, семья; - весна, радость, улыбка; - снег, зайчик, малыши; |
- дети, цыпленок, дождь; |
- игрушки, море, счастье; - мишка, зима, ёлка; - капуста, мячик, небо. Затем по кругу или по желанию зачитываем свои ответы. Презентация своих работ.___________________________ Кроссворд: |
|
|
|
|
1 |
3 |
В |
У |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
т |
Е |
м |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Р |
и |
т |
м |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
т |
е |
м |
Б |
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Ф |
р |
А |
3 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
с |
Л |
О |
в |
О |
|
|
|
|
|
7 |
т |
о |
н |
а |
л |
Ь |
н |
о |
с |
т |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
и |
н |
т |
о |
н |
а |
ц |
и |
я |
|
|
|
|
|
9 |
г |
О |
л |
о |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
п |
р |
Е |
д |
л |
О |
ж |
е |
н |
и |
е |
Ребята, а сейчас давайте закрепим то, что мы прошли на занятии. Нужно разгадать кроссворд. 1. Часть слова. 2. Он может быть (быстрый, средний, замедленный). 3. Бывает равномерный, прерывистый. |
|
|
4. Относится к голосу (раскатистый, хриплый, скрипучий, 5. Может быть в речи «крылатой». 6. Часть предложения. 7. Придаёт выразительность голосу. 8. Без него невозможно вербальное общение. 9. Часть речи. |
9 |
Подведение итогов занятия |
«Что на занятии было главным? Что было интересным? Что нового узнали? Чему научились? Как использовать полученные знания в жизни?». Пишем в тетрадях. |
10 |
Рефлексия (мобилизация воспитанников на самооценку психоэмоционального состояния и мотивации своего взаимодействия с педагогом и детьми, на усвоение способов саморегуляции и сотрудничества) |
Упражнение «Подводные камни». Ход упражнения: Участникам предлагаю сесть поудобнее, расслабиться, представить, что они стоят посреди горной реки с очень быстрым течением. Чтоб их не унесло течение, они вынуждены напряженно держаться за большой камень. Пока воспитатель рассказывает притчу, ребята мысленно продолжают «держаться за камень». Притча про подводные камни. Один из героев книги «Иллюзии»: Путешествия вынужденного Мессии» Ричарда Баха рассказывает притчу о подводных жителях. «На дне реки с очень сильным течением жили существа, которые утйели дышать под водой. Всю жизнь они провели на дне реки, цепляясь за большие камни. Таким образом спасаясь от быстрого течения, они рождались, ели любили и умирали. Считалось что тот, кто отпустит камень обязательно погибнет потому как его унесет стремительным потоком воды. Но все же нашелся один храбрец, который отпустил свой камень и поплыл по течению. На своем пути он встречал другие поселения, где жили люди также, как и в его родном поселение. Увидев пришельца, они удивлялись и кричали: «Смотрите, он летает!» Это сверхчеловек!». На это «сверхчеловек» отвечал: «Это не так, я такой же как и вы! Просто отпустите свои камни, и полетим вместе со мной». Но никто не отважился сделать так, как он». Воспитатель: «Камень, за который вы держитесь двумя руками ребята - это ваш страх. Отпустите его и почувствуйте, как напряжение уходит и вы расслабляетесь» Зачастую именно наши страхи-мешают нам строить доброжелательное продуктивное общение и диалог с другими людьми. Поэтому, желаю Вам отпустить свой страх и смело налаживать взаимоотношения с окружающими. Наше путешествие подошло к концу, ну а ваше путешествие по просторам продуктивного общения между людьми только начинается. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.