Государственное бюджетное учреждение
Новосибирской области
«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «ВИКТОРИЯ»
Утверждаю
Директор ГБУ НСО «Центр «Виктория» __________З.И. Хихлова «____»_________2021 год |
Конспект занятия
творческого объединения
«Как прекрасен этот мир»
Тема: «Природные сообщества»
Составитель:
Иванова Алёна Олеговна
воспитатель
г. Новосибирск, 2021 год
Занятие по теме: «Природные сообщества»
Цель: Знакомство с понятием «природное сообщество»
Задачи:
· формировать интерес к познанию окружающего мира
· формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.
· развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли
Ход занятия:
I. Организационный этап
Вступление – приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!
II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
Постановка проблемного вопроса.
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Знаете, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос.
Предоставляются рабочие листы с объектами природы .(лес, болото, пустыня) Нужно подобрать подходящие, объекты природы для конкретной территории. данной территории( лево- правополушарный подход).
Вывод: объекты живой и неживой природы взаимосвязаны. Вот такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды, называется природным сообществом, каждый организм живет в своем сообществе.
Тема занятия: «Природные сообщества»
Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно
ящерица – пустыня, жарко, песок
Лягушка – болото, вода
Волк – лес, тайга, шерсть.
Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,
Зебру и пингвина;
верблюда и лягушку;
жирафа и дельфина?
– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)
Значит, живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно, это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения.
СО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный –создан…ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный …– создан ЧЕЛОВЕКОМ.
Физминутка.
А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы.
Посмотрим, что у вас получилось.
Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!
Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)
IV. Этап закрепления знаний
а) Подведение итогов.
– Итак, сегодня на занятии мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.
б) Самоконтроль.
– А теперь – поиграем:
Игра называется “Кто лишний”:
Проверим себя.
1.Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
2.Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.
VI. Рефлексия
– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
Больше всего мне понравилось …
Сегодня я понял (а), что думать …
Главным на занятии для меня было …
– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.
Игра «Зелёный крокодил». Один из ребят показывает пантомимой животное, воспитанники указывают, к какому природному сообществу (экосистеме) оно относится.
Дополнительное задание:
Нарисовать животное, указать, к какому природному сообществу (экосистеме) оно относится.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.