Конспект занятия (с использованием проектных технологий) Тема: «Ёлочные игрушки» Руководитель творческого объединения «Жемчужинка» Левчук Татьяна Павловна
Оценка 4.7

Конспект занятия (с использованием проектных технологий) Тема: «Ёлочные игрушки» Руководитель творческого объединения «Жемчужинка» Левчук Татьяна Павловна

Оценка 4.7
docx
10.03.2021
Конспект занятия (с использованием  проектных технологий) Тема: «Ёлочные игрушки» Руководитель творческого объединения  «Жемчужинка» Левчук Татьяна Павловна
Ёлочные игрушки.docx

Конспект занятия

(с использованием  проектных технологий)

Тема: «Ёлочные игрушки»

Руководитель творческого объединения  «Жемчужинка»

Левчук Татьяна Павловна

 

Цель занятия: расширить знания детей о новогоднем празднике, создать условия для творческого моделирования художественного образа ёлочной игрушки  с помощью техники «квиллинг», изготовить елочные игрушки.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить умения и навыки работы с бумагой: складывание, сгибание, резание, скручивание, склеивание;

- научить изготавливать ёлочную игрушку в технике «квиллинг».   

 Развивающие: 

- развивать внимание, воображение, творческие способности;

-развивать умение скручивания бумажных лент и умение  создавать  необходимую квиллинговую форму из скрученного рола;

Воспитательные:

- воспитывать бережливость, аккуратность, чувство коллективизма;

- прививать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Тип занятия: применение полученных знаний и навыков
Форма проведения: защита проекта

Методы обучения, применяемые на занятии: словесный,  наглядный, практический

Формы работы: индивидуальная, групповая

Технологии: с использованием проектных, игровых технологий

Оборудование и материалы:

бумажные полоски для квиллинга  разной ширины, квиллинговая игла, пинцет, ножницы, линейка, белый клей ПВА, трафарет для заготовок квиллинговых форм, заготовка-шаблон ёлочной игрушки.

Предварительная работа:

1.     Сбор и изучение информации об истории ёлочной игрушки.

2.     Разработка анкеты исследования и проведение анкетирования населения (Приложение 2).

3.     Сбор информации из различных источников о том, какие елочные игрушки можно сделать в технике квиллинг.

План занятия:

1. Организационный момент

§  проверка присутствующих;

§  сообщение темы, постановка цели, ознакомление с планом занятия;

§  мотивация учения обучающихся.

2.  Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков.

§  систематизация и обобщение знаний о ёлочной игрушке;

§  систематизация и обобщение умений и навыков работы с бумагой: складывание, сгибание, резание, скручивание, склеивание;

§  игровой блок, физкультминутка

3. Самостоятельная работа на применение знаний, умений и навыков, проверка результатов выполнения работ.

§  выполнение практической работы;

4. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

   5. Рефлексия. Самооценка  занятия.

Ход занятия.

І. Организационный момент.

§  проверка присутствующих;

§  сообщение темы, постановка цели, ознакомление с планом занятия;

§  мотивация учения обучающихся.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада всех видеть на занятии. Тема нашего занятия «Ёлочные игрушки».  Считаете, что готовиться к празднованию Нового года рановато? И зря! Не нужно откладывать в долгий ящик заботы по подготовке и украшению дома к этому замечательному празднику на самые последние дни. 

         Игрушки  нам нужны не только для того, чтобы повесить на елку, ними можно украсить икебаны, они станут украшением стен, новогодние игрушки -  отличный подарок родным.

           Безусловно, в наше время в магазинах можно увидеть тысячи вариантов украшений для ёлки. Но, поверьте,  самые красивые ёлочные игрушки – это игрушки ручной работы. Итак, цель занятия - смоделировать  художественный образ ёлочной игрушки  с помощью техники «квиллинг», изготовить елочные игрушки.

ІІ.  Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков.

Педагог: - Вы помните, что сегодня на занятии вы будете защищать свои проекты. Вы провели предварительную работу по сбору и изучению информации об истории ёлочной игрушки, по сбору информации из различных источников о том, какие елочные игрушки можно сделать в технике «квиллинг». Таким образом,  объект исследования: ёлочные игрушки, предмет исследования:  новогодние украшения, созданные своими руками.

1. Подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.

История ёлочной игрушки.

Педагог: Уложены, укутаны, под ватой белоснежной,

Считая дни - минутами, спят тихо, безмятежно

Стеклянные создания - царевны и лягушки,

А в них - воспоминания зарылись, как в подушки.

Но раз в году заветная шкатулка открывается,

И тайна разноцветная по свету разливается.

И каждому, и каждому, в раздумии  стоящему,

Покажется, вот - важное, вот это-настоящее.

И елочной мелодией  - забытое и вечное -

Свеченье Новогоднее, как детство бесконечное.

Мананкина Анна: История новогодней игрушки (Приложение1).

Карпенко Влада:  Результаты анкетирования населения, информация о том, какие елочные игрушки можно сделать в технике квиллинг.

2. Систематизация и обобщение умений и навыков работы с бумагой: складывание, сгибание, резание, скручивание, склеивание.

Педагог:

- Какие вы знаете приемы и правила работы с бумагой: складывания, сгибания, резания, скручивания, склеивания?

- Какие материалы и принадлежности нужны для занятия квиллингом?

- Назовите базовые формы для квиллинга?

- Итак, сегодня мы с вами  сделаем елочную игрушку  в технике «квиллинг».

Ведькал Диана: Для каждой эпохи  характерны своеобразные ёлочные игрушки. «Писком моды» были самодельные елочные украшения. И мы сейчас будем изготавливать новогодние игрушки - рукавичку, сапожок и звезду в технике «квиллинг».

          Искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахи создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

          Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

3. Игровой блок, физкультминутка

Педагог: - Давайте  немножко отдохнём и поиграем. Я буду называть предметы, а вы, если этим можно украсить ёлку, хлопайте в ладоши, если нет, топайте ногами.

Бусы новогодние.  (Да)

Рюкзаки походные. (Нет)

Шарики блестящие.  (Да)

Яблоки настоящие. (Да)

Яркая звезда.  (Да)

С неба круглая луна.  (Нет)

Разноцветные фонарики.  (Да)

Сдобные пряники.  (Да)

Мишура блестящая.  (Да)

Шишка настоящая.  (Да)

Мягкая подушка.  (Нет)

Яркая хлопушка.  (Да)

Серпантин завитой.  (Да)

И снежок завитой.  (Да)

 - Какие вы молодцы! Поиграли, отдохнули, а теперь за работу!

ІІІ. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.

Педагог: Для выполнения работы предлагаю объединиться в три группы. Задача каждой группы: создать художественный образ ёлочной игрушки с помощью техники «квиллинг». Во время выполнения задания будет звучать музыка  П. И. Чайковского из цикла «Времена года: Зима». Как только музыка стихнет, это будет  означать, что время изготовления игрушки истекло. Каждая группа презентует свою  работу.  

  - Первая группа изготовит сапожок, а вторая – варежку, а третья – звезду.

Алгоритм выполнения работы:

1.     Подготовить основу для ёлочной игрушки.

2.     Изготовление основных деталей для ёлочной игрушки и  в технике «квиллинг».

3.     Выкладывание узора на основу.

4.     Заклеивание основы деталями фона.

5.     Заключительный этап изготовления игрушек.

6.     Привязываем к игрушке  и снежинкам ленты.

Правила ТБ

 Педагог: - Какие правила должны соблюдаться при работе с ножницами?

Ответы детей:

 1. Не держи ножницы концами вверх.

 2. Не носи ножницы в кармане, а храни их в определённом месте.

 3. Не работай ножницами с ослабленными концами.

 4. Не режь ножницами на ходу.

 5. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде (ручкой в сторону товарища).

 Педагог: - Какие правила работы с клеем вы знаете?

Ответы детей:

 1. При работе с клеем избегай его попадания в глаза. При попадании в глаз немедленно промой глаз проточной водой.

 2. При склеивании деталей пользуйся кисточкой для клея.

 3. Расходуй экономно клей.

4.     После окончания работы обязательно вымыть руки.

Педагог:

- Мы уже с вами вспомнили, какие бывают квиллинговые формы по виду и конфигурации. А также,  какими инструментами и приспособлениями мы пользуемся при изготовлении квиллинговых форм.

- Я надеюсь, что полученные знания и умения за прошедшее полугодие вы успешно примените в изготовлении своих шедевров. Приступаем к работе!

Презентация готового продукта проектной деятельности.  Презентация продукта деятельности: елочные игрушки в технике «квиллинг».

           

 

Звезда                                 Сапожок                            Варежки

Не шляпа с пером, не платок кружевной-

У елки любимый убор головной.
Идут диадемы красавицам всем,
Но елка не носит совсем диадем.
Короны, кокошники – все ерунда!
С рожденья ей нравилась только звезда!
И даже, представьте, на первом году
Носила не чепчик она, а звезду!

И в этой же самой лучистой звезде
Она до сих пор щеголяет везде
.

 

Ищет пару сапожок
С голубой застежкой.
Ускакал его дружок
Снежною дорожкой.
«Не в сугробе ли увяз

Этот непоседа?
Эй, напарник, я сейчас!
Прибегу по следу!»

 

 

Поделился шёрсткой
Пудель после стрижки
И связали
 варежки
Одному мальчишке.
Каждую он гладит
По кудрявой спинке
И гулять выводит
Только на резинке.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ІV. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Педагог: - Ребята, занятие подошло к концу. Вам нравятся ваши работы? На сегодняшнем занятии вы закрепили знания, умения и навыки  работы с бумагой, сделали ёлочные игрушки в технике «квиллинг». Надеюсь, что  это занятие еще раз окунуло вас в красочный мир прикладного творчества. С помощью несложных инструментов и материалов вы изготовили чудесные игрушки, которыми можно украсить ёлку, интерьер, подарить друзьям.

Ночью, когда все вокруг замирает,
Елка тихонько в игрушки играет.
Возится с ними совсем как девчонка:
Прячет от серого волка зайчонка,
Шар золотистый по полу катает,
Ленту Снегурке в косу заплетает,
Нежно мышонка на лапах качает, -
В общем, ночами она не скучает!

Днем же, у елочки вид притворюшки -
Будто бы ей безразличны игрушки.

V.  Рефлексия.

Педагог:

- Посмотрите на свои ладони, пошевелите пальцами, сожмите в кулак и

разожмите.  Сейчас первая буква названия каждого пальца подскажет вам, о чем стоит задуматься при анализе нашего занятия.

Большой – «багаж». Пополнился ли сегодня багаж ваших знаний?

Указательный – «узнали». Что же нового вы сегодня узнали?

Средний – «состояние души». Каким сегодня было настроение?

Безымянный – «близкие». Что сделали для родных, какие подарки сделали своими руками?

Мизинец – «мыслю». Чем полезен будет в дальнейшем приобретенный опыт?

 

- Хочу пожелать успеха в познании нового, чтобы вы все время находились в творческой неудовлетворенности. Мне было приятно с вами работать! Спасибо!

 

Приложение1

История ёлочных игрушек

          Обычай наряжать елку,  и делать это именно к Рождеству было главным праздником, который пришел в Россию при Николае I. Его супруга, императрица Александра, принесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность по всей России. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Позднее в России появляются первые елочные игрушки, изготовленные фабричным способом. Уже к концу XIX века в России появляются мастерские по производству игрушек. Модно было похвастать игрушками, сделанными самостоятельно. Причем в домах даже самых знатных вельмож. Дело в том, что накануне Рождества в продажу запускали специальные альбомчики для игрушек-самоделок. Внутри на листах помещали веселые личики Дедушек Морозов, ангелочков, человечков, а также аксессуары к ним. Все это следовало вырезать и склеить.

          Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше. В самом начале XX века лица игрушек стали лепными, производители освоили еще один материал - папье-маше. Главная тема украшений - домашняя, рождественская.

          Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции, Новый год отмечать запретили и, соответственно, из продажи исчезли и елки, и игрушки. Но ровно через 10 лет все поменялось. И случилось это благодаря Павлу Постышеву. Он не испугался прийти к вождю всех народов и убедить вернуть людям елку. 1 января 1937-го в “Литературке” опубликовали лозунг, который позже растиражировали: “Жить стало лучше, жить стало веселее!”. И вот в спешном порядке возобновляется производство елочных игрушек.

          В начале января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов установили большущую, 15-метровую ель и устроили грандиозное празднество. С тех пор Новый год, елки и выпуск елочных игрушек вернулись в жизнь граждан. Игрушки тех лет выглядят соответственно историческим реалиям.

          Во времена “советского периода”, тема елочных украшений выходит за рамки Рождества. Вслед за ангелами и рождественскими звездами на елку приходят игрушки идеологического, социального характера - кремлевские башни, звезды, спортсмены, пионеры и т.д.

          Появились проволочные украшения из отходов производства. Это домики для птичек, цветы, пятиконечные красные звезды. Украшение елки к Рождеству было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. После войны 1 января снова стал выходным днем.

          В 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды. И по сравнению со свечками, пожароопасность снизилась во много раз. Позже появились и более усовершенствованные электрогирлянды, которые мы используем и по сей день.

          Перечень игрушек становится менее разнообразным. Фабрики  елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии:  шариков, шишек,  пирамидок, сосулек и колокольчиков.

           В 1970-80-е годы стал популярен “дождик” из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая... Когда все это в преддверии Рождества украшало небогатые советские витрины, ходить в магазины становилось как-то особенно приятно...

          Традиция украшать макушку елки звездой, существует со средних веков. Однако, Вифлеемскую звезду заменили на красную рубиновую – аналогичную тем, что появились при советской власти на кремлевских башнях. Таким образом, по-своему уникальный дизайн “советской елки” - богатое, сверкающее убранство плюс красная пятилучевая звезда на макушке – продолжает сохраняться и сегодня.

          В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти “возврат к истокам”. Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой.

          С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, “самодельные” игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки... в общем, всевозможный “Hand-made”. А мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов – туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения.

          Ведь каждая новогодняя игрушка – это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год!

Приложение 2

Анкета

1. Какая елка будет у вас на Новый год?

В опросе участвовало 10 человек

 

Живая

7

Искусственная

2

Не будут ставить ёлку

1

 

2.Каким ёлочным игрушкам отдаете предпочтение?

В опросе участвовало 10 человек

 

Покупным, пластмассовым

5

Ручной работы

3

Старинным, стеклянным

2

 

3. Хотели бы вы создать ёлочную игрушку своими руками?

В опросе участвовало 10 человек.

 

Да

5

Нет

5

Не знаю

0

Приложение 3

 

                                      

 

 


 

Конспект занятия (с использованием проектных технологий)

Конспект занятия (с использованием проектных технологий)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков

История ёлочной игрушки. Педагог:

История ёлочной игрушки. Педагог:

Яблоки настоящие. (Да) Яркая звезда

Яблоки настоящие. (Да) Яркая звезда

При работе с клеем избегай его попадания в глаза

При работе с клеем избегай его попадания в глаза

Шар золотистый по полу катает,

Шар золотистый по полу катает,

В самом начале XX века лица игрушек стали лепными, производители освоили еще один материал - папье-маше

В самом начале XX века лица игрушек стали лепными, производители освоили еще один материал - папье-маше

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года

Приложение 3

Приложение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2021