Автор: Гордеева Нина Александровна, учитель – логопед
ГБУ ЛО «Ивангородский центр для детей с ОВЗ».
Конспект занятия с ребенком ОНР 1 класс.
Цель:
Развитие лексического запаса и
грамматического строя речи
ЗАДАЧИ:
1. учить ребенка выделять слова, обозначающие
предмет, отличать одушевлённые предметы от неодушевлённых;
5. развивать и активизировать словарь детей;
6. развивать мышление, внимание, память;
7. развивать коммуникативную сторону речи.
Оборудование: сенсорный стол, комплекс БОС, серия сюжетных
картинок с изображениями диких и домашних животных, серии предметных картинок с
изображениями животных, карточки со словами, ручки, карандаши.
Ход занятия
I. Организационный
момент.
Приветствие. Уточнение пространственно –
временных представлений. Какое сегодня число, день недели? Какой идёт месяц?
II.Основная
часть.
1.Слова,
обозначающие предметы, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые).
Сегодня на занятии мы с тобой вспомним слова, обозначающие
предметы и действия предметов, научимся их различать. А помогут нам в этом
разобраться разные животные – дикие и домашние. Первое задание будет таким.
Посмотри на картинки и назови то, что на них
изображено. Кто это?
-Медведь, заяц, собака, сорока, лиса, тигр.
Поставь вопрос к этим словам. Действительно ли
все они отвечают на вопрос кто? и называют животных? А скажи, как называются
существительные, отвечающие на вопрос кто?
-Одушевлённые.
2.Неодушевлённые
предметы.
Теперь вспомним и назовём жилища этих животных.
-Медведь-берлога, заяц- куст, собака-будка,
лиса-нора, сорока-гнездо, тигр-логово.
На какой вопрос отвечают эти слова?
-Что?
Как называются существительные, отвечающие на
вопрос что?
-Неодушевлённые.
3.Работа
по сюжетной картинке.
Мы вспомнили, что существительные бывают
одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые отвечают на вопрос кто? неодушевлённые-что?
А теперь посмотри на эту картинку. Какие животные изображены на ней-дикие или
домашние? А давай вспомним, каких диких животных мы знаем? Назови все
одушевлённые и все неодушевлённые предметы на картинке «Скотный двор».
4.Графический
диктант.
Мы повторили одушевлённые и неодушевлённые
предметы. А теперь откроем тетрадь, и напишем графический диктант. Зелёная
черта-одушевлённый предмет, синяя-неодушевлённый:
-Белка, берлога,
нора, сова, змея, гнездо, логово, синица, кошка, хлев, овчарня, пума, конюшня.
(Одушевлённые-6, неодушевлённые-7).
5.Слова,
обозначающие действие предметов.
Вернёмся к нашим картинкам с изображениями
животных. Перед тобой карточки, на которых написано, как говорят эти животные.
Давай соберём их вместе.
-Собака-лает, ворона- каркает, волк- воет,
тигр-рычит.
-На какой вопрос отвечают эти слова? (Что
делает?)
-Что они обозначают? (Действие предмета).
Давай составим предложения с этими словами.
6. Комплекс
БОС.
А сейчас мы с тобой поиграем с другими животными.
Что бы открыть картинку с животным, нам нужно правильно подышать. Короткий вдох
носом, длинный выдох ртом.
7.Развитие
словаря.
Послушай предложения. Ответь на вопрос одним
словом-действием.
- Медведь полез за мёдом.
- Пчёлы медведя … ужалили.
- Медведь сорвался с дерева.
- Медведь с дерева … упал.
- Волк отправился на охоту.
- Волк добычу … поймал.
- Кошка ловит мышей.
- Мышь от кошки … убегает.
- Собака лает на бандитов.
- Бандиты от собаки … спасаются.
Послушай предложения. Назови слово, обозначающее
действие. Поставь к нему вопрос. Изобрази слово-действие графически.
- Прилетели грачи и скворцы.
- Заяц прячется от лисы.
- Кукушка подбросила яйцо.
- Куры клюют зерно.
- Рыбка плавает в пруду.
- На ветке поёт соловей.
8.Назови
предметы по действиям.
- Ходит, жуёт, мычит … корова.
- Ходит, ржёт, жуёт … лошадь.
- Блеет, жуёт, ходит … овца.
- Разговаривает, ходит, жуёт … человек.
- Летает, клюёт, каркает … ворона.
- Чирикает, клюёт, летает … воробей.
9.Физ.
минутка/ зрительная гимнастика
Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)
Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)
На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)
Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)
А затем вприсядку, (Делать приседания)
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)
Он подпрыгнул десять раз.
Белка дятла поджидала (глаза влево- вправо)
Гостя вкусно угощала
Ну-ка дятел посмотри! (глаза вверх- вниз)
Вот орехи- 1,2,3
Пообедал дятел с белкой (Моргает)
И пошел играть в горелки (Закрыть глаза, погладить веки)
10.Отгадай
предмет по действию:
С ветки на ветку, хоть и мала,
Метко летает, словно стрела.
Лущит орешки, грибочков насушит,
Чтобы зимою досыта кушать.
(Белка)
Все говорят, что с такими ногами
Я далеко поскачу!
И потому я у мамы в кармане
Больше сидеть не хочу!
Попробуйте, если хотите,
В кармане весь день посидите…
(Кенгурёнок)
Ход подземный строит ловко,
Роет спальню и кладовку.
(Крот)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собою унесла
(Лиса)
11.Графический
диктант. Записать слова графически.
- Крокодил, мышь, блеет, жуёт, корова, коза,
обезьяна, стриж, плавает, летает, грызёт, енот, нюхает, пантера, прыгает.
-Подобрать к карточкам с названиями действий
названия предметов, которые эти действия совершают. (Воет, блеет, чирикает,
тявкает).
III.Подведение
итогов.
Тебе понравилось занятие?
Какое задание запомнилось больше?
Чему ты научился?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.