Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа-интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Тема:
«Зимние фантазии в технике квиллинг. Снежинка».
(конспект занятия из программы краткосрочного курса по декоративно-прикладному творчеству «Волшебный мир бумаги», 3-4 класс)
Воспитатель: Гладкова Т.Г.
г. Пермь, 2023
Аннотация.
Занятие представлено из программы внеурочной деятельности краткосрочного курса по декоративно-прикладному творчеству «Волшебный мир бумаги». Урок нацелен на всестороннее развитие детей в процессе овладения приёмами техники «квиллинг». Выполняя данную работу, учащиеся формируют теоретические и практические навыки работы с бумагой, развивают творческие способности, логическое и образное мышление, расширяют кругозор; воспитывают в себе аккуратность, усидчивость, развивают мелкую моторику рук. В процессе работы дети совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение. В ходе урока дети учатся поэтапно выполнять работу, опираясь на схемы и таблицы, действовать по составленному алгоритму. Форма организации занятия - работа в группах, с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. На занятии предлагается помощь детей – консультантов. Результат – презентация групповых работ с оформлением зимнего букета.
Цель: Всестороннее развитие детей в процессе овладения приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
· закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве – квиллинг; повторить основные элементы квиллинга.
· формировать умения следовать устным инструкциям, уметь работать с таблицей;
· познакомить с образованием снежинки.
Развивающие:
· развивать у учащихся любознательность, фантазию, воображение; творческое, техническое и художественное мышление;
· совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
Воспитывающие:
· формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
· добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
· расширять коммуникативные способности детей.
Методическое оснащение занятия:
· образцы работ в данной технике;
· выставка иллюстраций и книг;
· презентация;
Инструменты и материалы:
двусторонние цветные полоски бумаги, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, инструмент для скручивания полосок, клей ПВА, кисточка.
Форма организации занятия:
работа в группах (дети и педагоги), презентация своих работ (мини-выставка), работа консультанта.
Словарная работа: квиллинг.
Оборудование:
Звукозапись «Серебристые снежинки», презентация «Снежинки – застывшая красота», обучающий фильм «Откуда берутся снежинки и почему они разные», проектор.
Предварительная работа:
Подготовить ветку дерева, окрасить ее в белый цвет акриловой краской для оформления коллективной работы.
План занятия.
Организационный момент. (презентация, слайд № 1)
-Добрый день, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня у нас необычное занятие, в нём примут участие дети и педагоги. Занятие приурочено к предстоящему празднику … (Новому году). Существует обычай на Новый год украшать помещение и ёлку. Украшения мы будем делать своими руками. Предлагаю вам отгадать загадку. Разгадав её, вы узнаете тему нашего занятия.
С неба падают зимою
И кружатся над
землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... (снежинки).
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? (ответы детей)
· Как появляются?
· Какие бывают?
· Как и из чего можно сделать? (на доске вывешивается план занятия)
- Мы определили круг вопросов, на которые хотим найти ответы?
- Скажите, где можно найти интересующую вас информацию? (в книгах, энциклопедии, интернете, спросить у людей).
-Каждый из вас, ребята, наблюдал за снежинками. Что вы о них можете рассказать? (ответы детей: белые, маленькие, лёгкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, серебристые, игольчатые, мелкие, нежные, хрупкие )
- Я предлагаю рассмотреть снежинки в увеличенном виде. Вы убедитесь какие они красивые и все разные. (презентация «Снежинки – застывшая красота»)
- Как же появляются снежинки? Как вы считаете? (ответы детей)
- Давайте проверим ваше предположение. Внимание на экран. (обучающий фильм «Откуда берутся снежинки»)
- Верны ли были ваши предположения?
- Откуда берутся снежинки? Почему они разные? (ответы детей)
- Мы ответили на 2 вопроса из нашего плана.
Изготовление снежинки.
- Остался еще один пункт плана. (Дети читают: «Как и из чего можно сделать снежинку?»)
- Изготовить снежинку можно в разной технике. (на доске снежинки в технике квиллинг, модульное оригами, бумагопластика, вырезание) Какая техника изготовления снежинки вам знакома? (дети показывают снежинки, называют технику выполнения). -Сегодня на занятии мы будем делать снежинку в технике… (квиллинг). (Педагог показывает образец снежинки, дети сами называют технику выполнения.)
Какую цель вы для себя поставите? (научиться делать снежинку в технике квиллинг) - В конце занятия предлагаю устроить выставку снежинок. Самая интересная работа будет отправлена на всероссийский дистанционный конкурс снежинок. -Давайте вспомним, что такое квиллинг? (слайд № 2) -Какие инструменты и материалы нам понадобятся для изготовления снежинки в технике квиллинг. (слайд № 3) -При работе с каким предметом надо соблюдать осторожность? (инструмент для квиллинга) Практическая работа. (слайд № 4) -Чтобы сделать снежинку нужно приготовить разнообразные формы из скрученных полос. Формы могут быть закрытые, т. е. склеенные и открытые, где клей не используется. Для аппликаций подходят и те, и другие. А для снежинки-подвески желательно использовать только закрытые формы. -Какие закрытые формы в квиллинге вы знаете? (ответы детей) Техника квиллинга. (Работа консультанта) Форма «Спираль». 1. Берем инструмент и полоску, вставляем конец полоски в прорезь инструмента и начинаем накручивать ее, создавая равномерное натяжение. Теперь аккуратно снимаем накрученную полоску с инструмента. То, что получилось, называется роллом или спиралью. Если на данном этапе приклеить конец полоски, то мы получим одну из фигур - тугой ролл (тугую спираль). Но самым основным элементом в квиллинге является свободный ролл (свободная спираль). Он получается, когда у тугой спирали конец приклеиваем не сразу, а даем бумаге раскрутиться до нужной степени, а уже после этого фиксируем конец. 2. Чтобы получить форму «Капля», оттяни серединку спирали в одну сторону, с другой стороны сожми несколько слоёв, чтобы получился острый конец. 3. Форма «Глаз». Сожми круглую заготовку с двух сторон одновременно. 4. Форма «Квадрат». Выполни форму «Глаз», поверни вертикально и сожми по бокам ещё раз. 5. Форма «Ромб». Сделай из «Квадрата». 6. Форма «Треугольник». Сделай «Каплю», возьмись за уголок и расплющи основание треугольника. 7. Форма «Стрела». Сделай «Треугольник» и концом указательного пальца вдави внутрь середину короткой стороны. 8. Форма «Полумесяц». Выполняется почти, как «Глаз», но изогнутой формы.
-Давайте подумаем, какие требования мы предъявим при оценке работы (аккуратность, цветовое решение, композиция). Во время работы не забывайте выполнять правила техники безопасности, содержать в порядке рабочее место. Сборка снежинок. (слайд № 5) -Снежинку-подвеску можно делать состоящей из 1, 2, 3, 4 рядов. Сначала нужно придумать такой узор, чтобы у соседних деталей была достаточная площадь соприкосновения для приклеивания. Для каждого ряда нужно сделать по 6 одинаковых элементов. (Педагог наблюдает за правильностью выполнения работы, оказывает индивидуальную помощь). -Желаю вам творческих успехов. (Дети в команде со взрослыми изготавливают снежинки. Звучит песня «Серебристые снежинки»).
III. Уборка рабочих мест.
IV. Подведение итогов занятия. (слайд № 6)
Каждая группа представляет своё изделие, рассказывает из каких элементов выполнены снежинки. -Где можно использовать сделанные вами снежинки? (ответы детей) -Изящные снежинки из бумаги в технике квиллинг можно использовать для украшений новогодней елки, в новогодних композициях и открытках, сделанных своими руками, они прекрасно будут смотреться в интерьере, ими можно украсить шторы, кольца для салфеток или просто использовать как отдельные декоративные элементы. - Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? - Что нового вы для себя открыли? - Какие эмоции вы испытывали на занятии? - Что у вас получилось и не получилось на занятии? - Как вы считаете, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты?
V. Вывод.
-Украшения интерьера, выполненные своими руками, намного ценнее. Ведь они неповторимы и сделаны с огромной любовью! Надеюсь, что знания и умения, приобретенные сегодня на занятии, помогут в решении творческих задач не только на уроках труда, но и в жизни. Я хочу пожелать вам всегда учиться новому, делиться знаниями с товарищами и, конечно же, доводить начатое дело до конца. Спасибо за работу. До встречи на следующем занятии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.