Занятие в 4 классе по снятию школьной тревожности.
- Ребята, в конце года вам предстоит сдавать экзамены. Это очень важный этап в вашей школьной жизни. Но ни один экзамен не обходится без волнения и тревоги за результат. Ребята, а как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)
– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
1. Что такое тревожность. Стресс
– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.
Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.
2. Физиологическая сторона тревожности.
– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. Предлагаю вам положить лист горизонтально и разделить его на две части, в первой колонке написать «Я тревожусь, когда…»
3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…»
Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение.
Рефлексия.
– Итак, вы указали ситуации тревожности
А теперь хочу у вас спросить, знаете ли вы как побороть свою внутреннюю тревогу и стресс? Во второй колонке пишите ее название «Если я тревожусь, я обычно…»
4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…»
– Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете.
Дети называют ситуации преодоления тревоги.
Сейчас я вам расскажу, какими способами вы можете справиться с тревогой во время предстоящего экзамена.
1 способ. Восстановление дыхания
2 способ. Мышечное расслабление
Если вы чувствуете напряжение в коленях, то можно поприседать, если чувствуете дрожь в руках то нужно как можно сильно сжать кулаки и затем разжать и встряхнуть кисти рук.
3 способ. Аутотренинг.
Если вы чувствуете как тревога не оставляет вас в покое, то можете избавиться от нее с помощью аутотренинга. Необходимо мысленно проговаривать фразы:
Я молодец! У меня все получится! Я сдам все экзамены! Я все знаю и все умею. Я все смогу!
Это можно сделать во время самого экзамена. А как же снять напряжение накануне экзамена?
Упражнение «Продумай заранее»
Рефлексия. Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?
Упражнение «Нарисуй страх»
Ребята, а сейчас я хочу предложить вам нарисовать свой страх, который может появиться у вас перед экзаменом. Нарисуйте на листе все то, чего вы боитесь, отразите все, что вас тревожит. Может быть, вы нарисуете сам день экзамена, может быть нарисуете ваш страх в виде несуществующего персонажа.
Выводы:
Ребята, наше с вами занятие подходит к концу, и я хотела бы подвести небольшие итоги.
Поняли ли вы, что такое тревожность и как она проявляется?
Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?
Было ли полезным наше занятие?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.