Рекомендации по работе с детьми с трудностями в обучении
· Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.
· Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
· Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с трудностями в обучении с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
· Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
· В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
· Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
· Поручить ему часть дел, которые необходимо выполнять ежедневно (следить за дисциплиной в классе, быть ответственным за что-либо) и не выполнять их за него.
· Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
· Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе.
· Старайтесь не сравнивать ребенка с трудностями в обучениями с другими детьми, особенно если это сравнение не в его пользу.
· Хвалите или критикуйте поступок ребенка, а не его личность.
· Создайте «ситуацию успеха» и снимите «синдром неудачника».
· Прибегайте к т.н. «авансированию личности» - предоставлению определенного блага, высказыванию положительного мнения о ребенке, даже если он этого пока не заслужил. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.
· Используйте на классных часах, уроках практические упражнения для создания благоприятной эмоциональной атмосферы (социально-эмоциональное воспитание).
· Вызывающее поведение ребенка — способ привлечь Ваше внимание. Уделите ему больше времени, например, на перемене.
· Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.