Конспект занятия ТЕМА: «Дружба народов города Златоуста» с применением технологии «Посткроссинг»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вид: тематическое занятие Тип: познавательное Тема: «Дружба народов города Златоуста» Возрастная категория: подготовительный возраст Цель: Духовно – нравственное формирование личности ребёнка – дошкольника на основе уважения и понимания поликультурного общества Задачи: 1.Обогатить знания детей о многообразии народов, проживающих на территории города Златоуста. Познакомить с особенностями разных народных культур (Башкирии, Чувашии, Мордовии). 2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. 3.Воспитывать толерантную модель поведения дошкольников, приобщать к истокам народной культуры. Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие Методические приёмы: наглядные, словесные, игровые, практическая деятельность, индивидуальный подход.
Иконка файла материала конспект Дружба народов города.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96»

МАДОУ «Детский сад № 96»

Россия , 456234,  Челябинская  область, г.Златоуст, ул. Строителей, д. 15

ИНН  7404026173   КПП   740401001   ОГРН   1027400582120

телефон/факс +7(3513) 79-13-35  E-mail: mdou.ds96@yandex.ru

сайт: zlatds96.educhel.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 

ТЕМА: «Дружба народов города Златоуста»

с применением технологии «Посткроссинг»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Пухлякова Т.Е.

учитель – логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

Вид: тематическое занятие

Тип: познавательное

Тема: «Дружба народов города Златоуста»

Возрастная категория: подготовительный возраст

Цель: Духовно – нравственное формирование личности ребёнка – дошкольника на основе уважения и понимания поликультурного общества

Задачи:

1.Обогатить знания детей о многообразии народов, проживающих на территории города Златоуста. Познакомить с особенностями разных народных культур (Башкирии, Чувашии, Мордовии).

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

3.Воспитывать толерантную модель поведения дошкольников, приобщать к истокам народной культуры.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное  и художественно – эстетическое развитие

Методические приёмы: наглядные, словесные,  игровые, практическая деятельность, индивидуальный подход.

Средства реализации: Карта РФ, иллюстрация «Народы г. Златоуста» бусины, лента, вырезанные из клеящей плёнки национальные орнаменты, аудиозапись с национальной музыкой, письмо, ящик для посылки, фотоаппарат, костюмы народов Златоуста, Чак –чак.

Форма проведения НОД: интегрированное занятие

Предшествующая работа воспитателя: отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия, составить план – конспект, подготовить оборудование, презентацию.

Предварительная работа с детьми: Беседы: «Мой дом – Россия», «Народности г. Златоуста», «Народные промыслы г Златоуста», «Народный костюм», «Народные праздники», чтение сказок народов России, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, реализация проекта «Посткроссинг» - переписка с ребятами из детских садов других городов.

Словарная работа: Родина, город Йошка́р Ола́, национальность, традиции, обычаи, Курай, кузюки, посиделки, Башкиры - «башкорт»:  «баш» - голова, «корт» - волк, земледелие, животноводство.

Взаимодействие с родителями: посещение «Дома Дружбы народов», помощь в создании краеведческого центра.

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Этапы НОД

Время

Методы и приёмы

Действия педагога (прямая речь)

Действия детей (предполагаемые ответы)

Вводная часть

1.1Организационный момент

 

1.2Сюрпризный момент

 

 

3 мин

 

Чтение стихотворения

 

Чтение письма

Работа с картой

 

 

-В этом круге все-друзья: Мы, и вы, и ты и я.

Улыбнись тому, кто справа, Улыбнись тому, кто слева – Вместе мы одна семья.

К нам пришло очередное письмо, давайте прочитаем от кого оно

Всё верно город Йошка́р Ола́   Республики Марий Эл.

Кто покажет  его на карте России

Читаем письмо, в  конце письма вопрос: «Ребята, а какие народы проживают в вашем городе?» Как мы можем рассказать нашим друзьям о национальностях, живущих в нашем городе?

Дети здороваются с педагогом и друг с другом

 

Ребёнок читает адрес, и сообщает, что письмо пришло от друзей по переписке из города Йошка́р-Ола́  

Дети находят город и помечают его флажком (Город, с которым мы ведём переписку)

 

(Дети предлагают:  напишем письмо, сделаем и отправим фотографии….)

 

Основная часть

 

34 мин

(2 мин)

 

 

 

 

 

(3 мин)

 

 

 

 

(5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

(4 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 4 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 мин)

 

 

( 4 мин)

 

 

 

 

 

( 2 мин)

 

(7 мин)

 

 

 

 

Дидактическая игра «Закончи предложение»

 

 

 

Д игра «Определи национальность по костюмы»

 

Экскурсия в уголок краеведения

 

 

 

 

 

 

Рассказы детей

Прослушивание песни

 

Ответы на вопросы

 

Рассказы детей

 

 

 

Ответы на вопросы

 

 

 

Подвижная игра «Журавушка»

 

Рассказы детей

 

Прослушивание мелодии Курая

 

Ответы на вопросы воспитателя

Продуктивная деятельность детей

 

Предлагаю провести интеллектуальную разминку «Я начну, а вы продолжите…»

Мы живём в городе

Наш город …

В нашем  городе есть реки

В нашем городе есть горы:

Коренные жители Златоуста называются

В городе проживают народы разных национальностей:

У каждой национальности есть свой костюм, я предлагаю взглянуть на экран – и отгадать по костюму представленные национальности»

Чтобы подробнее узнать о национальной культуре людей, проживающих в нашем городе, приглашаю вас посетить краеведческий центр детского сада, давайте выберем фотографа, который будет фотографировать наше путешествие.

Дети вместе с воспитателем идут в краеведческий центр детского сада, подходят к импровизированной мордовской избе.

Выходят девочка и мальчик в мордовских национальных костюмах:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А какие вы знаете мордовские народные сказки?

Предлагаю отправляться дальше в гости к чувашским друзьям.

Воспитатель вместе с детьми под музыку подходят к чувашской избе, и их встречает девочка в чувашском национальном костюме (приложение4).

 

 

Какое у вас необычное имя. Что он означает?

Илемпи, где вы купили такой красивы наряд, великолепно вышитые полотенца?

Кто тебя всему этому научил

Илемпи, наши дети знают чувашские народные игры, и предлагают тебе поиграть вместе с ними в игру «Журавушка

 

Пора нам прощаться. Воспитатель с детьми прощаются с мордовской хозяюшкой и  проходят к уголку башкирской национальности. Их встречает хозяйка башкирской Юрты

 

 

 

Давайте поблагодарим башкирскую хозяюшку и отправимся в группу.

Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? 

Я предлагаю вам изготовить бусы « Дружбы народов г. Златоуст».

 

 

 

Златоусте

(красивый, родной …..)

(Тесьма, Ай, Киалим..)

 (Таганай, Уреньга и т.д.)

(кузюки)

русские, татары, башкиры, и т.д.

 

Дети называю национальность,  и показывают на экране: русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, белорусы, цыгане (приложение 1).

 

 

Дети выбирают фотографа, он берёт фотоаппарат, и все вместе идут в краеведческий центр, который находится в музыкальном зале.

 

 

 

Девочка:  Здравствуйте, гости мои желанные, долгожданные. Прошу вас в избу.

Проходите, пожалуйста, всем места хватит.

Дети рассказывают о мордовских традициях (приложение 2)

Предлагаю послушать мордовскую песню.

Дети перечисляю мордовские народные сказки: «Лиса и медведь» и др.

 

 

Добрый день! Меня зовут Илемпи. Мир вам, гости дорогие! Вы явились в добрый час! Встречу теплую такую приготовила для вас! Рада приветствовать вас. По обычаю, любой человек в доме чуваша – гость. На стол ставят хлеб да соль.

У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица. Илемпи: Разве это можно купить? Все, что вы видите, я сделала сама.

Моя мама и бабушка научили меня.

Дети вместе с «Илемпи» играют в игру Журавушка (Правила игры приложение 3)

Под башкирскую национальную музыку выходит девочка в башкирском костюме и  в руках держит «Чак Чак

Здоровается на башкирском языке: Хәйерле көн! Добрый день! Дорогие друзья, я хочу познакомить вас с культурой и традициями башкирского народа (рассказ о башкирской культуре (приложение 4). Предлагаю вам послушать, как звучит  Курай. 

Дети отвечают на вопрос.

 

 

Дети делятся на подгруппы, выбирают бусину, садятся за столы и начинают работать. По мере того, как выполнили задание дети, подходят к ленте и нанизывают на неё бусину, и называют национальность, орнаментом которой они украсили бусину.

Итог

3

мин

Сбор посылки -

рефлексия

 

Дети,  теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по - своему, но когда все народы живут дружно в одном городе. Предлагаю собрать посылку нашим друзьям по переписке, в которое мы вложим получившиеся бусы, распечатанные фотографии и письмо, с описанием национальностей, нашего города.

 

 

 

 

 

 

 

Дети вместе с воспитателем собирают посылку и пишут ответное письмо детям из города Йошкар Ола.

 


Список использованных источников:

Мелодии заимствованы с сайтов:

https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F12f2%2F0012b091-dbbe1025%2Fimg20.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8

Картинки заимствованы  с сайтов:

Иллюстрации народов: https://stand.hitplayer.ru/?s=%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B9

https://yandex.ru/images/search?pos=7&img_url=https%3A%2F%2Fzavantag.com%2Ftw_files2%2Furls_13%2F2152%2Fd-2151083%2F2151083_html_m347c1515.gif&text

Иллюстрация карты: https://placepic.ru/poleznoe/karta-rossii-dlya-detej-v-kartinkax30-kartinok.html

Правила чувашской народной игры : https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/09/02/chuvashskie-narodnye-igry

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1 «Презентация»

Приложение 2

«Рассказ мордовских хозяев»

Девочка: Расскажу о традициях  мордовских. Первая гостей встречают, за стол сажают, самовар большой на стол ставят.

Дети садятся за стол, а мальчик в мордовском костюме продолжает рассказывать: Самовар - символ добра, домашнего уюта и семейного покоя. Темными, зимними вечерами собирались  мордовские люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки,  обменивались шутками-  и работали: пряли, вязали, вышивали. Такие вечера назывались посиделками.

Приложение 3

Чувашская народная игра

Журавушка (Тарналла)- Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:

Ах, журавлик наш, журавушка,

Не забыл ли домик матушки?

Журавлик поет в ответ:

Не забыл я, но сегодня

На гороховом на поле

Меня сторож подловил,

Да и в клетку посадил.

Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.

Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.

 

Приложение 4

«Рассказ башкирской хозяйки»

Дорогие друзья, я хочу познакомить вас с культурой и традициями башкирского народа.

Башкиры называют себя «башкорт» : «баш» - голова, «корт» - волк.

Башкиры известны, как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах.

С давних пор башкиры  занимаются и пчеловодством.

У башкирского народа много национальных традиций. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй», где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, о своих близких, а так же послушать, как звучит национальный башкирский инструмент «Курай»

Аудиоматериал: Приложение 6


 

Скачано с www.znanio.ru