Тема урока: Наша страна – Российская Федерация
УМК: «Школа России», А.А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс 1 часть
Класс: 3
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для формирования представления о субъектах Российской Федерации.
Задачи:
сформировать представления у учащихся о субъектах Российской Федерации; познакомить учащихся с политико-административной картой России, научить находить на карте различные субъекты Российской Федерации, в том числе и свой регион.
Методы обучения: словестный, наглядный, проблемный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах
Личностные результаты: с уважением относятся к учителю, а также одноклассникам; владеют навыком групповой работы; понимают ценность нашего региона для страны
Предметные результаты: имеют представления о субъектах Российской Федерации; умеют работать с политико-административной картой России, умеют находить на карте различные субъекты Российской Федерации; знают свой регион, умеют найти его на карте; знают, как выглядит герб Новгородской области, его значение; знают направления развития Новгородской области.
Метапредметные результаты:
1. Познавательные: умеют извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и на основе анализа изученного материала делать выводы; умеют работать с картой, знают условные обозначения; умеют выдвигать предположения и доказывать их.
2. Регулятивные: формулируют цель урока, учебные задачи, понимают учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; составляют совместно с учителем план работы; оценивают качество и уровень усвоения материала; осуществляют познавательную рефлексию.
3. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; оформляют свои мысли и выводы в устной и письменной форме; умеют слушать и понимать других.
Описание урока: Данный урок представлен по теме «Наша страна – Российская Федерация» (отводится на изучение 1 час), относится к разделу «Как устроен мир», по программе учащиеся должны находить на политико-административной карте России свой регион; рассказывать о нём по карте; описывать символы своего региона, объяснять их значение; приводить примеры достопримечательностей своего региона и его столицы.
Средства обучения: учебник А.А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс 1 часть стр. 17-23, компьютер, проектор, презентация, рабочий материал
|
Этапы урока |
Форма организации деятельности |
Метод обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый (промежуточный) результат |
Средства обучения (ресурсы) |
|
1. Мотивационный этап |
Фронтальная |
Словестный |
- Здравствуйте, ребята! Желаю вам успешной работы на уроке. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесет много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проделанной работой. - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Всё лишнее уберите с парты. |
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. |
Проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
|
|
2. Актуализация знаний |
Фронтальная |
Словестный Наглядный |
-На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Общество». Давайте вспомним прошлую тему урока и решим кроссворд. СЛАЙД 2 1. Отличительный знак, являющийся символом определённого государства, города. 2. Глава государства, которого избирает народ. 3. Синоним к слову страна. 4. Торжественная песня, восхваляющая страну. 5. Все люди на Земле. 6. Население страны, которое объединено языком, национальными традициями, фольклором. |
Проверяют знания о составных частях общества 1. герб 2. президент 3. государство 4. гимн 5.человечество 6. народ |
На основе анализа изученного материала отвечают на вопросы; умеют оформлять свои мысли и выводы в устной форме; умеют слушать и понимать других |
Презентация Кроссворд |
|
3. Постановка учебной задачи |
Фронтальная |
Словестный Проблемный |
- Прочитайте слово в выделенных клетках. - Что такое регион? Какие регионы есть в России? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Откройте учебники на стр. 17. Прочитайте задачи, которые необходимо решить сегодня на уроке.
-Итак, что нам предстоит сегодня сделать? СЛАЙД 3 Ответьте на вопрос, используя слова: Узнаем… Познакомимся… Научимся… |
- Регион
Затрудняются ответить на вопрос
- Регионы России Читают задачи Формируют план урока |
Формулируют цель и учебные задачи урока, выдвигают предположения; составляют совместно с учителем план работы; оформляют свои мысли и выводы в устной форме; умеют слушать и понимать других; ориентируются на страницах учебника |
Презентация Учебник |
|
4. Основной этап |
Фронтальная
|
Словестный Наглядный |
- Вспомним, что означает слово Федерация? СЛАЙД 4 - Какие же части объединились в составе нашего государства? Российская Федерация состоит из субъектов или регионов. Каждый из них интересен своими уникальными достопримечательностями, разнообразием культур и традиций. Карта, на которой изображены все субъекты, называется политико-административной. СЛАЙД 5 - Рассмотрите политико-административную карту РФ на стр. 18-19. Какие виды субъектов есть в России? - Сколько республик в ходит в состав РФ? Приведите примеры. (24) - Каждая из них имеет свою конституцию (основной закон). А другие субъекты имеют свои уставы. Государственным языком на всей территории является русский. Но республики вправе устанавливать наряду с государственным свои государственные языки. - Сколько краев? Какие? (9) - Назовите автономные округа, сколько их? (4) - Какая автономная область располагаются в России? - Сколько областей в России? В какой мы живем? (48) - Слово «автономия» означает самоуправление, право какой-либо части государства самостоятельно решать многие вопросы. - Назовите города федерального значения, сколько их? (3) - Города федерального значения — это города, являющиеся отдельными субъектами РФ. Они не входят в состав какой-либо области, края или другого субъекта. |
- Союз, объединение
Республика, край, автономные округа, автономная область, область, город федерального значения.
Отвечают на вопросы учителя Работают с картой |
Отвечают на поставленные вопросы; формулируют мысли в устной форме; умеют работать с картой, знают условные обозначения; умеют слушать и понимать других |
Учебник Карта Презентация |
|
5. Физкультминутка |
Фронтальная |
Наглядный |
- Дежурные прошу вас провести физкультминутку. |
Выполняют физические упражнения |
Понимают важность сохранения здоровья |
|
|
6. Основной этап. Продолжение |
Фронтальная Групповая |
Наглядный Словестный Частично-поисковый |
- Итак, сейчас мы поработаем в группах. Какие правила групповой работы вы знаете? - Вы разделитесь на 6 групп, каждая группа будет изучать субъект РФ. Вам необходимо будет найти субъект на карте и показать его, и рассказать о нем информацию, которую вы найдете в учебнике. В помощь вам будут выданы карточки. СЛАЙД 6 1 группа – Республика Татарстан 2 группа – Краснодарский край 3 группа – Сахалинская область 4 группа – Севастополь (город федерального значения) 5 группа - Еврейская автономная область 6 группа - Ненецкий автономный округ Приложение 1 – карточки СЛАЙД 7-12 - Теперь попрошу каждую группу представить результаты. |
Работают в группах Представляют результаты работ Слушают выступления групп |
Применяют навыки работы в группах; умеют слушать мнение других; ориентируются в учебнике; умеют работать с картой; анализируют информацию из учебника, выделяют главное; умеют оформлять мысли в письменной форме; умеют представлять результаты работы |
|
|
7. Закрепление знаний |
Фронтальная |
Наглядный Словестный |
- Ребята, а кто знает, в каком регионе мы живем? СЛАЙД 13 - Найдите ее на карте. - Новгородская область — субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. В новгородскую область входят следующие города: Великий Новгород – столица региона, Боровичи, Старая Русса, Чудово, Валдай, Пестово, Малая Вишера, Окуловка, Сольцы, Холм. - Ребята, давайте посмотрим на герб нашего региона. Что на нём изображено? - Что символизируют элементы герба? Какие особенности региона они отражают? СЛАЙД 14 - Гербом Новгородской области является исторический герб Новгородской губернии в виде щита, увенчанного Императорской короной и окруженного дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой. На щите изображены два медведя, поддерживающие кресло на постаменте, украшенное скипетром, крестом и трехсвечником и поставленное над двумя рыбами. - Медведь является символом силы, мужества, хитрости, мужества, а также свирепость при отражении агрессии. Белый цвет олицетворяет чистоту, честь, милосердие, правдивость, надежду, благородство, искренность, чистосердечность, согласие, красноречие. Трон является обязательным элементом Новгорода с 1626 года, символизирующий значение Новгорода в истории становления России. - Каждый регион России неповторим и прекрасен по-своему. - Вспомните, какие достопримечательности располагаются в Великом Новгороде. - Давайте посмотрим, чем знаменит и уникален наш край. СЛАЙД 15 Демонстрация общего видеоролика про регион. - Что вы запомнили из видеоролика? Чем знаменит и уникален наш край? - Наш край, безусловно, для нас самый лучший, любимый и родной! Но каждый регион России, от южных морей до полярного края, по-своему прекрасен и уникален. Несмотря на то, что мы все разные, по-своему, уникальные и необычные, все мы едины в своей любви к нашей великой стране. В этом единстве и есть сила России! |
- Новгородская область Отвечают на вопросы учителя Слушают рассказ учителя Смотрят видеоролик |
Умеют работать с картой; умеют воспринимать речь других; понимают значимость нашего региона в стране; умеют анализировать видеоматериал и используют его для ответов на вопросы; умеют оформлять свои мысли в устной форме |
Презентация Видеоролик Карта |
|
8. Подведение итогов урока |
Фронтальная |
Словесный |
- Вот и подошло к концу наш урок. Значит, пора подводить итоги. СЛАЙД 16 Вспомните, какие задачи были поставлены перед нами? - Все ли задачи были выполнены? - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Где могут пригодиться в жизни новые знания? - Поднимите руку те, кто узнал для себя что-то новое. |
Отвечают на вопросы учителя |
Оценивают качество и уровень усвоения материала; осуществляют познавательную рефлексию; умеют оформлять свои мысли в устной форме |
Презентация |
|
9. Домашнее задание |
Фронтальная |
Словесный |
Стр. 17-23 читать, стр. 23 №2. Объяснение задания |
Слушают домашнее задание |
Воспринимают учебную задачу |
Учебник |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
В центре европейской части России расположена___________, столицей которой является город _______, находящийся на реке _______-_. Казани уже больше тысячи лет. Коренной народ Татарстана — ________. Также в Татарстане часть населения ________ и _________. На гербе Татарстана изображён снежный _________ — покровитель всех жителей республики.
|
_________ находится на юге России. Территорию края омывают _________и _________ моря. Главный город — __________, который стоит на реке __________. Большую часть населения Краснодарского края составляют __________, на втором месте — __________. На гербе Краснодарского края изображена зубчатая стена с двумя __________. Это говорит о надёжной защите южных __________ России. |
|
__________ находится на востоке азиатской части России, этот регион полностью расположен на острове __________ и __________ островах. Главный город — __________. Большинство населения составляют русские, живут также __________, __________. На гербе Сахалинской области можно увидеть природную достопримечательность — __________, а также корабль — символ способа освоения этих земель. |
Город __________ находится на полуострове __________, на берегу __________ моря. Это город военных __________. Здесь расположена база __________ России. Севастополь за подвиги в годы Великой Отечественной войны получил звание «__________», что отражено на его гербе.
|
|
Еврейская автономная область расположена на востоке __________ части страны. Главный город — __________. Большая часть населения русские, второе место по численности — __________, а на третьем — __________. На юге области протекает река __________, а на гербе изображён __________.
|
Ненецкий автономный округ расположен на севере __________ части России и входит в состав __________ области. Главный город — __________. Коренной народ округа — __________. Также на территории области проживают русские, __________. На гербе Ненецкого автономного округа мы можем видеть традиционный национальный __________, обозначающий чум (верхний орнамент) и __________ рога (нижний орнамент).
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.