Урок окружающего мира. Мурманская область - моя малая родина.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по окружающему миру. Игра по станциям для изучения Мурманской области
Иконка файла материала Урок окружающего мира. Мурманская область - моя малая родина.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок окружающего мира

«Мой родной край. Мурманская область»

3 класс 

Программа УМК «Школа России»

 

 

 

 

 

Максимова Елизавета Эдуардовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты

 

 

 

г. Апатиты

2025 г.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приглашение в экспедицию

— Здравствуйте, дорогие путешественники! Сегодня нас ждет необычный урок. Мы отправляемся в настоящую экспедицию в суровый, но невероятно красивый край — нашу Мурманскую область.

 

 

2. Введение в тему Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы настроиться на путь, произнесем нашу экспедиционную речевку:

 

Раз, два – не зевать!
Три, четыре – быстрей в пути!
Полярный круг нас встречай,

Свой секрет нам открывай!

 

Мы исследуем тундру,
Мы изучаем моря,

Наша малая Родина -
Мурманская земля!

 

— Возьмите, пожалуйста, ваши «Бортовые журналы». В течение путешествия мы будем заполнять их рисунками и заметками.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                  Актуализация

знаний

Работа по теме урока

 

 

 

4.                 Первичное закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отправная точка

 

— Прежде чем отправиться в путь, давайте посмотрим на карту.

— Где находится наша Мурманская область? (Показывают на карте России —северо-запад, Кольский полуостров).

— Какие моря омывают наш край? (Баренцево и Белое).

— Правильно! Наш край — это стратегически важные «ворота» России в Арктику. Главный город — Мурманск, крупнейший в мире город за Полярным кругом!

 

Путешествие по станциям

 

Наша экспедиция будет проходить по нескольким ключевым станциям. На каждой станции — короткий рассказ учителя, просмотр слайдов/видео и задание в «Бортовой журнал».

 

Станция 1: «Символическая»

 

На экране — герб и флаг Мурманской области

 

— Первая остановка. Любой край имеет свои символы.

Посмотрите на герб: синий щит — цвет моря и неба, золотой контур — богатство недр, северное сияние, рыба — рыбный промысел, рудокопная кирка — горное дело.

 

Задание в «Бортовой журнал»: рядом с гербом нарисуй в своем журнале один из символов нашего края (северное сияние, рыбу или кирку).

 

 

Станция 2: «Природная. Феномены Заполярья»

 

На экране — видео северного сияния, фото полярного дня и ночи.

 

— Мы прибыли на станцию, где живут самые удивительные природные явления. Здесь можно увидеть невероятное северное сияние — танец разноцветных огней в небе. А еще здесь бывает полярный день (летом солнце не садится) и полярная ночь (зимой солнце не встает).

— А на суше простирается тундра — царство мхов, лишайников и карликовых берез.

 

Задание в «Бортовой журнал»: разгадай кроссворд.

1.      Яркое разноцветное свечение ночного неба (сияние)

2.      Время года, когда солнце не садится (лето).

3.      Маленькое деревце, которое стелется по земле (берёза).

4.      Полярная … - время, когда солнце не восходит (ночь).

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. Дети заполняют бортовой журнал.

5.                  Физминутка

«Моряки»:

    Мы идем по палубе (шагаем на месте),

    Волны плещут за бортом (руки делают «волну»),

    Видим айсберг вдалеке (руку ко лбу, смотрим вдаль),

    Ледокол ведет нас смело (руки на пояс, уверенная поза)!

 

Выполнение упражнений в соответствии с физминуткой.

6.                  Первичное закрепление знаний

 

Станция 3: «Гордость и мощь. Мурманск»

 

На экране — фото памятника «Алёша», атомного ледокола, порта.
— Главный город нашей области — Мурманск. Это крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом! Он является портом, который никогда не замерзает. Над Кольским заливом установлен величественный памятник защитникам Родины — «Алёша». В самом сердце Мурманска стоит могучий атомный ледокол «Ленин» — первый в мире! Он прокладывал путь кораблям сквозь льды.

 

Задание в «Бортовой журнал»:

Мурманск – крупнейший в мире порт за Полярным кругом, который никогда не замерзает. Заполни схему, используя слова-подсказки (атомные ледоколы, рыболовные сейнеры, военные корабли, торговые суда.

 

Станция 4: «Древняя земля. Саамы»

 

На экране — фото саамов в национальной одежде, оленей, чума.

 

— Мы переносимся вглубь веков, чтобы познакомиться с коренными жителями нашего края — саамами. Это мудрый народ, который научился жить в гармонии с суровой природой. Их главный помощник — северный олень. Он дает пищу, одежду и является транспортом. Живут саамы в чумах, покрытых оленьими шкурами.

 

Задание в «Бортовой журнал»: собери саамский флаг, расшифруй цвета флага. 

 

Станция 5: «Загадки недр. Хибины»

 

На экране — фото Хибинских гор, минерала апатита.

— Наша экспедиция направляется к Хибинам — самым высоким горам на Кольском полуострове. Это не просто горы, а настоящая кладовая полезных ископаемых! Здесь добывают минерал апатит, из которого делают удобрения для растений.

 

А еще в Мурманской области находится знаменитая Кольская сверхглубокая скважина — самая глубокая в мире!

 

Задание в «Бортовой журнал»: изучи минералы (апатит и нефелин), дай характеристику.

 

Ответы детей. Дети заполняют бортовой журнал.

7.                  Проверка понимания

 

Привал «Мозаика родного края»

 

— Наше путешествие подходит к концу. Давайте соберем все впечатления в одну картину.

Коллективная работа:

На доске прикреплен большой контур Кольского полуострова. Дети по очереди выходят и приклеивают на него заранее заготовленные картинки (олень, ледокол, северное сияние, рыба, чум, горы), «заполняя» карту образами.

 

Дети выполняют коллективную работу.

8.                  Итог урока. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

«Возвращение домой»

 

— Экспедиция завершена! Мы вернулись в наш класс, полные впечатлений.

— Давайте поделимся открытиями. Продолжите фразу:

    «Больше всего мне запомнилось...»

    «Я был удивлен, что в нашем крае есть...»

    «Я горжусь, что живу в Мурманской области, потому что...»

 

— Вы были отличными путешественниками! Помните, что наш край — это уникальное место, полное загадок и чудес, которые нам с вами предстоит беречь и изучать.

 

Домашнее задание (на выбор)

1.      Узнать у родителей или  найти в интернете  3 интересных факта о Мурманской области, которых не было на уроке.

2.      Узнать у родителей или найти в интернете, какая рыба водится в Баренцевом и Белом морях, и нарисовать одну из них.

 

 

 

Спасибо за урок.

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

За работу на уроке у доски и в тетради часть детей оценивается учителем.