Урок окружающего мира
«Мой родной край. Мурманская область»
3 класс
Программа УМК «Школа России»
Максимова Елизавета Эдуардовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты
г. Апатиты
2025 г.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Приглашение в экспедицию — Здравствуйте, дорогие путешественники! Сегодня нас ждет необычный урок. Мы отправляемся в настоящую экспедицию в суровый, но невероятно красивый край — нашу Мурманскую область.
|
|
2. Введение в тему Целеполагание
|
Чтобы настроиться на путь, произнесем нашу экспедиционную речевку:
Раз, два – не зевать! Свой секрет нам открывай!
Мы исследуем тундру, Наша малая Родина -
— Возьмите, пожалуйста, ваши «Бортовые журналы». В течение путешествия мы будем заполнять их рисунками и заметками. |
|
3. Актуализация знаний Работа по теме урока
4. Первичное закрепление знаний
|
Отправная точка
— Прежде чем отправиться в путь, давайте посмотрим на карту. — Где находится наша Мурманская область? (Показывают на карте России —северо-запад, Кольский полуостров). — Какие моря омывают наш край? (Баренцево и Белое). — Правильно! Наш край — это стратегически важные «ворота» России в Арктику. Главный город — Мурманск, крупнейший в мире город за Полярным кругом!
Путешествие по станциям
Наша экспедиция будет проходить по нескольким ключевым станциям. На каждой станции — короткий рассказ учителя, просмотр слайдов/видео и задание в «Бортовой журнал».
Станция 1: «Символическая»
На экране — герб и флаг Мурманской области
— Первая остановка. Любой край имеет свои символы. Посмотрите на герб: синий щит — цвет моря и неба, золотой контур — богатство недр, северное сияние, рыба — рыбный промысел, рудокопная кирка — горное дело.
Задание в «Бортовой журнал»: рядом с гербом нарисуй в своем журнале один из символов нашего края (северное сияние, рыбу или кирку).
Станция 2: «Природная. Феномены Заполярья»
На экране — видео северного сияния, фото полярного дня и ночи.
— Мы прибыли на станцию, где живут самые удивительные природные явления. Здесь можно увидеть невероятное северное сияние — танец разноцветных огней в небе. А еще здесь бывает полярный день (летом солнце не садится) и полярная ночь (зимой солнце не встает). — А на суше простирается тундра — царство мхов, лишайников и карликовых берез.
Задание в «Бортовой журнал»: разгадай кроссворд. 1. Яркое разноцветное свечение ночного неба (сияние) 2. Время года, когда солнце не садится (лето). 3. Маленькое деревце, которое стелется по земле (берёза). 4. Полярная … - время, когда солнце не восходит (ночь). |
Ответы детей.
Ответы детей. Дети заполняют бортовой журнал. |
5. Физминутка |
«Моряки»: Мы идем по палубе (шагаем на месте), Волны плещут за бортом (руки делают «волну»), Видим айсберг вдалеке (руку ко лбу, смотрим вдаль), Ледокол ведет нас смело (руки на пояс, уверенная поза)!
|
Выполнение упражнений в соответствии с физминуткой. |
6. Первичное закрепление знаний
|
Станция 3: «Гордость и мощь. Мурманск»
На экране — фото памятника
«Алёша», атомного ледокола, порта.
Задание в «Бортовой журнал»: Мурманск – крупнейший в мире порт за Полярным кругом, который никогда не замерзает. Заполни схему, используя слова-подсказки (атомные ледоколы, рыболовные сейнеры, военные корабли, торговые суда.
Станция 4: «Древняя земля. Саамы»
На экране — фото саамов в национальной одежде, оленей, чума.
— Мы переносимся вглубь веков, чтобы познакомиться с коренными жителями нашего края — саамами. Это мудрый народ, который научился жить в гармонии с суровой природой. Их главный помощник — северный олень. Он дает пищу, одежду и является транспортом. Живут саамы в чумах, покрытых оленьими шкурами.
Задание в «Бортовой журнал»: собери саамский флаг, расшифруй цвета флага.
Станция 5: «Загадки недр. Хибины»
На экране — фото Хибинских гор, минерала апатита. — Наша экспедиция направляется к Хибинам — самым высоким горам на Кольском полуострове. Это не просто горы, а настоящая кладовая полезных ископаемых! Здесь добывают минерал апатит, из которого делают удобрения для растений.
А еще в Мурманской области находится знаменитая Кольская сверхглубокая скважина — самая глубокая в мире!
Задание в «Бортовой журнал»: изучи минералы (апатит и нефелин), дай характеристику.
|
Ответы детей. Дети заполняют бортовой журнал. |
7. Проверка понимания
|
Привал «Мозаика родного края»
— Наше путешествие подходит к концу. Давайте соберем все впечатления в одну картину. Коллективная работа: На доске прикреплен большой контур Кольского полуострова. Дети по очереди выходят и приклеивают на него заранее заготовленные картинки (олень, ледокол, северное сияние, рыба, чум, горы), «заполняя» карту образами.
|
Дети выполняют коллективную работу. |
8. Итог урока. Рефлексия
|
«Возвращение домой»
— Экспедиция завершена! Мы вернулись в наш класс, полные впечатлений. — Давайте поделимся открытиями. Продолжите фразу: «Больше всего мне запомнилось...» «Я был удивлен, что в нашем крае есть...» «Я горжусь, что живу в Мурманской области, потому что...»
— Вы были отличными путешественниками! Помните, что наш край — это уникальное место, полное загадок и чудес, которые нам с вами предстоит беречь и изучать.
Домашнее задание (на выбор) 1. Узнать у родителей или найти в интернете 3 интересных факта о Мурманской области, которых не было на уроке. 2. Узнать у родителей или найти в интернете, какая рыба водится в Баренцевом и Белом морях, и нарисовать одну из них.
Спасибо за урок. |
Ответы учеников.
За работу на уроке у доски и в тетради часть детей оценивается учителем.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.