Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Чкаловская школа - интернат" городского округа город Чкаловск Нижегородской области
Конспект занятия «Турнир вежливости»
(для начальной школы)
Разработала и провела учитель начальных классов высшей категории
Деянова Татьяна Викторовна
Ничто не дается нам так дешево
и не ценится так дорого, как вежливость.
Сервантес
Цель: Развитие навыков общения в коллективе, обществе, в окружающем мире.
Задачи:
1. Воспитательная.
Отработка навыков коммуникативного поведения: работа в группах, парами.
Учить: не перебивать товарища в разговоре, дать ему возможность высказаться, быть терпеливым.
Учить анализировать и правильно оценивать свои поступки, положительные и отрицательные стороны своего поведения.
Нравственное воспитание личностных качеств: доброты, заботливости, вежливости, отзывчивости.
2. Образовательная.
Запомнить вежливые слова и уметь пользоваться ими в повседневной жизни.
Развивать разговорную речь, отвечать на вопросы полными предложениями.
Развитие внимания, памяти, речи учащихся
3. Коррекционно-развивающая:
Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в адекватном эмоциональном реагировании.
Воспитание понимания, умения работать в коллективе
Оборудование:
Наглядные пособия, стенд «Планета этикета»,конверты с разрезными «вежливыми словами», набор иллюстраций с правильными и неправильными сюжетами, медали для победителей.
Предварительная работа:
Разделение детей класса на две команды, подбор названия команд: “Феи” и “Рыцари”.Рисование эмблем детьми для своих команд.
Ход занятия.
Учитель:
Ребята! Я рада приветствовать вас на турнире вежливости!
Сегодня мы поговорим о необходимости вежливого поведения, соблюдения правил общения с взрослыми и сверстниками. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой! Приглашаю команды на соревнование.
Выходят команды “Феи” и “Рыцари”.
Учитель:
У прекрасного детского писателя Самуила Маршака есть шутливое стихотворение” Урок вежливости”. Сейчас мы вместе с вами вспомним его. Я буду читать начало строчки, а вы ее окончание. Тот, кто не знает стихотворение наизусть, подбирает слова в рифму.
УРОК ВЕЖЛИВОСТИ
Медведя
лет пяти-шести
Учили, как себя (вести):
В
гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо (кланяться),
Снимать пред ними (шляпу),
Не наступать на (лапу),
И не ловить зубами (блох),
И не ходить на четырех.
Не
надо чавкать и (зевать),
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую (пасть).
Послушен
будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим (путь),
А старых уважай
И
бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома (провожай)!
Так
Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Учитель:
А теперь мы узнаем, что из этого получилось:
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он
кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал
куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался
брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя
лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но,
видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Ребята, а как вы думаете, про кого Маршак написал это стихотворение?
Он имел в виду людей не воспитанных, но я надеюсь, что вы не такие.
Вы знаете много вежливых и добрых слов, сейчас мы их вспомним.
Конкурс №1 «Азбука»
Я буду показывать вам буквы, а вы называйте слова, которые начинаются с этой буквы.
Победительницей станет та команда, в которой ребята вспомнят как можно больше вежливых слов и выражений.
Выполнение задания командами
Какое вежливое слово называют «волшебным»? Правильно, это слово – «пожалуйста».
Конкурс № 2 «Пожалуйста», где все зависит от этого слова.
Я буду давать разные задания, а вы выполняйте только те из них, в которых присутствует слово – «пожалуйста».
Выполнение задания командами.
Сейчас мы будем решать задачи, но не на сложение, а на уважение.
Конкурс № 3 «Решение задач»
Задача № 1.
Два мальчика столкнулись в дверях и ни как не могли разойтись.
Одному мальчику восемь лет, другому одиннадцать лет.
Кто из них должен уступить дорогу?
Задача № 2
Мальчик крикнул прохожему - «Скажите, сколько часов сейчас?».
Мальчик сделал три ошибки, назовите какие.
Задача № 3
По улице шли мальчик и дедушка.
У дедушки в руках были книги, одна из них упала.
Мальчик окрикнул дедушку – « У Вас упала книжка!»
Как мальчик должен был поступить?
Конкурс № 4 “Доскажи словечко”
Растает даже ледяная глыба от слова доброго (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Дети вежливые и развитые говорят при встрече (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалость, говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании на прощании говорят (до свидания).
Конкурс № 5”Добрые слова” (Работа с карточками).
Я раздам вам карточки с “добрыми словами ".
В каких ситуациях их нужно использовать?
Конкурс № 6 « Как поступить»?
Я раздам вам сюжетные картинки, ваша задача расположить их в правильной последовательности. Назовите, какое правило вежливости вы вспомнили?
Жюри подводит итоги турнира.
Учитель:
Ребята! Я очень рада, что вы знаете правила вежливости и применяете их в жизни! Поздравляю с победой в турнире!
А теперь предлагаю посмотреть мексиканскую сказку «Вежливый кролик». Инсценировку этой сказки подготовили ребята 3 класса.
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно! "И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он.
- Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног. Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Подведем итог:
Учитель:
О чём мы говорили на нашем занятии? (О вежливости)
О вежливости есть много пословиц. Давайте прочитаем их вместе, а за тем объясним смысл. (Чтение пословиц)
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Красота на время, доброта навеки.
Добрый человек придёт - словно свет принесёт.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
Не делай другим того, что себе не желаешь.
Красоту уносят годы - доброту не унесут.
Тёплое слово и в мороз согревает.
Учись доброму- худое на ум не пойдет.
Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает.
Доброе дело без награды не остаётся.
Доброго человека пчела не жалит.
Добра желаешь- добро и делай.
Учитель:
Ребята, давайте будем вежливы друг к другу и к окружающим нас людям.
Всем спасибо за участие!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.