Ты, Кубань, ты наша Родина!
Цель: Познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятия «казаки» и «казачки»; выделить столицу Кубани Краснодар; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьей сказке; воспитывать любовь к родному краю.
Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, чтение сказки, рассматривание цветных иллюстраций.
Словарная работа: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, Краснодар, Анапа, Сочи, Ейск, Майкоп, Армавир, Тихорецк, Геленджик,
станица Староминская, Старощербиновская, казак, казачка.
Оборудование: альбом с
иллюстрациями, книга «Казачьи сказки», «Казачий семейный альбом».
Ход:
Воспитатель: - Дети, кто из вас знает, как можно назвать нашу малую родину одним красивым словом?
Дети: - Кубань.
Воспитатель: -
Моей подсказкой вам послужит стихотворение:
На краю Руси обширной
Вдоль кубанских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков
Много лет войску Кубанскому,
Много лет и казакам,
Атаману войсковому
И станицам, городам.
- Это стихотворение о нашей земле, о казаках.
Земля, где мы живем, называется Кубанью, и я, кубанская казачка, поведаю вам о
кубанской земле.
Древняя земля Кубани раскинулась с севера на юг. Здесь есть и
равнины, и холмы, и даже горы (рассказ сопровождаю показом цветных
иллюстраций). Самая большая река так и называется – Кубань – матушка.
На Кубани много рек и два моря: Азовское и Черное. А сколько больших, красивых
городов на нашей земле! Кубанскую землю называют жемчужиной Росси. Дети, как
называется столица Краснодарского края?
Дети: - Краснодар.
Воспитатель: - Краснодар – это главный город Кубани. А как называется самая большая река в нашем крае?
Дети: - Кубань.
Воспитатель: - Какие два моря омывают Краснодарский край?
Дети: - Азовское и Черное.
Воспитатель: - Кто бывал на этих морях, расскажите, что вы там видели (рассказы детей).
- Какие города Краснодарского края вы знаете? (Дети называют).
- Дети, из ваших рассказов видно, что многие из вас были в разных городах, купались в наших морях, хорошо отдохнули и увидели много нового. С детских лет человеку близко и дорого место, где он родился.
Наш край большой и богатый, красивый! Много людей разных национальностей живут в нашем крае. Давно, еще с древности, Кубань заселяли переселенцы с Украины, запорожские казаки, с Дона – донские казаки. Дети, кто объяснит значение слова «переселенцы»? (Помогаю детям).
- Переселенцам здесь очень понравилось, особенно плодородная земля – чернозем. Они защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сеяли пшеницу и ячмень, сажали огороды и сады.
Так появились станицы, а потом и города.
В каждой станице были свои песни, танцы, обычаи. Послушайте кубанскую песню «Ой, чия ж цэ хатынька…». Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной (музыкальная физминутка).- Ребята, а как называется наш город?
Дети: - Кропоткин
Воспитатель: - А какие
города Краснодарского края вы еще знаете?
Дети: - Анапа, Геленджик, Сочи, Майкоп,
Тихорецк, Армавир (если дети
затрудняются, помогаю).
Воспитатель: -
Дети, а вы знаете какие – нибудь станицы, находящиеся поблизости?
Дети: - Староминская, Старощербиновская.
( помогаю детям).
Воспитатель: - Ребята, вы знаете,
что казаки всегда пользовались уважением? Они были смелыми защитниками,
наездниками, веселыми танцорами, прекрасными певцами и великими тружениками. У
каждого народа существует свой национальный костюм, и у казаков есть своя
неповторимая одежда. Сейчас я вам покажу, какие красивые наряды носили казаки и
казачки (показ «Семейного казачьего альбома»).
- Скажите, где сейчас можно встретить такую одежду?
Дети: - На участниках Кубанского казачьего
народного хора, во время праздников, в музеях (помогаю детям).
Воспитатель: - Каждый народ сочиняет свои сказки. Послушайте казачью сказку «Казак и людоед».
- У нас на Кубани есть и свои казачьи игры. Поиграем в казачью игру «Не займай». (Объясняю правила игры, играем с детьми два-три раза.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.