Конспект ООД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лабораторию».
Цель: Расширять знания о воздухе.
Интеграция
образовательных областей: «социально-коммуникативное
развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие»,
«художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методологические
приемы: беседа-диалог, игровая
ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей,
анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля ;
веера, кораблик, игрушки резиновые, надувные, плотные и полые; подносы – 2
штуки.
Ход
занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам
превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где
можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете,
отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу
лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.
Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт
1. «Поймай невидимку» (С
полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите,
какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы
быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух,
то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И
мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом
выпустили его. Ребята, как вы думаете, где используют такой
«запертый» воздух? (Предположение детей.) Правильно, в игрушках, которые
плавают в нашем бассейне. Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому
игрушки не тонут, а плавают.
На столе лежат игрушки. Вам – юным экспериментаторам – задание: нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.
Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса.
Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь вы
знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте
осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух,- этот предмет может
утонуть.
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.
Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда
воздух мы выпустили?
(Артикуляционная
гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек,
«шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы
думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке». Юным
экспериментаторам задание: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. (Дети
выполняют. ) Что происходит? (Выходят пузырьки.)
Вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревца всё выше, выше
Опыт
3. "Что легче: вода или воздух?"
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая
банка.
Воспитатель :как вы думаете.
Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей).
Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть
ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить
банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно
вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка
наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы
думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его
место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода
тяжелее воздуха и может его вытеснять.
Опыт
4. Ребята, посмотрите какой у меня кораблик с парусами. Я опущу
кораблик в тазик с водой. Медленно дуйте на кораблик. Что получается?
Вывод: кораблик плавает. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблик плывет. Кораблик ловит воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы дули на кораблик, и воздух его толкал. А если не дуть, как еще можно создать ветер? (Предложения детей.)
Задание юным экспериментаторам: попробуйте устроить ветер с помощью веера. Помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.) А если нашими веерами помахать над корабликом, что будет?
Вывод: мы машем веером, гоняем воздух, получается ветер, и кораблик плавает.
Воспитатель:Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших
поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и
исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными
способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.