конспект занятия в подготовительной группе "ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК"

конспект занятия в подготовительной группе "ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК"

Медиа
docx
30.11.2019
конспект подг.гр.docx

Конспект занятия в подготовительной группе

«ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК»

 

Цель: приобщать детей к народно-прикладному искусству в современном детском саду

Задачи:

- продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлопосадких платков);

- упражнять в составлении узора павлопосадской росписи;

- познакомить с историей и технологией развития производства павлопосадских платков;

- разнообразие (применение) назначение платков;

- нетрадиционная техника: оттиск поролоном через трафарет, штамп из овощей (капуста) по ткани;

- воспитание художественного вкуса и эстетической культуры;

- закреплять умение детей выполнять работу коллективно;

- развивать познавательный интерес, внимание и память детей;

- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

Оборудование:

- павлопосадские платки;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- ноутбук

- гуашь;

- вода;

- поролон;

- трафареты (роза, листья);

- штамп из овощей (пекинская капуста)

- белый платок с бахромой;

- салфетки влажные;

- подносы;

- гжельская посуда;

- хохломская посуда;

- жостовские подносы;

- городецкие доски;

- дымковские игрушки;

Предварительная работа: рассматривание павлопосадских платков, репродукция художников (Федот Сычков, Маковский К. Е., Суриков В. И., Грабарь И. ,Куликов И. С., изготовления трафаретов, изготовление дидактической игры «Собери платок»

Словарная работа:

- бахрома;

- ручная набойка;

- резьба по дереву;

- кипень (кипельно-белый, белоснежный);

- полотно

Ход занятия.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Посмотрите, сегодня наш зал напоминает ярмарку, которые в старину шумели на Руси. На такие ярмарки привозили товар со всех городов.

(музыка плясовая)

А вот и первый купец, давайте, послушаем о чем он нам расскажет.

Первый купец (гжель):

Поверить трудно: неужели 
Всего два цвета? Чудеса!.. 
Вот так художники из Гжели 
На снег наносят небеса!

Второй купец (хохлома):

Роспись хохломская, словно колдавская

В сказочную песню просится сама.

И ни где на свете нет таких соцветий- Всех чудес чудесней наша хохлома!

Третий купец (дымково):

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей.

В ней нету света дымного, а есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.

В ней что-то есть от радости гремящей как басы.

От дымковской игрушки идет тепло и свет

И пусть он не иссякнет десятки, сотни лет!

 Четвертый купец (городец):

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

 Пятый купец приехал к нам из Жостово, это маленький городок находится недалеко от Москвы, там делают жостовские подносы:

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

 Сначала жестянщик над формой трудился

И долго шпаклёвкой его грунтовал,

И лаком поверхность не раз заливал.

Шестой купец (матрешки):

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки

Воспитатель:  Народные промыслы - это маленькая частица народного творчества нашей огромной Родины и подошли мы с вами к уголку павлопосадких платков. А сейчас я вам хочу показать фильм о городе Павловский Посад, который расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы. Где производят знаменитые на весь платки и шали.

Демонстрация фильма «Создание платка от «А до Я»»

Воспитатель: Вот мы с вами прошлись по ярмарке, посмотрели много изделий, но на ярмарке не только торговали товарами, а и в игры играли.

Влад говорит: И мы хотим поиграть!

 

 

 

 

 

 

 

Физ. культ минутка: (говорят слова и проводят дети)

1,2,3,4,5 вышли дети погулять (шагают),

Остановились на лугу (остановились)

Дальше я быстрей бегу (бег на месте)

Лютики, ромашки, желтенькие кашки (наклоны)

Соберем вы вместе КЛАСС (руки поднять вверх)

Вот такой букет у нас (обнять себя за плечи)

 

 Воспитатель читает стихотворение в сопровождении презентации «краса России» (показ слайдов с изображением платков и современной одежды с узорами павлопосадской росписи)

 Посмотрите на платок, на платке расцвёл цветок!

Красный, жёлтый, голубой - удивительный такой!

Посмотрите на платок: вот зелёненький листок,

Завитки как кружева, словно мягкая трава.

На платке богат узор - цветом красок ярких, ярких. Лучше не найти подарка!

На белом фоне красивые розы, лилии, маки, ромашки, подснежники

Ими повязаны девичьи головы, глазки лукавые, личики нежные.

 

Соня:

Павловопосадские шали –

Чудо на наших плечах.

Женщин столетья вы украшали,

Рождая восторг в их глазах

Мира:

Красный и чёрный, и синий-

Каждый как новая песнь.

В них влюблена вся наша Россия

Их берегут, словно честь.

Женя:

Пусть пролетают столетья,

Будем носить, как и встарь,

Накинув на плечи наряд этот вечный-

Павловопосадскую шаль!

 

 

 

 

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим на русских красавиц в Павлопосадских платках.

Танец девочек в Павловопосадских шалях

(ЛЮБОВЬ БАЖИНА «ПОДАРИ МНЕ ПЛАТОК» музыка)

 

Воспитатель: Мы с вами посмотрели фильм, девочки вам продемонстрировали платки, А какой основной узор используют художники?

Дети: цветы, листья.

Воспитатель: Главные цветы - это розы, но еще используют ромашки, васильки, лилии и иногда изображение птиц. На платках есть цветы собранные в букеты, а есть разбросанные по полю. А где располагаются цветы на платке

Дети: в центре, по сторонам, в углах.

Воспитатель: Мы с вами видим, что по краю платков есть бахрома (ее пришивают, а есть такие платки, где ее вяжут в ручную.

Ваня выходит с деталями платков со словами: « Купец платочки Вам принес!»

(Чья команда быстрее соберет свой платочек из деталей, вырезанных из бумаги)

Игра «Собери платочек»

Воспитатель: мы с вами вспомнили какие основные элементы используются в росписи платков, побывали на фабрике, где их производят. А хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров и мастериц и расписать свой платок?

Дети: Да

Воспитатель: и такая возможность у нас есть, посмотрите что перед вами?

Дети: Полотно платка.

Воспитатель: Какой оно формы?

Дети: квадрат

Воспитатель: Какого цвета основа платка?

Дети: белый

Воспитатель: Только ли белого цвета бывает основа платка

Дети: нет, основа платка может быть любого цвета

Воспитатель: Как располагаются цветы на платках?

Дети: в центре, в углах, по сторонам.

Воспитатель: Как настоящие художники мы должны подготовить наши руки к творчеству

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Цветы» (говорят дети)

Наши алые цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Наши алые цветы закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают.

 

Воспитатель: Дорогие мои мастера и мастерицы,  хочу вам напомнить, что при рисовании на ткани мы берем краску и только чуть-чуть воды. Набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой. Работая с трафаретом из пекинской капусты, мы сначала опускаем срез в баночку с водой и затем поролоном наносим краску на срез и рисуем им розы в центре платка и  по краю насколько штук.

 Теперь можно приступить к нашему творчеству. Дети рисуют (звучит русская народная музыка).

Воспитатель: Какой красивый платок у вас получился! Какие вы молодцы, как хорошо вы украсили платок! Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (полный ответ детей). Очень красивый платок у нас получился, отнесем его на ярмарку!

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)