Конспект занятия в средней группе на тему «Зимующие птицы»
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии зимующих птиц, о роли птиц в природе и жизни человека; активизировать. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения; совершенствовать грамматический строй речи, образовывать качественные прилагательные, мн. число существительных. Развивать интерес к жизни зимующих птиц, мышление, воображение, наблюдательность. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях
Ход занятия.
Звучит запись «Голоса птиц». Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц. Пальчиковая игра по плану воспитателя.
Воспитатель: дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего, смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями. (воспитатель обводит указкой части тела у птиц, привлекает к ответу детей). А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?
Ответы детей:- у снегиря грудка красная, у синицы - желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют сорока - белобока и т. д.
Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных?
Дети: Птицы умеют летать.
Какие части тела помогают им летать? (крылья)
Как же крылья помогают в полете?
Воспитатель: Ребята, какая бывает зима?
Дети: Зима суровая, вьюжная, морозная.
Легко ли птицам зимой в лесу?
Воспитатель: Что страшнее для птиц холод или голод? Почему? Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки), а какие птицы любят рябину поклевать (снегири). А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало. (К МОЛЬБЕРТУ ПОДХОДЯТ)
Воспитатель: Что за птица на дереве сидит?
Дети: ворона
Воспитатель: Давайте рассмотрим её. Что можно сказать о размере вороны?
Дети: крупная, большая.
Воспитатель: Какие у неё крылья?
Дети: большие
Воспитатель: А лапки?
Дети: сильные, цепкие.
Воспитатель: Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)
Воспитатель: Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
Воспитатель: Как они кричат? Чем питаются вороны?
Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).
Воспитатель: А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.
Дети подходят к панно с изображением воробьёв и синиц (на дереве)
Воспитатель: Вот воришки – воробьи. И озорницы - синицы.
Воспитатель: Давайте их рассмотрим. Какие по размеру эти птицы?
Воспитатель: Из каких частей состоит туловище птицы? Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются? Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?
Дети: Летают.
Физкультминутка
1. Игра «Кто улетел из кормушки».
Ребенок закрывает глаза, взрослый убирает 1 или несколько птиц из кормушки. Ребенок должен назвать пропавшую птицу.
2. Игра «Улетают - не улетают».
Когда дети слышат название перелётных птиц - машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц - они обнимают себя руками, словно согревают себя.
Ворона, грач, воробьи, сорока, лебедь, дятел, кукушка, галка, синичка, голубь, сова и. т. д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.
Дети: Кормушка.
Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
Дети: Люди.
Воспитатель: Для чего они это сделали?
Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
Упражнение «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково»:
Снегирь - снегирёк, Синица - синичка,
Голубь - голубок, Воробей - воробейчик.
Воспитатель подводит итог занятия:
Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
Каких птиц вы увидели?
Как нужно помогать птицам в зимнее время?
Воспитатель: Какая вам птица нравится больше всего?
Чем птицы отличаются от животных? (Птицы умеют летать).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.