Тема: «Правила поведения на воде летом»
Цель: Формировать у детей осознанное отношение к выполнению правил поведения на воде летом, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья.
Задачи:
Образовательные: Формировать знания детей о здоровом образе жизни. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Закреплять знания о лете, играх детей летом, правилах безопасного поведения на воде. Вызвать у детей желание рассказывать о воде, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами. Учить слушать небольшие по содержанию произведения, отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.
Словарная работа: водоем, микробы, осколки, дно реки, коряги, захлебнуться.
Оборудование: иллюстрация «Дети на пруду»; картинки- отгадки к загадкам: лёд, лужа, сосулька, снежинка, ручей, дождь, снег.
Ход беседы:
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрите, нам пришло письмо от Незнайки. Он просит помочь найти отгадки к загадкам.
(Дети отгадывают загадки, находят отгадки-картинки на столе и выставляют на доске)
· В огне не горит и в воде не тонет (лед)
· Сначала летит, потом бежит, потом на улице лежит…
Тогда без бот или калош ее сухим не перейдешь (лужа)
· Растет она вниз головою, не летом, а зимою.
Чуть солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (сосулька)
· Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке (снежинка).
· В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (ручей)
· Шёл долговяз в землю увяз? (дождь).
· На дворе горой, а в избе водой. снег)
· С горы сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда – руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам. Зовут ее – (вода).
Все загадки были связаны с водой. Ведь и снег, и лёд, и сосулька – всё это вода.
Вы узнали воду? И сугроб, и снегопад –
Белоснежный водопад, капля в чашечке цветка,
Кучевые облака, то туман в осенней мгле,
То узоры на стекле, то сосульки, то капели,
Что весною зазвенели, иней хрупкий ледяной,
Что укрыл леса зимой, в лужице осколки льда –
Это все вода, вода!
Вода окружает нас повсюду.
Проводится игра «Вода – не вода»
(На определённое слово дети должны правильно показать действие. Если слово обозначает то, что содержит воду, дети должны встать. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши. Воспитатель называет слова-предметы: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин и др.
Воспитатель: Вода – это хорошо или плохо?
Дети: Вода хорошо: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, необходима всему живому, пить воду, играть с мыльными пузырями и прочее.
Вода плохо: наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети. Воду пьют, моются, готовят еду, стирают одежду.
Воспитатель: Ребята, за что вы любите такое замечательное время года, как лето?
Дети: Летом тепло, ярко светит солнышко, в лесу зреют вкусные ягоды, цветут красивые цветы, можно кататься на роликах, велосипеде, купаться в водоеме.
Воспитатель: Жаркий солнечный летний день очень приятно провести у реки или озера. Поплескаться, поплавать и позагорать на теплом песочке. Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен? Чем занимаются дети? Какие у них лица? Какое у них настроение? Дети: На картине изображены дети. Они купаются в реке. Им весело, радостно.
Воспитатель: Вы любите купаться? А умеете плавать?
Дети: Немножко умеем.
Воспитатель: Что ж, это очень хорошо! Умение держаться на воде необходимо любому человеку. Послушайте сказку о золотой рыбке, которая помогла мальчику Ване.
СКАЗКА "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
Вечером Ваня слышал, как старший брат учил стихотворение про рыбалку. Он много раз подряд повторял его вслух, так что Ваня быстрее брата запомнил стихотворение и напевал его себе под нос:
Солнца луч по грядкам бродит между стебельков.
Накопаю в огороде утром червяков.
Я к реке сбегу с пригорка. Удочку заброшу.
Рыбы наловлю ведерко, Если клев хороший.
Дремлет в розовом тумане сонная река,
И расходится кругами зыбь от поплавка.
— Как будто про нашу речку написано! А не пойти ли мне и в самом деле завтра на рыбалку? Накопаю в огороде червяков, позову Петю и Сережу, — раздумывал Ванюша. Он сбегал к друзьям и договорился с ними встретиться завтра на деревянных мостках у реки, приготовил удочку и ведерко для рыбы.
Чуть свет мальчик вышел из дома. Утро было тихое, серенькое. Накрапывал мелкий теплый дождик. Ване казалось, будто какой-то невидимка шлепает босыми ногами по пыльным дорожкам и тихонько возится в траве под кустами.
— Погода подходящая. Клев будет хорошим, — решил мальчик и побежал к реке.
Спустившись с крутого речного откоса, он оказался возле деревянных мостков, любимого места всех рыболовов. Ваня уселся поудобнее, забросил удочку и стал ждать. Прошло минут пятнадцать, а рыба не клевала. Дождь между тем усилился, и крупные тяжелые капли застучали по воде, выбивая на ее поверхности круглые «блюдечки».
Ваня натянул на голову капюшон ветровки и уже хотел спрятаться под ивами, как вдруг заметил, что поплавок резко дернулся. Мальчик схватился за удилище, и через секунду маленькая рыбка, ярко блеснув золотой чешуей, вылетела из воды и затрепыхалась у него в руках.
— Золотая рыбка! Самая настоящая золотая рыбка! — восхищенно воскликнул Ваня, разглядывая красавицу-рыбку. — А я и не знал, что такие рыбки водятся в нашей речушке, думал — они только в сказках бывают.
Но самое удивительное было то, что голову рыбки украшала золотая корона, усыпанная мелкими сверкающими камешками.
— Это не просто рыбка, это настоящая речная Царевна! Отнесу-ка я ее домой, пусть живет в аквариуме, — решил мальчуган.
В это время речная Царевна раскрыла рот и сказала человеческим голосом:
— Ванюша, отпусти меня, пожалуйста. Я с незапамятных времен живу в вашей реке и помогаю тем, кто в воде в беду попал. Никто лучше меня не знает, где омуты глубокие, где ключи холодные, где коряги затопленные. Отпусти меня на волю. Я тебе еще пригожусь!
Мальчик, как зачарованный, выслушал рыбку, а потом разжал ладони, и речная Царевна, вильнув хвостиком, вернулась в реку.
— Спасибо тебе, Ваня! Ты хороший, добрый мальчик. В грудную минуту и я тебе помогу, — сказала на прощание рыбка и скрылась в речной глубине.
— Кря-кря-кря! — вдруг громко закрякала серая уточка, выплывая со своим выводком из густых зарослей зеленых трав. Она стала кивать Ване головой, будто кланялась ему. Мол, молодец, что отпустил на волю золотую рыбку.
— Может быть, все это приснилось мне? - подумал мальчик и огляделся по сторонам. Он заметил, что дождь стих, из-за туч выглянуло солнце, капельки влаги засияли на листиках и травинках, а в небе над рекой заиграла радуга.
— Вань, много рыбы наловил? услышал он голос Сережи. — А мы проспали, поэтому и опоздали, — стал оправдываться Петя.
— Да нет, ни одной не поймал, — ответил друзьям Ваня.
Рассказывать про золотую рыбку он не стал. Ребята уселись на мостках, закинули удочки. Рыба стала клевать, и скоро мальчики наловили целое ведерко плотвы. Между тем солнце поднималось выше, пригревало сильнее.
— Ух, как жарко, - заметил Сережа, вытирая пот со лба. — Может, искупаемся? - спросил Петя.
— Я согласен, — ответил Ваня. Он опустил с мостка ногу и дотронулся до воды. — Теплая водичка. Давайте разденемся и поплаваем.
Ребята стали раздеваться. Но вдруг Ваня услышал нежный тихий голосок золотой рыбки:
— Ванюша, здесь дно плохое - вязкое, илистое, а на дне осколки острые и жестянки ржавые. Иди за мной вдоль берега по тропинке, я покажу, где можно купаться. — Спасибо, золотая рыбка, - прошептал Ваня, обращаясь к ребятам, сказал:
— Нет, ребята, здесь купаться не стоит. Пойдемте поищем хорошее место для купания.
Друзья взяли удочки и ведерки, сложили одежду и пошли за Ваней по тропинке. Рыбка плыла вдоль берега и указывала мальчику дорогу. Скоро ребята оказались па песчаной отмели, где было много купальщиков: кое-кто загорал на теплом песочке, малыши под присмотром мам и бабушек барахтались около берега.
- Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, - предложил Сережа.
Ваня посмотрел на золотую рыбку. И услышал ее слова:
— Здесь безопасно. Купайтесь, ребята. Спасибо тебе, Ваня! Вспоминай обо мне, и я тебя не забуду!
- Ваня. Ванечка! — окликнул мальчика знакомый голос. Он обернулся и увидел бабушку.
— А я уже тревожиться стала и пошла тебя искать, — объяснила бабушка.
— Бабуля, мы купаться хотим, очень жарко!
— Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами, — сказала бабушка.
— Сережа, Петя, а вы плавать-то умеете? — спросила она ребят.
— Конечно, умеем, — хором ответили мальчики.
— Ну и хорошо! Только не заплывайте далеко и не ныряйте, да за руки, за ноги друг друга не хватайте!
— Ладно, бабуль, не будем, — пообещал Ваня.
И ребята побежали купаться.
Беседа по вопросам.
Куда отправился Ваня па рассвете?
Кого он поймал?
Что сказала мальчику золотая рыбка?
Почему она предостерегла Ваню от купания возле мостков?
Куда привела Ваню и его друзей золотая рыбка?
Кто присматривал за ребятами во время купания?
Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?
Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга за ноги, за руки?
Почему нельзя купаться в незнакомом месте?
Существуют правила безопасного поведения на воде, которые должен знать каждый. Давайте мы с вами попробуем сами их сформулировать. Как вы думаете в любом пруду, реке, озере можно купаться
Дети: Нет.
Воспитатель: Перед купанием в водоеме нужно спросить у взрослых, достаточно ли там чистая вода. Если водоем загрязнен, то микробы попадут вам в рот, нос, на кожу, могут вызвать серьезное заболевание. Теперь мы с вами знаем
Правило №1: Убедись, что в водоеме можно купаться, прежде чем зайти в него.
Правило №2: Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.
Как вы думаете, почему?
Дети: Под присмотром взрослых с детьми не случится беда.
Воспитатель: Правило №3: Нельзя купаться в незнакомом месте. Дно реки может таить в себе много опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, об которые можно порезать ноги, глубокие ямы.
Правило №4: Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду. Это очень опасно, потому что человек, оказавшийся под водой, может захлебнуться и утонуть.
Правило №5. Нельзя заплывать далеко от берега на надувных матрасах. Матрас может зацепиться за корягу и лопнуть.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль - буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп». (кубик, ножницы, карандаш, бумага, яйцо, мозаика, пуговица, монетка, камень, лёд, киндер, пирамидку, шарик).
Воспитатель: Осторожность на воде
Быть должна всегда, везде:
На пруду, в реке, на море,
Не нужно родным то горе,
Что ты можешь натворить!
На воде внимательным надо быть!!!
Итак, ребята, о чем мы с вами беседовали?
Дети: О правилах поведения на воде.
Воспитатель: Теперь вы знаете правила поведения на воде. Давайте, их перечислим. Молодцы, старайтесь их соблюдать всегда и вы никогда не попадете в беду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.