Конспект занятия на тему « Моя родословная. Генеалогическое дерево».
Цели: обогатить представления о семье: дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений; учить строить генеалогическое древо семьи; развивать коммуникативные навыки, устную речь.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о семье, рисование на тему «Моя семья».
Ход занятия:
Воспитатель: «Сядем рядком, да поговорим ладком».
- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы продолжаем знакомиться с правами детей. Вы уже знаете, что каждый ребёнок имеет право на имя. А вот тему сегодняшнего занятия узнаете, разгадав ребус (на листе зашифровано слово «семья» -7я.)
- Вы догадались, о чём мы поведём разговор?
- Правильно, о семье. И не случайно слово «семья» можно зашифровать, как 7я. Раньше на Руси говорили: семья - это 7я, то есть в семье семь человек, живущих в одном доме. Каждый ребёнок имеет право жить в семье своей.
-А вы хотите рассказать о своей семье?
- Ну тогда сейчас мы с вами расскажем каждый о своей семье. Из кого она состоит? Кто заботится о вас в семье? Какие чувства вы испытываете к своим родным? Как умеете вместе отдыхать на природе?
- А сейчас у нас небольшая разминка. Она необычная - пальчиковая гимнастика. Сожмите левую руку в кулак, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец. (Движения сопровождаются текстом).
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
А вот этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
(Повтор для правой руки).
- Ребята, понравилась игра?
- А теперь ребята мы прослушаем несколько рассказов о семье.
- Так скажите, кого называют родственниками? (Ответы детей: бабушек, дедушек, маму, папу, сестру, брата).
- Правильно, родственниками называют близких по родству людей.
- А что же означает слово «род»? (Ответы детей).
- Род - одна большая семья. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи - бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям. А теперь давайте представим себе род человеческий в виде пирамиды. А начнём с самого большого кубика. Это, конечно же, прадедушка и прабабушка. А как мы назовём следующий кубик по размеру? (Бабушка и дедушка). Кто вспомнит и расскажет стихи о бабушке и дедушке, которые мы учили к 8 Марта и к 23 Февраля. (Два ребёнка читают стихотворения). Какой кубик следующий? (Мама и папа). А кто знает пословицы о маме?
- При солнышке тепло, а при матери добро.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Без отца - полсироты, а без матери - весь сирота.
- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
- Остался маленький кубик. Кого он обозначает? (Это я).
- Вот какая получилась пирамидка - человеческий род.
- Вся семья вместе и душа на месте.
Но ведь мы тоже маленькая семья. Давайте обнимемся и прижмёмся, чтобы почувствовать тепло друг друга.
Составление семейного древа.
Семья похоже на большое дерево: как дерево она мощная, сильная, семья, как дерево, растет – появляются новые веточки и листочки – дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку.
Как вы думаете, кто корни этого дерева? Почему? Да, самые старшие члены семьи дают ей начало. Это самые мудрые люди, они – как крепкая основа. А ствол кто? Ствол – это крепость жизни, благодаря стволу дерево несет веткам и листьям питательные соки. Подумайте, почему ваших родителей я сравнила со стволом? Правильно ваши папы и мамы – молодые люди, работают, трудятся. Заботятся о старших и младших. Расскажите о веточках и листочках. Дерево разрастается – появляется ваши сестры и братья. А чтобы дерево прочно стоял на корнях, нужно о них заботиться, любить и ухаживать за старшими членами семьи.
Работа по рисунку с генеалогическим деревом.
Воспитатель:
Я раздам вам листочки. На них нарисовано дерево. Называется оно
генеалогическим. На ветках дерева нарисованы кружки. Вы должны, прежде всего,
на кружке нарисовать себя. А затем нарисовать ваших маму, папу, бабушек,
дедушек, сестёр и братьев.
- Дети, у кого на дереве оказалось больше всех кружков?
В жизни вы не одиноки,
вы не случайно появились на свете. Вы появились от мамы и папы, но у вас есть
ещё и родственники и предки, далёкие и близкие.
- Рядом с вашим древом лежат фотографии ваших родных. Давайте каждый из вас попробует составить генеалогическое древо
своего рода. Я буду помогать на фланелеграфе. (Под музыку дети составляют
древо).
- Посмотрите, как преобразилось древо. Это получился ваш род. Подумайте и что-нибудь пожелайте своей большой семье, своему большому роду. (Заслушиваем пожелания детей).
6-На этом наше необычное занятие подошло к концу. На занятии мы познакомились с правом ребёнка на воспитание в семье. Вы составили генеалогическое древо, которое покажете своим родителям и расскажете о занятии. До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.