Организационная информация |
||
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) |
Пумпулиди Ольга Христафоровна |
|
Должность |
Учитель информатики |
|
Образовательное учреждение |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» |
|
Республика/край |
Ставропольский край, Александровский район |
|
Город/поселение |
село Александровское |
|
Предмет |
Информатика |
|
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек |
5 класс, базовый уровень |
|
Продолжительность урока/мероприятия |
40 мин |
|
Методическая информация |
||
Тема урока /занятия/мероприятия
|
«Представление информации в форме таблиц».
|
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) |
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса |
|
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) |
Тема данного урока принадлежит Главе 1 «Информация вокруг нас» пропедевтического общеобразовательного курса Информатика, 5 класс, учебник Людмилы Леонидовны Босовой. Данный урок является 15 в теме «Информация вокруг нас».
|
|
Цели урока/ занятия/ мероприятия
|
- создать условия для освоения знаний о таблицах, их построении и применении в решении логических задач - сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц; |
|
Задачи урока/ занятия/ мероприятия
|
Образовательные (предметные): акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации, дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации Развивающие (метапредметные): развитие логического мышления, памяти, внимательности; развитие навыков практической деятельности; формирование положительной мотивации обучения через использование информационных технологий; освоение способов эффективного взаимодействия в процессе учебной коммуникации. Воспитывающие (личностные): формирование навыков самоорганизации и самоконтроля; воспитание бережного отношения к школьному оборудованию, умения слушать товарищей, работать самостоятельно; воспитывать умение рационально использовать время урока;
|
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
|
УУД - Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Личностные - Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Предметные - научиться решать логические задачи с помощью таблиц |
|
Подробный конспект урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока/занятия/мероприятия |
Время, продолжительность этапа |
Подробное описание АМО по установленной схеме |
Описание действий участников образовательного процесса |
Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует) |
||||||||||||||||||||||||||||
Инициация |
5 минут |
Метод «Любознательная Людмила» (Взят из «Копилочки активных методов обучения», изменен) Цель: снятие напряжения Участники: все обучающиеся Время проведения: 5 минут Необходимые материалы: жетоны |
Проведение: Произнести и услышать имена всех участников, отчасти сразу же запомнить. Все участники становятся в круг. Первый участник (можно начать с учителя) произносит свое имя, вставляя впереди прилагательное (например, «Я - веселый Виктор»). Следующий повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя («Это – веселый Виктор, а я привлекательный Павел») и т.д. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Вхождение или погружение в тему
|
7 минут |
АМО «Разгадай кроссворд». Цель: актуализация изученного, формулировка темы урока. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: кроссворд на слайде презентации (слайд 3).
Метод «Кто больше» Цель: рассмотрение результатов работы команд Участники: все обучающиеся Время проведения: 10 минут Необходимые материалы: ватман, маркеры красного, синего и зеленого цвета, жетоны, скотч. (игра «Пазлы») |
Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока. Вопросы кроссворда:
– Так о чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно. Тема урока: «Таблицы». (Учитель формулирует цели урока) (слайд 4).
Сегодня во время урока мы с вами побываем на экскурсии у одного из памятников Екатеринбурга и поиграем в пазлы. Как вам такой план? - Хорошо, отлично. Проведение: Прежде, чем перейдем к новой теме повторим то, что вы изучали ранее. Учитель предлагает капитанам разыграть вопросы, на которые будет отвечать их группа. Вопросы заранее написаны на листах ватмана (Что такое текст? Рассказать о текстовой форме представления информации; Какие есть графические формы представления информации? Что такое метод координат) Группы работают по своим темам, записывая, на листы все, что им известно по данным вопросам. Записи выполняются маркерами соответствующими названию команды («Синие», «Красные»). После своих записей проводят горизонтальную черту. Затем группы переходят к столам других команд и маркером своего цвета дописывают то, что не написала предыдущая команда. Подводятся итоги, команды в зависимости от результатов получают 3, 2, или 1 пазл. Результаты каждый ученик заносит в свой Лист оценивания.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Формирование ожиданий учеников |
2 минуты |
Метод «Я хочу научиться» (Взят из «Копилочки активных методов обучения») Цель: выяснить, что ожидают учащиеся от урока Участники: все обучающиеся Время проведения: 2 минут |
Эпиграфом к теме урока я взяла слова ученого, специалиста по энергетике Уильяма Росс Эшби «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше. Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием и почему? Учитель задает вопрос: «Скажите, чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке?»
Дети заполняют Чашу знаний желаниями того, что они хотят изучить на уроке (они подходят к чаше и прикрепляют к ней свои ожидания от урока, записанные на цветной бумаге – белым кверху). |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Интерактивная лекция
|
8 минут |
АМО «Научный эксперимент». Цель: показать учащимся преимущества табличного способа представления информации. Концентрация внимания участников, сообщение информации. Постановка проблемы и открытие нового знания. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: раздаточный материал (текст), презентация (таблица на слайде 6).
|
Проведение: учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом и ответить на вопросы, (время на выполнение заданий по 1 минуте, затем сравниваются результаты). 1) Кто ловит мышей? 2) Кто ведет ночной образ жизни? 3) Какие общие свойства у ужа и анаконды? 4) Кто (что) длинное и имеет горящие глаза? Затем учитель предлагает познакомиться с таблицей, в которой зафиксирована та же информация и ответить на те же вопросы (слайд 6). - Какой вывод мы можем сделать из нашего эксперимента? - В таблице найти нужную нам информацию гораздо легче и быстрее. - На каких уроках вы работали с таблицами, какая информация в них содержалась? - История, природоведение, математика … - Какую таблицу вы видите в школе каждый день? - Расписание - Если с таблицами так удобно работать, может быть всю текстовую информацию преобразуем в таблицы? Как вы думаете любую информацию можно представить в виде таблицы? - Да, нет (мнения разделяются) - Можно в таблицу добавить информацию о цене мороженого? Почему? - Нет - Информация должна быть однотипной, т.е о каждом объекте должны быть приведены данные одного типа. - А можно представить в виде таблицы рассказ, сказку? - Сделайте вывод, в каких случаях можно представить информацию в виде таблицы? - Таблицы можно использовать для представления однотипной информации. - Каждая таблица, как правило, содержит обязательные элементы. Найдите в учебнике, как они называются. - Головка, боковик, прографка. - Скажите, что написано в головке таблицы, в боковике? (Работа с приложением 5 – проецируется на доску)
Заголовок таблицы
↑ ↑ столбцы ↑ ↑ ↑ Ячейки 1. Таблица состоит из строк и столбцов. 2. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки. 3. Самая главная строка называется головкой таблицы и содержит заголовки отдельных столбцов и боковика. Самый важный столбец – боковик. Он содержит заголовки строк.…. Эмоциональная разрядка (3 минуты). Проведение физминутки. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Проработка содержания темы
|
15 минут |
Метод «Логикбой» Цель: выяснить, что усвоено учащимися по теме, а над чем еще следует работать Участники: все обучающиеся Время проведения: 15 минут Необходимые материалы: Листы с текстами задач для каждой команды
|
– Давайте, поучимся заполнять таблицы. Учитель раздает учащимся задание на заполнение таблицы. Задание: вам необходимо построить таблицу по следующим данным: Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов, и 18 кг лука. Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.
Урожай овощей
(Ученики работают самостоятельно на листочках, один ученик заполняет таблицу на слайде, проектор нужно выключить на время заполнения таблицы, затем включается проектор и учащиеся проверяют правильность выполнения задания, обсуждают возникшие вопросы.) – Мы сейчас осуществили переход от текстовой формы представления информации к табличной, иногда это помогает решать довольно трудные задачи. К таким задачам относятся логические задачи – на взаимно однозначное соответствие. Давайте решим такую задачу. Задача: В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три первых места. Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя - не третье место. Внимательно прочитай условие задачи, и поставь знаки "+" и "-" в соответствующих ячейках таблицы. ( Если есть интерактивная доска, то ученик, работающий у доки самостоятельно ставит «+» и «–», ели доски нет, то можно решать задачу фронтально, обсуждая этапы решения и использовать слайд 9). – А теперь я предлагаю вам самим попробовать свои силы в решении заданий данного типа. Работать мы будет за компьютерами. (Следует напомнить о технике безопасности и правилах работы за компьютером. Ученики занимают места, следуя подсказкам учителя, загружают электронную таблицу с логическими задачами и начинают их решать).
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов |
3 минуты |
Метод «Плюс-минус-интересно» Цель: выяснить, что удалось, по мнению учеников на данном уроке, помочь взглянуть учителю на урок глазами ученика. Участники: все обучающиеся Время проведения: 3 минут Необходимые материалы: Листы с таблицами для каждого учащегося. |
Для выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
1 минута |
|
П. 9(1), стр. 64. № 4 стр.68 (учебник), № 120, № 122 стр. 20 (рабочая тетрадь, часть 2). |
|
Интернет – ресурсы:
• http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fwww.peoples.ru%2Fscience%2Fmathematics%2Fdescartes%2Fdescartes_01_s.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=43&noreask=1&source=wiz
• http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&p=6&text=%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=183&lr=43&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4812%2F20573769.3%2F0_64769_6c37f0ba_L.jpg
• http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B&pos=112&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.elitarium.ru%2Fuploads%2Fposts%2F1234910883_1535in.jpg
• http://pics.livejournal.com/creativ_jizni/pic/0001fwzc
• http://2-mood.ru/wp-content/uploads/2011/09/смайл.jpg
• http://3.bp.blogspot.com/-4-lsdUtyXiQ/Tjmi9tEMq8I/AAAAAAAAABA/rniau-5Ed1M/s1600/1964.jpg
• http://smile.zerk.ru/big-yellow/uu.gif
• http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2010-03-24-538056.html/$FILE/1.jpg
• http://metodisty.ru/m/files/view/t-a-kamyanskaya_-_festival_pedagogicheskih_idei_-Ideas_for_Education-_dvfo-_
• Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.