Весной природа пробуждается, она снимает с себя снежные одежды и скидывает ледяные оковы. Оживают растения и животные, в скором времени повсюду будет слышно звонкое пение птиц.
Весна – чудесное время года, ей рады все: люди, птицы и животные. На смену зимним холодам приходит долгожданное тепло. Чаще светит ласковое солнышко. Под его яркими лучами сугробы начинают медленно таять. За ночь снег подмерзает и покрывается хрустящей корочкой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Утром за окном уже светло. Зимой небо часто бывало серым, весной становится ярко-голубым, красивым. Высоко над землёй появляются белые кудрявые облака. Отовсюду слышен весёлый птичий звон. Весенние месяцы – март, апрель и май. У каждого месяца свои приметы. Март – самое начало весны, погода часто меняется. Только что светило солнышко, вдруг налетел холодный ветер, с неба посыпался снег. Это проделки зимы, она не хочет уходить. В апреле поля освобождаются от снега. На влажной земле прорастают первые цветы – белые душистые подснежники. После первых дождей с грозами всё вокруг расцветает. Ранней весной природа пробуждается от зимнего сна. На ветвях деревьев уже набухли почки. Когда потеплеет, они лопнут, и проклюнутся нежные зелёные листики. Некоторые деревья сначала цветут, а потом покрываются листвой. В мае зазеленеют клёны, яблони, жёлтая акация.
Конспект занятия в старшей группе по теме
«Наблюдение за яблоней»
Цель: Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о яблоне, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать и систематизировать знания детей о весенних явлениях;
- познакомить с яблоней, ее особенностями, цветением;
- учить делать самостоятельные выводы во время наблюдения.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, любознательность;
- развивать связную речь и пополнять словарный запас;
- развивать двигательную активность,
- развивать умение преодолевать препятствия и радоваться общим достижениям;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе,
- воспитывать здоровый образ жизни, любовь к спорту,
- воспитывать, поддерживать дружеские, доброжелательные отношения между детьми в процессе совместной деятельности,
- воспитывать позитивное, эмоциональное отношение к природе.
Словарная работа:
Обогащать словарный запас детей: яблоня – красивая, ажурная, изящная, раскидистая, цветочная; проталины.
Материал к прогулке: маски, атрибуты к играм, выносной материал: лопатки, ведерки; обручи, мячи.
Оборудование к трудовым действиям: ведерки, метелки, лопатки.
Предварительная работа:
1. Чтение и рассматривание картинок «Деревья», заучивание стихотворения Ирис Ревю «Про яблоню и яблоки», труд на участке, посильный труд на огороде.
2. Рассматривание картин о времени года весна.
3. Разгадывание загадок.
4. Настольная игра «Какое время года», с опорой на карточки-схемы.
5. Дидактическая игра «Когда это бывает».
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли на прогулку. Посмотрите, Лесовичок, приготовил для вас конверт. Давайте, посмотрим и узнаем, что же интересного в конверте (открываем конверт).
Воспитатель: Ребята, здесь письмо и задания. Лесовичок предлагает нам поиграть в остров сокровищ, наша игровая площадка это остров сокровищ, а мы с вами превратимся в кладоискателей. Если мы выполним все задания, то найдем настоящий клад! Действовать надо по карте-схеме. За выполненные задания мы будем получать ключ, с помощью ключей мы сможем открыть сундук с сокровищами. Вы готовы превратиться в кладоискателей?
-Да!
Воспитатель: -Хлопнем, топнем, раз, два, три!
Покружились, в кладоискателей превратились!
Послушайте стихотворение:
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки - кружева
Первые проталины,
Первая трава.
-О каком времени года говориться?
-А что происходит весной в природе? (Ответы детей по тексту.)
(Тепло весной, прилетают птицы, небо голубое, на деревьях появляются листочки.)
-Ребята, начинаем поиски сокровищ. Ориентироваться будем по карте.
-Настоящие кладоискатели, всегда совершают добрые дела. Давайте, покормим птиц. (Дети насыпают корм в кормушку)
-Ребята, вы сделали доброе дело и получаете первый ключ к сундучку с сокровищами. (первый ключ у нас в руках)
А теперь следующее задание
Беседа: наблюдение за яблоней.
Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это за дерево? (яблоня)
-Да, ребята правильно вы сказали – это яблоня. Яблоня очень высокое дерево. Ствол у неё коричневый. Весной дерево обильно цветет, а ближе к концу лета созревают маленькие яблочки. Из этих яблочек готовят вкусное варенье. Зимой и весной яблоки восполняют недостаток витаминов и делают питание человека более полноценным.
-Что появляется весной на веточки яблоне? (почки)
-Ребята, когда набухают на яблоне почки? (как только сойдет снег)
-В каком состоянии находятся деревья весной? (Они пробуждаются.)
Про яблоню сочиняют стихи, пишут песни. А вы знаете стихотворение про яблоню?
(Дети читают стихотворение)
«Про яблоню и яблоки»
У яблоньки-красавицы
Плоды — подарок лета.
У яблоньки-красавицы
Плоды – вкуснее нету.
Зелёные и красные,
Полезные, прекрасные,
Отменный аромат —
Отведать каждый рад.
На веточке-чудеснице
Плодов полезных ряд,
В конце златого лета
Выходят на парад.
А дальше отправляются
В коробки и корзины,
И поступают свежими
К нам сразу в магазины.
-Из каких частей состоит Яблоня? (Корни, ствол, ветки, на ветках почки.)
-Какого цвета кора, погладим рукой, какая она? (шершавая).
-Какую пользу приносит яблоня? (яблочный сок, летом прохлада, для птиц дом, очищает воздух. За деревьями надо ухаживать, нельзя ломать ветки.)
Дидактическая игра «Назови какая?».
Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.
Дети придумывают красивые определения для яблоня, называют ее ласково (красивая, цветущая, раскидистая, вкусная)
-Ребята, вы ответили на все вопросы и получаете второй ключ к сундучку с сокровищами (второй ключ у нас в руках)
-Двигаемся дальше.
-Следующее задание, нужно пройти через лужи
-У нас на пути много луж, как нам пройти, чтобы не замочить ноги? (Между лужами, змейкой.)
-По лужам можно ходить? (Нет.)
-Почему, это же интересно? (Можно заболеть, набрать воды в сапоги.)
(Дети идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, через препятствия.)
Молодцы ребята мы прошли лужи вот и третий ключ.
- Мы пришли в центр острова сокровищ.
На пути следующее задание (птицы)
- Ребята, какие птицы возвращаются к нам из тёплых стран? (перелётные)
Назовите их (ласточки, грачи, стрижи, скворцы и т.д.)
Давайте поиграем с вами игру :
П/И «Перелёт птиц»
На одном конце площадки находятся дети – они птицы. По сигналу воспитателя «Птицы летят» - дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всей площадке. На следующий сигнал «Буря!» - дети бегут к пособиям, на которые можно «залететь» (бум, лесенки, дорожка из колёс) и прячутся там. На сигнал «Буря прекратилась!», дети спускаются и снова разбегаются по площадке (птицы продолжают свой полёт).
Молодцы ребята вот четвертый ключ.
Идем дальше.
-Весну ждут все и домашние, и дикие животные.
-Назовите домашних животных (ответы детей).
-Назовите диких животных (ответы детей).
-Вы настоящие кладоискатели
-Давайте, мы с вами надуем шарик, сделали глубокий вдох и медленно надуваем шар. Отпустим шарик в небо.
Двигаемся дальше. Дойди до ворот и поверни налево. (Находят лопатки). Мы с вами славно поиграли, но нужно и на острове навести порядок. Возьмем лопаты и раскидаем снег, тогда снег быстрее растает, появится зеленая травка. Дети раскидывают снег и находят пятый ключ.
И сундучок с сокровищами. Подбирают ключ и открывают сундучок. При открытии сундучка вылетают воздушные шарики, а для деток в сундучке сладкие подарки и раскраски яблони.
-Ребята, вы настоящие кладоискатели! Какие же вы молодцы!
-Ну что ж, мои юные кладоискатели, вы можете сейчас самостоятельно поиграть, выбрать атрибуты к игре, объединяться в пары, в группы по желанию,
Воспитатель: Ребята, наша прогулка на острове сокровищ подошла к концу. Мы с вами славно поиграли и потрудились.
-Вам понравилась прогулка?
-Как нужно ухаживать за деревьями?
-Назовите признаки весны (ответы детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.