Конспект НОД в старшей группе по теме: «Составление рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу».
Образовательное направление: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
Интеграция: «Физическое», «Социально-коммуникативное»,
Обучающие задачи:
1. Закрепить и расширить словарь детей по теме «ЗИМА»;
2. Совершенствовать грамматический строй речи, согласование существительных и прилагательных;
3. Упражнять детей в умении рассказывать о времени года с использованием наглядных пособий, связано в логической последовательности;
4. Формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление;
2. Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста, стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
3. Закреплять знания детей о зиме и использовать их в составлении рассказов;
4. Способствовать развитию восприятия. внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;
Методы и приемы:
· Словесный: беседа диалог, составление сказки, вопросы, пословицы о зиме, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, прослушивание музыки.
· Метод ТРИЗ игра «Хорошо-плохо»
· Наглядный: рассматривание мнемотаблиц
· Игровой: дидактические игры, пальчиковая игра «Снежок»
· Игровые упражнения («Составь словосочетание»)
· Прием «Радуга настроения»
Оборудование: мнемотаблица «ЗИМА» - снежинка большая, кубик из блестящего материала, мольберт, набор снежинок трех цветов на каждого ребенка, макет дерева.
Предварительная работа:
· Экскурсии и наблюдения в природе;
· Чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
· Наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки зимы»;
· Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме;
· Рассматривание картин о зиме, альбомов, иллюстраций по теме «Зима», беседы о зиме и ее признаках, наблюдение за зимними признаками;
· Рисование по теме «Зима»;
· Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о зиме;
· Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гости зиме».
СОДЕРЖАНИЕ:
1 ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:
Воспитатель: Ребята. сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям и друг другу пожелаем «Здравия»
- Здравствуй друг, здравствуй друг
- Становись скорее в круг
- Мы по кругу пойдем
- И друзей себе найдем.
-Здравствуй белка, здравствуй еж
-До чего же день хорош!
-Зайка здравствуй, Волк привет!
-Здравствуйте звучит в ответ.
Воспитатель: - После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
-Ребята! Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? (Ответы детей: Я знаю сказку «ТЕРЕМОК», мама мне читала «Заюшкина избушка», мне нравится сказка «Репка» и т.д.)
-А сегодня, я вам расскажу необычную сказку, рассказывать мне ее будете помогать вы. Согласны? (Получив согласие детей, воспитатель рассаживает детей на ковре и используя разный интонационный фон речи начинает сказку)
2 ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ:
Сказка называется «Снежинка и злой колдун»
- Жила была снежинка. Была она…
Воспитатель просит детей составить словосочетание, дав описание снежинки
1 Игровое упражнение (составь словосочетание)
ответы детей (Снежинка волшебная, снежинка легка, белая, холодная и др.)
Воспитатель продолжает сказку:
- Снежинка была еще и любопытная. Она любила прыгать по веткам, кататься на еловых лапах, скользить по ледяным дорожкам. Но однажды поднялась сильная метель. Подул ветер, он подхватил нашу снежинку и очутилась она в замке злого колдуна. Он не отпускал снежинку, пока она не ответит на его вопросы. Злой колдун спросил, почему люди так любят зиму, чем она хороша?
Воспитатель обращается к детям:
-Как вы думаете, что ответила снежинка?
2 Дидактическая игра «Хорошо-Плохо»
Ответы детей: Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках. Природа зимой очень красивая, снежная и др.
Воспитатель продолжает сказку:
- Злой колдун поинтересовался у снежинки: - А почему же в мороз, люди кутаются в шарфы? Не выходят из дома?
Воспитатель опять обращается за помощью к детям- что на этот вопрос ответила снежинка? Как вы думаете?
Ответы детей: Зимой можно отморозить щеки, нос, часто бывает гололед, можно поскользнуться и удариться. На дорогах заносы, машины буксуют и др.
Воспитатель:
- Какую мы знаем пословицу? «Береги нос в большой мороз»
- Выслушал колдун снежинку и остался не доволен холодной зимой. В одно мгновение он превратил красавицу снежинку в ледяной кубик льда
Воспитатель показывает ребятам пособие.
- Расколдовать тебя снежинка смогут лишь те, кто расшифрует мои картинки-загадки. Лишь тогда ледяной кубик превратиться опять в ажурную снежинку.
Воспитатель: - Ребята! Мы сможем помочь нашей снежинке?
Получив согласие детей, воспитатель предлагает им сесть на удобные стулья и внимательно рассмотреть ледяной куб.
3 Работа с картинками по мнемотаблице на тему «Зима»
Дети последовательно рассматривают картинки составляя предложения. обсудив и рассказав о содержании рисунка, картинка прикрепляется на мольберт.
1 картинка «Снег»
2 картинка «Солнце»
(Работа с пословицей «Солнце светит, но не греет»)
4 Физкультурная минутка «Снежинка»
Детям предлагается всем вместе «построить» снежинку из общего количества детей.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения
- Белый снег пушистый
- В воздухе кружиться
- И на землю тихо
- Падает ложится
По окончании чтения, снежинка «построена». Воспитатель отмечает старания, совместные действия детей
5 Работа с картинками
3 картинка «Деревья зимой»
4 картинка «Птицы зимой»
5 картинка «Люди зимой»
6 картинка «Зимние забавы»
6 Пальчиковая гимнастика «Снежок»
- Раз, два, три, четыре, пять,
- Мы пошли во двор играть,
- Бабу снежную лепили,
- Птичек крошками кормили,
- С горки мы потом катались,
- А еще в снегу валялись.
- Все в снегу домой пришли,
- съели суп и спать легли.
7. Воспитатель мы расшифровали все картинки. У нас получилась таблица
«Зима». Давайте составим интересный рассказ. Злой колдун услышит и думаю расколдует нашу снежинку.
- Давайте уточним, что рассказывать надо слева на право используя все рисунки. Каждая картинка — это новое предложение (Дети составляют рассказы)
3 ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Воспитатель не заметно достает из ледяного куба шаблон большой снежинки.
Воспитатель: - Ребята! посмотрите. колдовство Злого колдуна исчезло. Наша снежинка может вновь отправляться в путешествие
- Спасибо Вам большое, за помощь. вы все вместе помогли закончить нашу сказку добром. Ведь в сказках Добро всегда побеждает зло.
4 ЧАСТЬ РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята вот и подошло наше увлекательное занятие к концу. Вам понравилось оно? Давайте каждый из Вас выберет снежинку и прикрепит ее к дереву, одев его в красивый, снежный, волшебный наряд. Но условие: Если Вам занятие понравилось, вы выбираете голубую снежинку. Если ничего не понравилось, то зеленую снежинку.
В ходе работы воспитатель интересуется у детей, что им понравилось.
Когда дерево будет украшено, воспитатель отмечает старание детей, хвалит их за творчество, за доброту и желание помочь другим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.