««Взрослые и дети»
Для чего нужны правила поведения в классе и на улице.
Профилактика и коррекция асоциального поведения воспитанников.
Воспитатель I кв. категории
В.Н. Машнёва.
Цели: помочь детям осознать правила работы на уроке, способствовать формированию учебных навыков, самораскрытию детей и развитию эмпатии.
Задачи:
- уменьшение тревожности и развитие уверенности в себе,
- развитие коммуникативных навыков,
- развитие творческих способностей.
- снизить школьную тревожность;
Эпиграф «Хотя ученье горьким зрится,
но сладкий плод от него родится»
(пословица)
Ход занятия:
I. Вступительное слово
Воспитатель. Главное, ради чего существует школа, - это обучение. Этим занимаются учителя. Как они это делают?
• Излагают учебный материал, объясняют разные премудрости, показывают что-то.
• Заинтересовывают, «искушают» вас знаниями.
• Убеждают в пользе учения.
• Заставляют вас учиться.
• Организуют вас.
• Спрашивают, контролируют, оценивают вас.
А учитесь вы сами. И, в конечном счете, именно от вас зависит, овладеете ли вы необходимыми знаниям, умениями и навыками.
• Вы можете учиться хорошо или плохо, интересоваться знаниями или нет.
• Вы можете слушать или не слушать учителя.
• Вы можете заставить себя преодолевать трудности, а можете отказаться.
• Вы можете запомнить что-то из того, что узнали на уроке, а можете не обратить внимания на это.
• Вы можете заняться самообучением, самообразованием, а можете идти гулять.
Казалось бы, выбор прост. Допустим, вы твердо решили учиться на «отлично». Но возникают новые вопросы: умеете ли вы правильно распределять время? планировать свой день? создавать удобную обстановку для работы? Умеете ли вы применять полученные знания? Можете ли сами себя контролировать?
Ответы детей: (важно уметь рационально планировать свой день, готовиться к работе заранее).
Воспитатель. А что можете сделать вы, чтобы помочь себе учиться?
Ответы детей: (Готовить уроки, учить стихи, повторять правила, писать шпаргалки, готовить конспекты и планы, вовремя собирать портфель, заполнить дневники и т.д.)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Знаешь ли ты правила?»
Игра «Знаешь ли ты правила»
Воспитатель. Если вы согласны с данным правилом - поднимите руку, а если не согласны - не поднимайте.
1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.
3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»
5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.
8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».
9. Не надо ябедничать.
10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись.
Воспитатель. Как нужно приходить на урок?
Ответы детей: Аккуратно одетыми; в хорошо отглаженной форме; гладко причёсанными; в хорошо начищенной обуви.
Воспитатель. Многим ребятам делают замечание, потому, что они ходят в шапках. Откуда взялось это правило?
Ответы детей:
Воспитатель. Лет 1000 назад было жить опасно. По дорогам скитались в поисках добычи бездомные бродяги. В лесах скрывались шайки разбойников. Люди постоянно ходили вооружёнными, а уезжая в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под тяжёлым шлемом. Но вот на пути дом, где живёт добрый человек. Переступая порог такого дома, странствующий рыцарь, снимал свой шлем и нёс его в руках. Я тебя не опасаюсь, говорил он этим жестом хозяину. Видишь моя голова открыта, я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабишь, не наносишь удара исподтишка.
Суровые дни прошли. В любой дом люди входят без опаски, но входя, они снимают шапку - обычай остался. Этим обычаем ты показываешь хозяевам, что уважаешь этот дом, людей, живущих в нём, веришь в хорошие отношения к тебе и им это приятно.
Работа по теме занятия
2. Упражнение «Что поможет мне учиться?» ( 5 мин).
Сегодня мы вместе с тобой попробуем ответить на вопрос «Что поможет мне учиться?». Для «голосования» ты будешь использовать свои пальцы на руках (большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз — «не согласен») со следующим утверждением:
· Я умею находить плюсы даже в трудной ситуации.
· Я точно знаю, что мне по силам.
· Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще нужно научиться.
· Я умею планировать свое время и быть организованным.
· Я знаю и стараюсь соблюдать школьные правила.
· Я представляю, где и у кого могу получить помощи в школе.
· Я умею внимательно слушать на уроке.
· Я знаю, что могу рассчитывать на помощь учителя.
· Я умею заботиться о своем здоровье.
· Что из перечисленного ты считаешь особенно важным, что еще помогает тебе в учебе.
3. Упражнение «Правила поведения на уроке» ( 5 мин).
Воспитатель. Это упражнение поможет осознать вам, что понятные и чёткие правила помогут эффективнее учиться в школе.
Сейчас вы ознакомитесь с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Их всего три:
1. "Будь подготовленным",
2. "Работай на уроке",
3. "Уважай окружающих".
Сейчас я объясню, что значат эти правила. Например, я подготовленный, если сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок; приношу всё, что нужно для урока; успеваю сделать задание в классе; выполняю домашние задания.
Сейчас я буду читать разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ним, не согласны, или они верны только иногда. Каждому ответу соответствует свой знак (поднятая рука означает «согласен», руку не поднимаем — «не согласен»). Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила.
1. Будь подготовленным:
· я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;
· я приношу все необходимое к уроку;
· я успеваю выполнить задание на уроке;
· у меня нет проблем с выполнением домашней работы.
2. Работай на уроке:
· я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;
· я работаю вместе с учителем;
· я хорошо выполняю работу в классе.
3. Уважай окружающих:
· я не разговариваю на посторонние темы на уроке;
· я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не ломаю компьютер, клавиатуру, веб-камеру и т.д.;
· я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;
4. Дискуссия на тему занятия (3 мин).
Вопросы для обсуждения:
· — Какие правила трудно выполнять лично тебе?
· — Все ли эти правила обязательны для выполнения?
· — Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?
· — Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?
· — Влияет ли выполнение всех школьных требований на уверенность или неуверенность? Как?
· — Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?
Воспитатель. (Детям читается рассказ).
« Однажды на перемене в школе между ребятами завязался разговор о том, для чего они учатся. «Я считаю своей обязанностью ходить в школу учиться» - сказала Галя. «А мне нравится в школе писать, считать, получать хорошие отметки», - сказал Яша. «А я люблю думать, рассуждать на уроках», заявил серьезно Коля. «Каждый из нас должен стать культурным и развитым человеком, а для этого необходимо учиться», - сказала Даша. Ваня вдруг заявляет, что обязательно поступит в авиационный институт и будет строить новые самолеты. Неожиданно раздается тихий голос Вали: «А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что я иду на работу, и ты иди в школу- это твоя работа».
Воспитатель. А что вы можете сказать? Для чего вы учитесь?
Ответы детей. (После их ответов можно зачитать мнения других школьников. см. в конце занятия.)
Воспитатель. (Вывод) У каждого человека есть цель, своя мечта. И, конечно же, чтобы ее достичь, надо учиться. Без знаний, без учебы ничего не добьешься.
Воспитатель. Кто думает, что надо учиться – выходите и встаньте по правую руку, а кто считает, что учиться не надо – встаньте по левую руку. ( Радует то, что все считаете, что надо учиться).
Физкультминутка.
Цель: Расслабление мышц рук, спины и груди.
Воспитатель. Давайте поставим маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай» (С.Маршак).
Шалтай –Болтай Сидел на стене. |
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. |
Шалтай-Болтай Свалился во сне. |
На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз |
Воспитатель. Спасибо, присаживайтесь на свои места.
III. Мини-лекция «Как учиться хорошо?»
Воспитатель. Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться лучше, но оно оставалось бесплодной мечтой.
- Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо учиться? Почему это не у всех получается?
(Дети высказываются.)
Воспитатель. Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи. Для этого требуется сила воли. Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.
Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.
В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они - дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).
Итак, базовыми качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности. (Записывает на доске.)
1. Как развить силу воли?
Воспитатель. Вот несколько простых советов, которые позволят вам тренировать свою волю.
• Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».
• «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
• Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных усилий и укрепляет волю.
• Верьте в себя.
2. Как сосредоточиться на уроке?
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, как нужно сидеть во время урока?
Ответы детей: Сидеть во время урока полагается прямо. Руки на столе, разговаривать нельзя.
Воспитатель. Почему нужно принимать такую позу?
Ответы детей:
Воспитатель. Представьте: вы стоите у доски и не можете решить задачу. Учитель говорит: «Ну, думай, думай же!» А что это значит? Что именно надо делать? Учитель показать этого не может, он только повторяет: «Думай, соображай!»
Мы стоим и соображаем, но никто в целом мире не скажет, думаем ли мы в этот момент или мечтаем о мороженом, и если думаем, то правильно или неправильно, а если неправильно, то в чем именно мы ошибаемся. Никто не может влезть к нам в голову и понаблюдать за происходящим в ней.
Научиться думать - самая трудная задача ученика. Неприятности в школе, нежелание учиться, плохие отметки - все это происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо.
Вокруг нас постоянно что-то происходит: соседка пишет кому-то записку, муха ползет по оконному стеклу, солнечный зайчик мелькает и т. д. Да и в голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме, ссоре с товарищем, планах на выходные. Как сосредоточиться на словах учителя?
В армии, когда командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «смирно». Отчего это? Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув руки в карманы? Зачем обязательно вытягивать руки по швам? Оказывается, поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием. Собран человек, не двигается, напряжен - и внимание его само собой концентрируется. Мы сдвигаем брови, наклоняем корпус вперед к собеседнику, потому что хотим быть внимательными, и становимся внимательными, если примем определенное положение. Значит, если мы хотим быть внимательными на уроке, прежде всего нужно изменить позу. Этому вас учили еще в первом классе: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать...
Воспитатель. - В заключении нашего занятия я хочу предложить вам закончить предложения.
-Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
-Если нам не задано домашнее задание, я…
-Если я не знаю, как решить задачу, я…
-В школе я хочу…
-В школе я могу…
-Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
-Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…
-Если хорошо учиться, то мое будущее…
(Дети зачитывают свои предложения. Это упражнение способствует осознанию результатов своей учебной деятельности, постановке новых целей).
IV. Подведение итогов
Воспитатель. Что нового вы узнали сегодня? Как будете использовать эти знания?
Воспитатель. Спасибо вам за работу, за ваши ответы. Наше занятие подошло к концу. Кому оно понравилось, возьмите красные кружочки, кому не очень – желтые, кому совсем не понравилось – зеленые.
Спасибо всем!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.