Конспект комплексного занятия
в старшей группе
«Забавы у печи»
Программное содержание
Закрепить и обобщить знания детей о русском народном фольклоре (пословицы, потешки, скороговорки, небылицы, хороводы, игры, частушки).
Развивать умение решать проблемную ситуацию и добиваться нужного результата.
Совершенствовать звуковую культуру речи, интонационную выразительность, навыки вежливого и культурного общения, обогащать словарный запас.
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство доброты, сопереживания, трудолюбия, любовь к природе.
Продолжать учить детей отгадывать загадки, выразительно читать стихи.
Продолжать учить детей рисовать методом штампа знакомые узоры Городецкой росписи, располагать узор симметрично.
Закреплять знания русских пословиц и поговорок, уметь их объяснять, использовать в повседневной жизни. Закреплять знания русских народных сказок.
Совершенствовать умение внимательно слушать описательный рассказ воспитателя, давать полные ответы на вопросы.
Воспитывать умение работать в коллективе, слушать товарища не перебивая, дополняя ответ.
Предварительная работа
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, рассматривание и рисование узоров.
Словарная работа
Скалка, печка, Городец, штамп, кулебяка, пирожок, булочка, розан, печатать, симметрично.
Материалы и оборудование
Предметы интерьера избы, образцы узоров, иллюстрации печки, иллюстрации сказок, штампы, гуашь
Ход занятия
Восп. - Здравствуйте, гости дорогие, очень рады видеть Вас у себя в гостях. Для дорогого гостя и ворота настежь. Проходите дети, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно. Всем ли места хватило? Приготовьте ушки, глазки. Сейчас я вам загадаю загадку. Если вы ее отгадаете, то узнаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
Ах, какая старая бабушка!
Вся белая-белая
На улице лето –
На нее внимания никто не обращает,
А зима придет, так и липнут к ней. (печка)
Восп. - Кто догадался, о чем эта загадка?
/Если дети не догадались, загадываю еще одну загадку/
Зимой много ест, летом много спит,
Тело теплое, крови нет.
Сесть на нее, сядешь, а не везет.
Внутри огонь горит, из трубы – дым валит,
Кашу варит, блины жарит.
Восп. - Молодцы, отгадали. Это печка.
Ой, ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Помоги и спаси, в дом богатства принеси.
Восп. - Вот какое красивое стихотворение. Русская печь существует очень давно. Самое главное в деревенской избе это печь. С печью связан весь быт, вся жизнь русского народа. Затрещит мороз на дворе, а у печки тепло и уютно. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.
Важно было не просто сложить печь: она должна как можно дольше держать тепло, а требовать меньше. Как вы думаете, для чего нужна была печь? /ответы детей/. Русский народ любил и бережно относился к печке.
Много поговорок сложили про русскую печь.
«Печь нам – мать родная»
«Когда в печи жарко – тогда и варко»
А еще ребята печка нужна была для того, чтобы сушить одежду, обувь. На ней можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Дети очень любили поваляться на теплой печке, послушать сказки и различные истории.
- Скажите, какие вы знаете русские народные сказки, где встречается русская печь? Как она помогает людям?
«Гуси-лебеди», «По-щучьему велению», «Колобок»
Восп. - Вот какими волшебными свойствами наделил народ русскую печь.
В сказках она прячет девочку и ее братца от злых гусей-лебедей; везет Емелю к царю.
Восп. - По секрету вам скажу, что за печкой, у меня Домовёнок Кузя живёт и всех вас в гости ждёт.
( Домовёнок кряхтит, кашляет)
Кузя. - Лень- матушка приходила, меня заразила, Не хочу я с печки слезать, да ещё гостей встречать, и вообще, я спать хочу....
Восп. - Ай -яй — яй! Беда — то какая, Надо Кузю выручать и в беде — то не бросать,
Может вы посоветуете как Кузе помочь? (своим примером, трудолюбием,
терпением...,добрыми поступками).
Восп. - Молодцы, мои милые! Только добрые и трудолюбивые не оставят в трудную минуту. Давайте покажем Кузе, как побороть лень, тем более нам есть чем заняться.
Самое главное в избе – это печь. Печь занимала большую часть комнаты, ее любили и украшали узорами.
Наша печь тоже расписана узорами. Какой росписью украшена наша печь? Давайте еще ее украсим, чтобы она стала красивее.
На полосе подготовлен элемент городецкой росписи. Как он называется?
А чего еще не хватает, как вы думаете? /листочков/
Украшать мы будем необычно – штампом. Обратите внимание, какой формы наши штампы? Что изображено на них? Да, наши штампы выполнены в форме листка. Мы будем дополнять розаны листочками. Этим способом мы с вами уже рисовали рыбок в аквариуме. Давайте вспомним, как мы это делали.
Берем штамп, прижимаем к подушке с краской и печатаем на бумагу.
На столе у нас подушечки с зеленой краской, штамп прижимаем к подушечке и печатаем около розана.
/ Работа детей под музыкальное сопровождение/
Восп. - Вот какая красивая печка у нас получилась. Листочки яркие, симметричные. Такая печь могла бы украсить любую избу.
Восп. - Как вы думаете, для чего еще нужна печь? /готовить еду/. В красивой печке и готовить приятно. Печь не только обогревала избу, в ней готовили еду. Что можно было приготовить в печке?
Восп. - Как вкусны и каша, и щи, да и пироги самые румяные. Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Особенно хорошо удавались различные булочки, пирожки, кулебяки и другие блюда русской кухни.
- Ребята, а знаете, в старину люди за своими занятиями рассказывали разные истории, поговорки, скороговорки, небылицы, так за шутками и весельем и работа спорилась (шёпотом детям) — да и Кузю расшевелим и рассмешим, предлагаю поиграть в пословицы, Я начинаю, а вы заканчиваете, Не против?
• Коси коса, пока роса — роса долой и ты долой.
• Что посеешь, то и пожнёшь
• Любишь кататься — люби и саночки возить,
• Делу время, - а потехе час.
• Сделал дело — гуляй смело.
Восп. - А может кто из вас какую пословицу знает? (пословицы детей).
Восп. - Дальше бой скороговорок.
Разрешите нам начать.
Кто — то пусть скороговорит.
Остальных прошу молчать.
( произносится сначала медленно, потом быстрее).
• Сыворотка из- под простакваши.
• От топота копыт пыль по полю летит.
• Раз дрова, два дрова, три дрова.
• На дворе трава, на траве дрова.
Восп. - А давайте нашего Кузю ещё и потешками развеселим.
Ай, гу- гу, гу- гу, гу — гу.
Не кружись на лугу,
На лугу — то лужица,
Голова закружится
Прямо в лужу упадёшь
Мокрым к ужину придёшь.
Восп.- В народе были ещё такие смешливые люди, такие небылицы рассказывали...Может и среди вас такие есть?
- На горе стоит телега На берёзе сидит заяц
Слёзы капают с дуги Книжку вслух читает
Под горой стоит корова Прилетел к нему медведь
Надевает сапоги. Слушает, вздыхает.
- Сидит ёжик на сосне
Новая рубашка,
На голове сапожок
На ноге фуражка.
Восп. - А ты, Кузя, хитрец, глянь какой молодец. Видно лень тебя оставила.
Кузя - Своим трудом, своим добром, лень злую вы прогнали.
Без вас, любезные мои, я б справился едва — ли.
Да, надоело мне лениться, захотелось потрудиться
и с гостями подружиться.
Восп. - Может ты нас чем порадуешь?
К. - Конечно. Есть у меня сундук, да он не простой, игры в сундучке лежат, ожидают лишь ребят.
Восп. - Ой, Кузя, игру я эту знаю. Здесь карточки — загадки, разбирайте их, ребятки, только чур друг другу не показывать, На каждой карточке орудие труда, которыми пользовались люди в старину. Покажите, пожалуйста, движениями, как люди работали этими предметами, а мы угадаем. «Что мы видим мы не скажем, а как работали — покажем.»
Восп. - Правильно я объяснила, Кузя?
Кузя - Да, правильно, правильно. ( дети жестами и движениями показывают, как пользовались предметами быта).
Восп. - Спасибо, ребятишки, девчонки и мальчишки, понравились вам наши забавы, шутки да веселье! А что больше всего понравилось?
Кузя - И я вас всех благодарю, что помогли мне от лени избавиться, вы настоящие друзья. До свидания, ещё увидимся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.