Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"
Оценка 4.7

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
20.05.2017
Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"
Публикация является частью публикации:
Оптическая система глаза. бинарный.docx
МБОУ гимназия № 2 г. Сургут Бинарный урок по биологии и физике  Тема: «Оптическая система глаза». Учитель биологии Орлова Н. Т.      Учитель физики Дзюбина Н. И Цель урока: повторить строения глаза ­ как оптической системы и законы геометрической  оптики. Задачи урока: ­ закрепить знания обучающихся о строении глаза ­ как оптической системы ­ расширить представления обучающихся об основных элементах оптических приборов ­  линзах; ­ объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов; ­ воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других; ­ продолжить развитие навыков коммуникативного общения, умения работать в парах и  самостоятельно. Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: бинарный урок биологии и физики с использованием компьютера. Используемые технологии: информационно­коммуникативные, здоровьесберегающие. Демонстрационное оборудование: компьютер, модель глаза, таблицы. Раздаточный материал: карточки с заданиями. Проведение урока. Организационный момент (приветствие). Учитель биологии: Сколько у человека чувств? Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание,  чувство равновесия – «внешние» чувства. Есть ещё и такие, что «слушают» организм  изнутри. Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о состоянии костей в  суставах, напряжении мышц, о химическом наполнении желудка и т.д. Учитель физики: Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более  точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза. Долгое  время считалось, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Учитель биологии: Строение глаза человека. Вспомним строение глаза человека. Выполнение задания на доске. Вставить правильные ответы вместо пропущенных слов в  предложенном стихотворении. «Строение глаза» Орган зрения ­ это ……(глаз) В нем три ……..(оболочки) Та, что белая снаружи Назовем ……….(белочной) Так прозрачна впереди ­ Со стеклом сравнится Эту часть ее зовем Просто ………….(роговица) Слой второй ­ в нем есть сосуды Впереди он ………….(радужка)  В ней отверстие ……….(зрачок) И пигменты разные За зрачком у нас …………(хрусталик) Он меняет …………..(кривизну) И поэтому мы видим И вблизи, и за версту Свет легко в глаз проникает Все в округе видно мне Ведь в глазном есть ……………(яблоке) Тело ………………(стекловидное) В глубине лежит ………….(сетчатка) Этот слой необходим Коль………….. (рецепторы) в порядке То нормально мы глядим. Задание : Разгадать кроссворд по теме «Оптика» (в парах)  Проверка ответов  Учитель физики:   оптики. (фронтальный опрос) 1. Что называется линзой? (Линзой (от лат. lens — чечевица) называется прозрачное  (обычно стеклянное) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями). 2. Какие вам известны виды линз? (Различают выпуклые линзы, у которых середина толще,  чем края, и вогнутые линзы, у которых середина тоньше, чем края.)  3. Что называется фокусным расстоянием линзы? ( Расстояние от оптического центра  линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы)  4. Что такое оптическая сила линзы? В каких единицах она измеряется? (Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и    А теперь мы повторим основные положения геометрической  . Единица измерения называется диоптрией    Построение изображений, даваемых линзой. называется оптической силой линзы:  (дптр). 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.)  Учитель физики.   Как получается изображения в линзах и какое оно? Задание. Постройте изображение предмета. Охарактеризуйте его. (см слайд) Подобным образом получается изображение предметов, которые мы видим, на сетчатке  глаза. А вот почему мы видим прямое изображение, а неперевёрнутое? Учитель биологии. Каждый анализатор состоит из трёх частей: рецептора  (воспринимающее звено), нервных путей и мозговых центров (обрабатывающее звено). В  затылочной зоне коры больших полушарий находится зрительная зона, где и происходит  обработка всей информации. Поэтому биологи и говорят, что глаз смотрит, а мозг видит. Учитель биологии: Самый массовый недостаток зрения человека – неясная видимость  близких или удалённых предметов. Как возникают эти дефекты зрения и как их исправить? При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а  расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а  расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения. Близорукость  и дальнозоркость можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете  офтальмолога по особым таблицам. Учитель физики: Как же можно исправить дефекты зрения? Исправить этот дефект удается с помощью очков. При близорукости следует применять  очки с рассеивающими линзами. Такие очки имеют отрицательную оптическую силу. При дальнозоркости применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами. Оптическая  сила таких линз положительна. Задание. Заполните таблицу «Близорукость и дальнозоркость» по итогам нашего  обсужденеия. Составление памятки «Гигиена глаз». (при наличии времени) Учитель биологии: Глаз ­ очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый  природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения  глаза не ухудшать его природные возможности. Задания по вариантам (индивидуальное) Учитель физики: Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все­таки  не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются  оптическими иллюзиями. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них. Просмотр оптических иллюзий.      Подведение итогов урока  Домашнее задание ПРИЛОЖЕНИЕ Памятка «Гигиена глаз» НУЖНО: 1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на  расстоянии 60­70 см, от экрана телевизора ­ 3м (экран должен находиться на уровне глаз). 2. Чтобы свет падал с левой стороны. 3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода. 4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках. 5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой. НЕЛЬЗЯ: 1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа. 2. Смотреть телевизор непрерывно более 2­х часов. 3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения. 4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света. 5. Тереть глаза руками при попадании пыли. Гимнастика для глаз. Мы сейчас с вами выполним два упражнения для снятия напряжения и три основных для  укрепления мышц глаза. Эти упражнения простые и в тоже время сложные. Надо строго  следовать указаниям. Упражнение № 1. «ИГРА В ПРЯТКИ» 1. Сядьте прямо и расслабьтесь. Шея и голова должны быть на одной линии. 2. Ладонями закройте глаза, но не давите на них, свет не должен проникать в глаза. 3. Попытайтесь вспомнить что­нибудь приятное. 4. Подержите так несколько секунд и постепенно приоткройте глаза. 5. Проделаем так ещё 2 раза. Упражнение № 2. «СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ». 1. Согните руки в локтях, поставьте локти на парту, так чтобы руки были чуть ниже уровня глаз. 2. Разомкните пальцы. 3. Делайте плавно повороты и смотрите вдаль сквозь пальцы. Если вы делаете всё правильно, то руки должны проплывать мимо вас. Вам должно  казаться, что руки движутся. Упражнение № 3. ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ГЛАЗА. 1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на  переносице и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение. 2. Проделаем так ещё 2 раза. Упражнение № 4. ТО ЖЕ САМОЕ, НО СВОДИМ ГЛАЗА НА КОНЧИКЕ НОСА. 1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на  кончике носа и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение. 2. Проделаем так ещё 2 раза. Упражнение № 5 1. Вдыхая, опускаем глаза вниз и затем медленно поворачиваем их по часовой стрелке и  останавливаемся в верхней точке (на 12­ти). 2. Не задерживаясь, выдыхая, опускаем глаза до исходного положения (до 6). 3. Закрываем глаза на несколько секунд. Соедините стрелками названия отделов глаза и выполняемые ими функции Рабочий лист по физике Постройте изображение, даваемое линзой. Заполните таблицу «Близорукость и дальнозоркость» Нарушение зрения Близорукость Дальнозоркость Признаки для сравнения Плохо видит  предметы Причины  возникновения Лучи фокусируются Нужны очки с  линзами

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"

Конспект бинарного урока "Оптическая система глаза"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2017