Конспект факультативного занятия по обучению грамоте (1 класс)
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
чтение
1 кл
13.02.2018
Конспект факультативного занятия по обучению грамоте по теме: Грамматическая сказка очень интересный и содержательный, содержит в себе занимательный материал, который способствует развитию мыслительных навыков учащихся начальных классов в системе обновленного обучения. Данный материал можно использовать на уроках русского языка во втором классе.План факультативного занятия по обучению грамоте в 1 классе на тему "Грамматическая сказка"
грамматическая сказка.docx
Зам директора по УВР:
Факультативное занятие по обучению грамоте
Дата: 16.11.2017г
Тема: Грамматическая сказка «Кто важнее» (парные согласные)
Цели урока: сформировать понятие о парности зв/глух. согласных; воспитывать уважение к людям
разных профессий.
Задачи:
закрепить понятие о парных согласных звуках и их классификации
развивать у детей орфографическую зоркость, словесно логическое мышление. Наблюдательность,
память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключение. Развивать письменную речь.
воспитывать любовь к языку, пытливость, любознательность.
Вид: комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития.
Оборудование: наглядный материал, сигнальные карточки.
Тип занятия: урок комбинированный
.
Этапы и структура занятия.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и писать.
Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число
Установка.
– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими
мыслями. Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:
Я хороший,
Я все знаю,
Я все умею,
Я буду стараться,
У меня все получится.
Чистописание с элементами повторения.
Запишите недостающие элементы букв. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
Сравните буквы. Какие элементы схожи? В чем их отличие? Запишите буквы, чередуя их, до конца
строки. Пишите ровно, красиво. Не забывайте о наклоне.
Постановка целей и задач урока
«Мозговой штурм»
На какие две группы делятся звуки нашей речи?
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей фронтальная работа
Послушайте одну удивительную историю
Однажды не поладили буквы гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг…Показалось им,
что ктото рыдает…Прислушались.
Ааа! Ооо! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание):
«Прн!»
И услышали радостное (но тоже непонятное) : «Аые!»
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.
На уроке мы с вами вспомним всё о парных согласных, будем упражняться в написании слов с
парными согласными.
Работа в группах
У вас на столах конверты, в которых находятся карточки с буквами, ваша задача найти пару звонкого и
глухого согласного.
Ученики составляют пару и
Участвуют в создании схемыопоры.
1группа: БПВЦМРХ
2группа: ФГКЙЦЧЛ
3группа: ЗСДРЛНЦ
4группа: ТЖШЩЦРЛ
Как произносим звонкие звуки?(с голосом и шумом)
А глухие? (произносим только с шумом без голоса)
Положите руку на горло. Произнесите [ж]. Чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит [ж]? (Из
голоса и шума).
Теперь произнесите [ш] . Голос не участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.
Игра
Я называю слова и если на конце этих слов есть парные согласные, то вы берёте в паре друг друга за
руки. Если нет в словах парных согласных на конце слова, то вы отворачиваетесь друг от друга.
(плуг, мороз, нос, флаг, погреб, орёл, стол, стог, лимонад, дверь, шоколад, ручка)
Сегодня мы определим, что иногда происходит со звонкими согласными звуками в словах.
Работа над темой
А поможет нам наш друг:
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его
(медведь). Картинка
Работа с предложениями:
Обсудите в группах :
В каком предложении нам намного легче заменить картинку словом?
Запись предложения на доске и в тетрадях с комментированием
Отметьте букв, которые обозначают звонкие согласные
Какое фонетическое явление происходит в этом слове в другом предложении?
Как проверить парную согласную?
Аналогичная запись предложения
Отметьте буквы, которые обозначают глухие согласные звуки
В нашем русском языке ходят парами бэпэ, вээф, гэка, дэтэ, жеша, зээс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят, но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту? И расскажем всему свету!
Предстоит сегодня вам всё расставить по местам.
Ученики делают вывод
Добавляют схему
Как проверить парные согласные?
(Чтобы проверить парную согласную в середине или на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы
после согласной стояла гласная).
Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй.
У нашего мишки болит лапа. К кому же ему можно обратиться за помощью?
Айболит – главный герой одноимённого произведения Корнея Ивановича Чуковского
Чтение отрывка:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Что вы узнали о герое из прочитанного отрывка? Какой доктор Айболит?
Конечно, доктор Айболит не откажет нам в помощи. Но вот беда, Айболит сам заболел и ему самому
нужна помощь. Все его пациенты хотят, чтобы доктор поскорее поправился, они прислали ему
угощения и даже отправили телеграмму, чтобы из сказочной страны прислали волшебные леденцы.
Первичное закрепление
Посмотрите, что прислали Айболиту
Кто же передал эти гостинцы?
Работа в группах
Чтение второй части:
Определите, кто обращался за помощью к Айболиту.
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Появляются картинки
Морковь
Мед
Пирог
Появляются картинки
Лиса
Собака
Зайчиха с зайчонком Ученики записывают слова, подбирая проверочные слова
медок – мёд
пироги пирог
морковочка морковь
Физ.минутка «Жираф»
Работа над темой урока
Но почему же до сих пор не принесли лекарство? Ведь зайчонок курьеру в телеграмме точно указал
дорогу.
Чтение текста.
Зайчонок маленький, он не знает правила написания парных согласных, он допустил много ошибок.
Ученики делают вывод
Работа в группах
Найдите ошибки в телеграмме.
Проверка:
Сколько слов зайчонок написал неправильно? (4)
Запишите текст, исправляя ошибки . Взаимопроверка.
К чему привели эти ошибки?
Изменился смысл слов, курьер не найдёт дорогу, волшебное лекарство не доставят вовремя.
Что же делать?
подбор проверочных слов устно
Работа в группах
Интерактивная игра «Выбери»
Группа за каждый правильный ответ получает жетон (леденец) 8 слов
Группы презентуют свои работы
Молодцы, ребята, вы помогли Айболиту, теперь он вылечит нашего мишку.
Ребята, а вы знаете, что Айболита К.Чуковский не придумал. Такой добрый доктор, который лечил и
детей и животных реальный человек. Звали его Тимофей Осипович Шабад. Он жил в Вильнюсе, там
Чуковский с ним и познакомился. В Вильнюсе даже есть памятник этому доктору.
Итог занятия. Оценка деятельности учащихся.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок
Что нового вы узнали на уроке? С чем познакомились? Что понравилось больше всего?
Всё ли было вам понятно на уроке?
Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Рефлексия
– Какое настроение у вас в конце урока?
– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.
А теперь изобразите собой шкалу успеха Покажите, на сколько вы:
1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, уютно;
Покажите, на сколько вы:
2)Разобрались с темой урока;
Покажите, на сколько вы:
3)Сможете применять свои знания
(сидят за партами слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)
– Спасибо за урок.
Конспект факультативного занятия по обучению грамоте (1 класс)
Конспект факультативного занятия по обучению грамоте (1 класс)
Конспект факультативного занятия по обучению грамоте (1 класс)
Конспект факультативного занятия по обучению грамоте (1 класс)
Конспект факультативного занятия по обучению грамоте (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.