Левина О. В., учитель русского языка и литературы,
учитель высшей категории.
классе
.
языка
Урок
в 5
ТЕМА УРОКА: «Буквы з – с на конце приставок».
ТИП УРОКА: открытие нового знания.
русского
ТИП НОВОГО ЗНАНИЯ: правило.
ТЕХНОЛОГИЯ: проблемно – диалогическое обучение.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Открытие учениками (через диалог с учителем) нового знания о
правописании приставок на – з, с.
2. Выражение нового знания в виде словесного тезиса (правила) и схемы.
3. Первичное закрепление нового знания.
4. Продолжение работы по развитию речи учащихся (через включение слов с
изученной орфограммой в предложения с прямой речью).
ХОД УРОКА.
Этап урока
Создание
проблемной
ситуации.
Побуждение к
осознанию
противоречия.
Деятельность учителя
Вспомним правописание
приставок. Запишите слова,
Деятельность учащихся
Один ученик выполняет
задание у доски,
которые я продиктую,
обозначьте в них приставку.
остальные работают на
листочках:
Посмотрите на приставки. Все
согласны с их написанием? У
Занести, дописал,
подбежал, обдумал,
кого подругому?
Какое было задание?
предсказал, списать,
надрезать, бесшумно,
У всех задание было одно, а
выполнили вы его поразному.
расшевелить, раздать,
Издалека(в написании
1 Побуждение к
проблеме.
Почему?
Чего мы ещё не знаем?
последних слов
наблюдаются
Что нам нужно узнать?
Где пишутся эти буквы? Чем
разногласия).
Когда з, а когда с.
же будем сегодня заниматься?
Как будет звучать тема урока?
Буквы з, с на конце
приставок.
Как вы полагаете, сколько
Две части: 1з, 2с.
Побуждение к
формулированию
темы урока.
Поиск решения:
Побуждение к
гипотезе.
частей в нашем правиле?
Какие?
Дети читают слова:
разрезать, растолкать,
Вывести правило нам помогут
слова на доске. Прочитайте их
безводный,
бесчисленный,
Побуждение к
проверке.
самостоятельно.
Что заметили?
Какие будут предложения?
Удобно ли нам будет
анализировать эти слова,
записанные вперемешку? Как
удобнее их расположить?
Давайте поработаем с этими
словами, выделим приставки,
подчеркнём орфограмму.
Прочитаем ещё раз слова
первого столбика. Что
замечаете? С каких согласных
начинается корень в этих
словах?
Когда же пишется з в
2
возгордился,
воспротивиться,
избежать, испортилась.
Запишем слова в два
столбика.
Со звонких.
Перед звонкими Воспроизведение.
Задание на опору.
приставках?
Аналогично поработаем со
словами второго столбика.
Что увидели? Когда пишется
с?
Мы сказали, что наше правило
состоит из двух частей. Но всё
согласными.
Перед глухими
согласными.
же это одно правило, поэтому
(помня о теме) попробуем
Желающий ученик
рассказывает правило
объединить эти две части в
одно правило. Кто желает?
Что графически надо
обозначить в этой орфограмме?
Как вы думаете, верно ли мы
сформулировали правило?
Сверьте с учебником.
Вернёмся к словарному
диктанту и исправим ошибки в
последних словах.
Чтобы прочнее усвоить
правило и быстрее его
вспоминать, мы с вами
пользуемся схемами.
Попробуйте изобразить это
правило в виде схемы.
А ещё правило помогут нам
3
целиком.
Приставку, орфограмму
и первую согласную
корня.
Всё правильно.
Один ученик работает у
доски, остальные
исправляют на своих
листочках.
Дети работают в
группах. Результаты
Работы вывешиваются на
доску:
…з Зв. Согл.
…с глух. Согл. выучить стихотворения –
помощники(вешаются на доску
и читаются):
«Вам сейчас я расскажу, когда
в приставках з пишу:
разбежался, размечтался –
Задание на
создание
художественного
корень звонко начинался, а
начнётся он с глухой – с в
образа.
приставке будет той».
«Не забудьте, что приставки
из, раз, воз, низ, через, без
перед согласными глухими
быстро сменят «З» на «С».
Записывать их не будем,
потому что вы попробуете
сочинить свои стихотворения
на это правило(это будет
частью вашего домашнего
задания).
Поиграем и потренируемся:
Первичное
фронтальное
закрепление.
замените словосочетания одним
словом – прилагательным, в
Ученик, с места
назвавший правильное
котором будет приставка без
(бес):
слово, выходит к доске,
записывает его,
Ребёнок без забот…
Небо без звёзд…
Жидкость без цвета…
Дорога без конца…
Плач без звука…
4
обозначает орфограмму
и проговаривает правило
вслух:
Беззаботный,
беззвёздное, бесцветная, Движение без шума…
Не испытывающий страха…Не
бесконечная, беззвучный,
бесшумный,
имеющий жалости…
Составьте с любым из слов
предложение с прямой речью.
Задание на
развитие речи.
бесстрашный,
безжалостный.
Дети самостоятельно
работают в тетрадях,
желающие пишут свои
предложения на доске, в
качестве доказательства
рисуют схему
предложения с прямой
речью.
С каким же правилом мы
Подведение итогов
урока.
познакомились сегодня на
уроке? Расскажите его.
Несколько учеников с
примерами рассказывают
Домашнее задание.
П. 69, упр. 411, по желанию –
сочинить стихотворение по
правило.
правилу.
5
Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Буквы з-с на конце приставок"
Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Буквы з-с на конце приставок"
Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Буквы з-с на конце приставок"
Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Буквы з-с на конце приставок"
Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Буквы з-с на конце приставок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.