Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
18.08.2018
Пятиклассники - это еще маленькие дети, которым легче воспринимать материал в игровой и сказочной форме. Поэтому не смотря на то, что члены предложения начинают изучать со второго класса, я ввела элементы сказки и игры на этом уроке. По опыту знаю, что ребятам сложно определять члены предложения.
Технологическая карта урока в 5 классе дополнение.doc
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Цели как деятельность учеников.
М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить
рассуждения.
ЛР: находить второстепенный член предложения – дополнение в предложении и тексте на основе вопроса и значения,
графически его обозначать.
М/к: работать в парах, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.
Этапы урока
I. Оргмомент.
Ход урока
Приветствие.
Проверка готовности рабочих мест учащихся к началу урока. Давайте улыбнемся друг другу. Я
рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг
с другом.
II. Актуализация
полученных знаний и
пройденного
материала. Работа в
группах.
Сейчас я вам прочитаю сказку, ваша задача перевести её на научный язык. У вас это точно
получится!
Сказка о Подлежащем и Сказуемом
(по В.Бурмако)
В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они жить не могли друг
без друга. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что?, а
Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на 4 вопроса: что делает? каков? (какой?)
кто таков? Что такое? И одевались они поразному. Король Подлежащее любил костюмы из
существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще бывала в
платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже и III. Актуализация
изученного.
прилагательного.
Вы догадались, о чем идет речь? (Учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому)
Назовите главные члены предложений из упражнения, которое было задано на дом. (Проверяется
домашнее задание)
Запишите предложение.
Художник рисует осень красками.
Разберите его по членам предложения.
Почему вы испытываете затруднения? (С какой трудностью вы столкнулись?)
Какую учебную проблему будем решать на уроке? ( Какие еще есть второстепенные члены
предложения, как они называются?)
(записываю на доске проблемный вопрос).
Давайте порассуждаем.
От какого слова мы задаем вопросы?
Какой частью речи выражено сказуемое?
Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
Как могли бы подчеркнуть?
Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным костра и поляну.
От главного слова задаем вопрос к зависимому. (Рисую стрелочку, записываю наверху вопрос.
(На доске)).
Какими частями речи выражены зависимые слова?
Что мы уже установили для этого второстепенного члена?
Что нам еще нужно установить?
Выдвижение гипотезы
А есть ли какието предположения, как называется этот второстепенный член?
Работа в группах
IV. Введение в тему
урока, постановка цели.
1 группа формулирует определение дополнения.
2 группа составляет алгоритм нахождения дополнения.
Те члены предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, зависят от глагола или
другого существительного, называются дополнением.
а) найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глаголсказуемое;
б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.;
в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет;
г) если есть, это дополнение.(каждому ученику раздается алгоритм рассуждения)
Итак, какая тема нашего урока?
(Записываем тему на доске и в тетрадях).
Итак, мы ответили на вопрос что такое дополнение и как его находить в предложении
(каждый учащийся получает алгоритм нахождения дополнения)
Сверьте свои формулировки с формулировкой в учебнике .
Подтвердилась ли ваша версия?
Была ли в тексте новая для вас информация?
Нужно ли дополнить свою формулировку, что такое дополнение, той информацией, которая
предложена в учебнике?
Дайте полное определение дополнения, опираясь (используя) на текст в учебнике.
Вернитесь к предложению, записанному на доске.
Как подчеркнем этот второстепенный член предложения V. Открытие нового
знания.
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
его графически)
? косв. пад.
Глагол сущ. Мест.
(Находить дополнение в предложении и обозначать
С деревьев слетали желтые листья.
1) Выполнение задания на слайде №3
Применяя алгоритм. Найти дополнения в предложениях
1)
2) Девочка дёрнула его за пиджак.
3) Филька протянул хлеб лошади.
4) Приметы осени во всём встречает взор.
5) Парк украшал дуб.
6) Листья закружил в вальсе ветер.
7) Кудри берёз расчёсывает ветер.
8) Капельки росы зажигают первые лучи солнца.
9) Замечательный подарок приготовила нам осень.
10)Ветер принес ненастье.
11)Осень поручила ветру принести с собой погожие дни.
12)Холодный ветер срывает последние листья с деревьев
VI. Развитие учебно языковых и речевых
умений.
Составьте предложения по данным схемам:
1) ___________ .
2) _________ .
Самостоятельная выработка алгоритма нахождения дополнения в предложении слайд №4
Самостоятельная работа –слайд№5
1) Лунный свет освещал цветочную п..ляну.
2) Луна закрыла остатки солнечного диска.
3) Тучи закрыли звездное небо полностью.
4) Все рассматривали причудливые осенние узоры.
Дополнительно:
Выполните указанные виды разборов;
Выпишите словосочетания со связью согласование и примыкание.
Измените связь согласование в словосочетании на управление.
Подчеркните в этих словосочетаниях дополнение
VII. Итог урока.
– Прочитайте ключевые слова темы. Чем можно дополнить этот ряд?
– Что удалось на уроке, было самым интересным?
– Какие трудности встретились?
– Что помешало при выполнении заданий?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки. VIII. Домашнее
задание.
1) Написать сочинениеминиатюру «Осеньхудожница».
2) Найти и выписать дополнения со словами. От которых они зависят.
3) Произвести разбор этих словосочетаний.
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.