Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Антонимы
Место урока в системе уроков по данной теме: «Лексика»
Цель деятельности учителя: способствует формированию у учащихся понятия «антонимы», распознаванию антонимов в тексте, умению использовать антонимы в письменной речи, договариваться о ходе совместной деятельности и приходить к общему решению.Урок русского языка по теме "Антонимы". Предназначен для учащихся 5 класса, обучающихся с использованием УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.
урок.doc
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Антонимы
Место урока в системе уроков по данной теме: «Лексика»
Цель деятельности учителя: способствует формированию у учащихся понятия «антонимы», распознаванию антонимов в тексте, умению
использовать антонимы в письменной речи, договариваться о ходе совместной деятельности и приходить к общему решению.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: даёт определение понятию антонима, умеет подбирать антонимы к словам и находит их в тексте, объясняет роль антонимов
в речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: объединяет предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивает. Преобразовывает
информацию из одного вида в другой, строит рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки,
создают собственные схемы на основе заданных параметров.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулирует познавательную цель, планирует свои действия по достижению поставленной цели,
оценивает результаты своей работы и своих одноклассников.
Коммуникативные УУД: определяет возможные роли в совместной деятельности, высказывает и обосновывает собственное мнение.
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы\приёмы обучения: создание схемы (рисунка), текст с пропусками, незаконченные предложения, ключевые слова
Формы работы на уроке: работа в парах, группах, индивидуальная работа
Образовательные ресурсы: учебник Т.А. Ладыженская, карточки с синонимичными и антонимичными парами. Познавательные УУД:
объединяет предметы и явления в
группы по определённым признакам,
сравнивает
строит рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки,
Оборудование, наглядность: презентация к уроку
Ход урока:
Этапы урока
Оргмомент
Деятельность учителя
Приветствие
Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Постановка темы
У вас на партах карточки с парами слов. Распределите
пары слов по группам, выявляя смысловые связи между
словами. Установите закономерность. Работаем в парах
1.великийничтожный
2.гордостьскромность
3.фальшивыйподдельный
4.истиналожь
5.утратапотеря
6.роскошьбогатство
7.старинныйдревний
Отчет о проделанной работе. Сколько групп у вас
получилось? На основании какого общего признака вы
проводили классификацию?
Пары этих слов объединены общим признаком. Каким?
Давайте сформулируем тему урока (поработайте с
карточками).
Как называются противоположные по смыслу слова?
(Антонимы)
А теперь назовите тему сегодняшнего урока. –
(запись на доске темы урока учителем)
Оцените свою работу.
Критерии:
Распределил слова на две группы, объяснил по какому
признаку это сделал «5»
Распределил слова на две группы, но не объяснил – «3»
Не смог справиться с заданием – «2»
Это слова с противоположным смыслом
Дети работают с карточками
(Синонимы (от греч. «synomymus»
одноименный) – слова, ……по лексическому
значению, но разные по написанию.
Омонимы (от греч. «Omoc» одинаковый) –
слова,……..по лексическому значению, но
одинаковые по звучанию и написанию.
………….(от греч. «Anti» против) – слова,
противоположные по лексическому
значению.
Дети выставляют оценки
(Учащиеся формулируют тему урока.)
Антонимы (записывают в тетради)
Проблематизация
Задание: проанализируйте в паре записанные пары слов.
Как вы считаете, все ли пары слов являются антонимами?
Объясните, почему вы так считаете?
Вызвали затруднение: Белый чернеть,
далеко – близкий, смех – плакать, бежать – Белый чернеть
Высоко низко
Далеко – близкий
День ночь
Смех – плакать
Горький сладкий
Бежать – остановка
Подниматься спускаться
Какие пары слов вызвали у вас затруднение? Почему?
Чего мы ещё не знаем?
Целеполагание: «Что вы знаете по теме урока?», «Что
хотели бы узнать?», «Какие цели мы поставим на урок?»
Учитель фиксирует цели урока на доске
Давайте обратимся к правилу в учебнике на стр.166.
В паре обсудите, какие ключевые слова правила помогут
нам помогут справиться с этим заданием.
Давайте вернёмся к заданию и еще раз скажем, какие
пары слов будут являться антонимами.
Что это задание помогло нам узнать?
Ребята, используя новые знания, попробуем изобразить
антонимы в виде рисунка или схемы (по вашему желанию)
в группах.
Учитель, по ходу работы детей, просит ребят
распределить в группе роли, выбрать выступающего.
остановка
А могут ли антонимы быть разными частями
речи.
Учащиеся называют цели урока (может
совместно с учителем)
Антонимы являются одной частью речи
Выполняют задание, применяя правило.
Дети изображают антонимы, защищают свои
плакаты.
Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
Первичное
закрепление
Физминутка
Творческое
Игра «Наоборот»
Наклонили голову назад, а теперь вперёд
Повернули голову налево, а потом – направо
Руки вниз, руки вверх
Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Ещё
раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и
вперёд.
Сделали шаг вперёд, шаг назад.
Выдохнули воздух, вдохнули. Нука ещё раз.
Какие слова мы использовали в физминутке?
Решите пропорцию:
Выполняют физические упражнения
Антонимы
Отвечают на вопросы. Приводят примеры.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно формулирует
познавательную цель, планирует
свои действия по достижению
поставленной цели, оценивает
результаты своей работы и своих
одноклассников.
Регулятивные УУД:
преобразовывает информацию из
одного вида в другой
оценивает результаты своей работы и
своих одноклассников.
Коммуникативные УУД:
определяет возможные роли в
совместной
деятельности,
высказывает и обосновывает
собственное мнение. применение знаний
Включение в систему
знаний
Домашнее задание
Рефлексия
(подведение итогов
занятия)
Добрый+ веселый=?
? + грустный=несчастный
Придумайте свою пропорцию:
1группа существительные
2группаприлагательные
3 группа глаголы
Как вы считаете, какой группе было сложнее? Почему?
Оцените работу в группе по критериям:
Определили закономерность предложенной пропорции и
составили свою – «5»
Определили только закономерность предложенной
пропорции – «4»
Частично справились с заданием – «3»
Не справились с заданием – «2»
Предлагает заполнить пробелы в тексте.
По_____лесу гулял ______человечек. Он был
______роста, с _________ушами и ______глазами.
Малыш________пел _____песни, а ______ему подпевали.
Природа вместе с _______человечком _______.
Задание по выбору:
1
вставить подходящие по смыслу слова(3балла),
2
вставить подходящие по смыслу слова,
дополнить своими предложениями(4 балла),
3 вставить подходящие по смыслу слова,
дополнить своими предложениями, озаглавить
текст(5 баллов).
По желанию
1. Упражнение 371
А где в повседневной жизни мы можем встретить
антонимы?
2. Привести примеры антонимов из предметов, изучаемых
вами в школе (например, математика: плюс – минус).
Давайте вернёмся к целям урока (они записаны на доске)
Удалось ли нам достичь поставленных целей?
Приём незаконченного предложения
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Решают пропорцию, комментируя ответ.
Придумывают собственные пропорции.
Отвечают на поставленный вопрос,
выдвигают предположение,
Познавательные УУД: строить схему,
используя условия задачи
Регулятивные УУД: оценивает
результаты своей работы и своих
одноклассников
Коммуникативные
УУД:
определяет возможные роли в
совместной
деятельности,
высказывает и обосновывает
собственное мнение.
Работают по заданию, читают полученный
текст, оценивают работу одноклассников
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД: оценивает
результаты своей работы и своих
одноклассников
Дети анализируют достижение поставленных
целей.
Записывают личное отношение к уроку, на
основе незаконченных предложений.
Регулятивные УУД: оценивают свою
деятельность на уроке, аргументируя
причины достижения или отсутствия
планируемого результата. Лист самооценки работы на уроке
Работа с карточками
1.
(самооценка)
Критерии
Распределил слова
на две группы, объяснил
по какому признаку это
сделал «5»
на две группы, но не
объяснил – «3»
с заданием – «2»
Распределил слова
Не смог справиться
Работа
Изображение
2.
антонимов в виде рисунка
или схемы
(взаимооценка)
Критерии
понравилась и была
понятна другим группам
– «5»
понравилась группам –
«3»
Работа не
Ф.И ученика
Этап урока
Оценка
Решение
Определили
3.
пропорций
(взаимооценка)
Критерии:
закономерность
предложенной пропорции
и составили свою – «5»
только закономерность
предложенной пропорции
– «4»
справились с заданием –
«3»
заданием – «2»
Не справились с
Определили
Частично
Итоговая оценка
Работа с текстом
4.
(взаимооценка)
Задание по выбору:
1 вставить подходящие
по смыслу слова(3балла),
2 вставить подходящие
по смыслу слова,
дополнить своими
предложениями(4 балла),
3 вставить подходящие
по смыслу слова,
дополнить своими
предложениями,
озаглавить текст(5
баллов).
Конспект урока русского языка 5 класс "Антонимы"
Конспект урока русского языка 5 класс "Антонимы"
Конспект урока русского языка 5 класс "Антонимы"
Конспект урока русского языка 5 класс "Антонимы"
Конспект урока русского языка 5 класс "Антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.