Написание букв и – ы после Ц
Оценка 5

Написание букв и – ы после Ц

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
20.07.2017
Написание букв  и – ы после Ц
Тема: Написание букв и – ы после Ц Учебник: Львова С.И. Русский язык. 5 класс.: учебник для ОУ. В 3ч Ч.2 – М.: Мнемозина, 2012 - П.48 стр.40-42 Место урока в системе уроков: 1 Тип урока: урок «открытия новых знаний» Результат: Предметный: умеют опознавать слова с буквами И-Ы после Ц; умеют делать обоснованный выбор гласных И-Ы после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Метапредметный: - познавательные: умеют самостоятельно находить закономерности для данного правила; - коммуникативные: умеют взаимодействовать в группе (умение договариваться, представлять результат от группы); - регулятивные: умеют самостоятельно планировать свою деятельность (определять цель, способы деятельности). Личностный: умеют организовывать эффективное межличностное взаимодействие; имеют устойчивую мотивацию к обучению. Цели учителя: 1) познакомить с новым опознавательным признаком – наличием Ц перед гласным; 2) учить обосновывать выбор гласных Ы-И после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях; 3) организовать работу в группах; 4) формировать умения по собственному планированию деятельности
Урок Ы-И, Львова.doc
Тема: Написание букв  и – ы после Ц Учебник: Львова С.И.  Русский язык. 5 класс.: учебник для ОУ. В 3ч Ч.2 – М.: Мнемозина, 2012  П.48 стр.40­42 Место урока в системе уроков: 1 Тип урока: урок «открытия новых знаний» Результат: Предметный: умеют опознавать слова с буквами И­Ы после Ц; умеют делать  обоснованный выбор гласных И­Ы после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Метапредметный:  ­ познавательные:  умеют самостоятельно находить закономерности для данного  правила;  ­ коммуникативные: умеют взаимодействовать в группе (умение договариваться,  представлять результат от группы);  ­ регулятивные:  умеют самостоятельно планировать свою деятельность (определять цель, способы деятельности). Личностный: умеют организовывать эффективное межличностное взаимодействие;  имеют устойчивую мотивацию к обучению. Цели учителя:  1) познакомить с новым опознавательным признаком – наличием Ц перед гласным; 2) учить обосновывать выбор гласных Ы­И после Ц в корнях, суффиксах и  окончаниях; 3) организовать работу в группах; 4) формировать умения по собственному планированию деятельности   Ход урока 1. Целеполагание:  ­ Орфоэпическая разминка: Правильно произнесите слова (поставьте ударение) ­ Подчеркните те слова, толкование которых вызывает у вас затруднение. Дети сами определяют тему урока, на основе записанных слов. Циферблат, эволюц  и  я,    скворцы,  ц  и  тру  границы, ц  ии   нга     , цирк,  ц  и  н вкаои  ,  ц  и  линдр      совой, огурцы, ц  и  сте[тэ]рна  , цыган, ц  и  тата  ,     , лекция, акац      и  я.    2.Работа с правилом. Работа в группе (Определить критерии с детьми, время. Не  забыть зафиксировать результат на доске и обсудить работу в группе) ­Что объединяет слова в каждой группе ­ В какой морфеме пишется И, а в какой Ы после Ц (определи условия написания) ­ Объясните, от чего зависит выбор гласной буквы после Ц ­ Подумайте, почему слова в последнем  столбике выделены жирном  шрифтом. Впишите ? цирк цитрусовый цистерна цифра циркуль ? авиация эволюция администрация полиция репетиция ? цыган цыплёнок цып на цыпочках цыкнул ? лисицын сестрицын синицын курицын куницын ? огурцы лисицы границы скворцы овцы Мой вариант правила Правило (структурировать под детское правило) Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части  слова находится сомнительная гласная. 1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех  словах, кроме слов­исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ. 2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ­Ы, ОГУРЦ­Ы,  СЕСТРИЦ­ЫН, ЦАРИЦ­ЫН­О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а  также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ  (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ). 3. Упражнения. 3.1. Работа с лексическим значением слов. Загадки. ­Запишите отгадки в тетрадь. Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль) Несётся и стреляет, ворчит скороговоркой!  Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл) Там слоны, лошадки скачут, там смеются, а не плачут, клоуны всех веселят, на арене –  маскарад! (цирк) Веселы трели­переливы, а летом в поле перезвон, осенью на юг собрались, чтоб весной  вернуться вновь. (птицы) Жёлтые комочки, лёгкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? (цыплята) Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.  Десять их. Но братья эти  сосчитают всех на свете. (цифры) Две стройные сестрицы  в руках у мастерицы  весь день ныряли в петельки…   И вот он – шарф для Петеньки (спицы) Летом в огороде – свежие, зелёные. А зимою – в  бочке – жёлтые, солёные  (огурцы) 3.2. Работа с подчеркнутыми словами. Запишите слова, значение которых дано ниже 1) Дословная выдержка из текста___________________     2) Апельсины, мандарины, лимоны______________________     3) Высокая твёрдая шляпа с небольшими полями__________________     4) Плотное  плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол__________     5) Болезнь, возникающая при отсутствии в пище витаминов и сопровождающаяся  кровоточивостью десен_____________     6)  Процесс постепенного и непрерывного развития__________     7) Дерево или кустарник с душистыми цветами__________________    Слова для справок: цит та, цитрусовые, цилиндр, циновка, цинга, эволюция, акация аи 3.3 Работа с упражнением 490 из учебника. (возможна работа в группе: критерии по  тексту) С помощью этимологического словарика  докажите родство слов ц_рк, ц_ркуль,  ц_ркуляция. С этими слова составьте предложения, запишите их, выделите главные и  второстепенные члены. Статья из Части 3 Учебника. Этимологический словарик:  Цирк. Вероятно, через нем. Zirkus – то же из лат. circus "круг". ии Ц ркуль, м., стар.  циркул, начиная с Петра I; см. Смирнов 322. Через польск. cyrku или нем. Zirkel – то же и сближено вторично с лат. circulus; см. Горяев, ЭС 404. Циркуляр, циркуляция из лат. circus "круг". Для журнала «Юный филолог» напишите статью на лингвистическую тему, показывающую  родство слов цирк, циркуль, циркуляция.  Возможно, вам поможет иллюстрация из учебника. 3.4. Работа в парах. (Определить критерии с детьми: время, использование всех слов­ исключений, предложения (текст) должны быть интересны слушателям). Составьте предложения (текст), используя слова­исключения по рисунку 3.5.Работа с текстом.   1. В разделе "Слова для справок" даны слова, от которых необходимо образовать  требуемые слова. Запишите получившиеся слова. Слова для справок:   1. диктор ­ слово на ­ция,  2. синица ­ собсв. прил., 3. бледный лицом – сложное прил.,  4. аукционный ­ сущ. в м.р. ед.ч., 5. цирюльня ­ сущ. м.р. на ­ник, 6. цитрусовый ­ сущ. в м.р. ед.ч., 7. панциревым ­ сущ. в м.р. ед.ч., 8. цинготный ­ сущ. ж.р. ед.ч.,  9. циферблатный ­ сущ. в м.р. ед.ч., 10. курица ­ прил. на ­ин, 11. циркулярный ­ сущ. м.р. (морфологические и словообразовательные связи) 2.  Восстановите текст, используя слова с Ы//И после Ц, полученные при выполнении 1  задания. 1)___________ ­ мой надёжный  друг, ___________ чертит круг. 5)Вот _____________. Спешно он Едет на _________. 2)Мать­наседка сбилась с ног! Где же ______________сынок? 3)Черепаха в _____________свой Окунулась с головой. 4)Чтоб не маяться ___________. Съешь­ка ___________, дорогой. 6) Жил­был егерь _______________ По фамилии ___________________. 7) Советую трудиться я Над речью неспроста: Прекрасно, если _________ И внятна и чиста. (Н.Тимофеенко) Самоконтроль Проверьте себя по учебнику стр. 41 упр.489 1) Циркуль ­ мой надёжный  друг, Циферблата чертит круг. 2)Мать­наседка сбилась с ног! Где же курицын сынок? 3)Черепаха в панцирь свой Окунулась с головой. 4)Чтоб не маяться цингой. Съешь­ка цитрус, дорогой. 5)Вот цирюльник. Спешно он Едет на аукцион. 6) Жил­был егерь бледнолицый По фамилии Синицын. 7) Советую трудиться я Над речью неспроста: Прекрасно, если дикция И внятна и чиста. (Н.Тимофеенко) Самопроверка Знаю ли я,  от чего зависит выбор И или Ы после Ц? ­ восстановите правило В словах после Ц пишется Ы, если  1) 2) 3) Например, В словах после Ц пишется И, если  1) 2) Например, Могу ли я   ­ видеть слова­исключения? Выпишите номера слов­исключений: ____________________ ­ находить в  тексте слова на изученную орфограмму. Выпишите  номера слов, написание которых соответствует правилу: _____________________________. Цыплёнок (0) в цирке (1) выступал,  Играл он на цимбале (2), На мотоцикле(3) разъезжал, И цифр (4) он знал немало. Он из цилиндра (5) доставал Морковь и огурцы (6) И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ. ( И.Козловский) Умею ли я правильно писать слова с И или Ы после Ц Вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера слов с  ЦЫ: ___________________________________________ ЦИ: ___________________________________________  Сегодня мы идём в ц…рк(1). Мы — это папа, мама, моя сестрёнка и я, Вова Синиц… н(2).   Папа   сказал,   что   сегодня   будут   выступать   борц…(3),   гимнасты,   акробаты, наездниц…(4),   мотоциклисты,   весёлый   зверинец.    Весь   день   я   смотрел   на   часы. Наконец, маленькая стрелочка остановилась на ц…фре(5) «три». Папа сказал, что пора собираться, но мы давно были готовы. По дороге в ц…рк(6), на углу улиц…(7) Голиц...на(8), папа купил букет душистой белой акац…и(9) для ц...ган(10)­артистов. Сестрёнка приподнялась на ц…почках(11) и понюхала цветы. Вот и ц…рк(12). Круглолиц…й(13) контролёр с улыбкой пригласил нас в зал. Материал для самопроверки: Слова­исключения: 0; слова, написание которых соответствует правилу: 1, 2, 3, 4, 5, 6. ЦЫ: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 13; ЦИ: 1, 5, 9, 12. Рефлексия 1) Чему я научился на этом уроке? 2) Умею ли я отличить слова с И­Ы после Ц? 3) Умею ли я выделить морфемы в словах? 4) Понимаю ли я, когда это правило применять? Д.з. (выполняется на выбор 1 или 2 и 3 или 4) Задание 1. Упр. 488 1. Спишите слова, распределяя их по графам таблицы          ци  ци  в  основе  +  я  в окончании основа   на   ц   + окончание ы корень   на   ц   + суффикс   ын     + окончание Авиац...я, эволюц...я, ц...трусовые, ц...стерна, лисиц..н, ц...ркачка, сестриц...н, огурц.., информац...я, две лисиц..., ц...тата, , молодц..., синиц...н, ситуац...я, скворц..., лекц...я, братц..., ц...новка, администрац...я, ц...линдр, акац...я, у границ... . 2. Проведите орфоэпический разбор слова цистерна. 3.   Составьте   словообразовательную   цепочку,   показывая   последовательность образования слова сестриц...н. Задание 2.  Упр. 491 С помощью орфографического словаря или словарей, открытых в свободном доступе в Интернете, составьте три списка: 1) слова, начинающиеся с це (цемент); 2) слова, начинающиеся с букв ци (цикорий); 3) слова, начинающиеся с букв цы (цыган). В случае необходимости   обращайтесь   к   толковым   словарям,   чтобы   уточнить   лексическое значение   слов.   Объясните,   какие   орфографические   правила   правописания   корней иллюстрируют эти группы слов. Выполнив задание, сделайте орфографические выводы. Задание 3.  В Словаре трудностей русского произношения (Каленчук М.Л., Касаткина Р.Я.(М: Русский   язык,2001)   есть   указание   на   произношение   ц[ы]йтнот.   Какую   букву   нужно писать   в   этом   слове   на   месте   [ы]?   Попробуйте   подобрать   подобные   слова.   Какие источники помогли вам выполнить эту работу? Сделайте выводы. Задание 4. Вставьте буквы. Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните свой выбор: 1) полиц...я, конструкц...я, купц..., администрац...я; 2) ц...клон, ц...ркач, ц...пка,  ц...линдр; 3) ц...йтнот, гонц...., ц...кнуть, ц...стерна; 4) ц...мент, ц...кламен, ц...йтнот. Ответ: 1) купцы = ________+ы, другие слова = ция; 2) цыпка ­ слово­исключение; 3) цейтнот ­ слово, не иллюстрирующие это правило; 4) цикламен ­ слово, иллюстрирующие правило написания И­Ы после Ц Словарик урока (структурировать в соответствии с правилом) Авиация Администрация  Акация Дикция Информация  Лекция Ситуация  Полиция Эволюция Цикламен Цитадель Цирюльник Цинга  Циферблат Цитрусовый Цилиндр Циновка ЦЕЙТН ТОи Мужской род Цитата  Цимбалы Цистерна  Циркачка Цистерна Аукцион Панцирь Лисицын Сестрицын Синицын Огурцы Лисицы Моилодцы  Скворцы Братцы Границы Гонцы Бледнолицый Цыган  Цыц Цыплёнок Цыкнуть На цыпочках Цейтнот  Цемент 1.В шахматной игре: недостаток времени для обдумывания ходов. "Проиграть в цейтноте" 2.перен. Сильно ощущаемый недостаток времени. "Быть в постоянном цейтноте" Аи ЦИМБ ЛЫ. Музыкальный инструмент в  виде ящика со струнами, по которым  ударяют молоточками.

Написание букв и – ы после Ц

Написание букв  и – ы после Ц

Написание букв и – ы после Ц

Написание букв  и – ы после Ц

Написание букв и – ы после Ц

Написание букв  и – ы после Ц

Написание букв и – ы после Ц

Написание букв  и – ы после Ц

Написание букв и – ы после Ц

Написание букв  и – ы после Ц

Написание букв и – ы после Ц

Написание букв  и – ы после Ц

Написание букв и – ы после Ц

Написание букв  и – ы после Ц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2017