Конспект по музыке
Тема: "А.С.Пушкин в музыке"
Цель: расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина; дать
представление об отражении стихов поэта в музыке русских композиторов, о
сказках, ставших основой музыкальных произведений.
Задачи:
учить осознавать единство взглядов поэта и композиторов на природу
России;
развивать способность сопереживать музыкальному образу;
учить выражать собственное отношение к услышанной музыке;
учить заинтересованно слушать, обсуждать;
расширять музыкальный кругозор детей.
Музыкальный материал:
1. Мультфильм «Сказка о царе Салтане»
2. Фильм «Биография А.С.Пушкина»
3. «Полёт шмеля» Н. А. Римский Корсаков.
4. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки
5. «Девицыкрасавицы» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по
роману А. С. Пушкина.
6. Г. Свиридов. «Метель» из музыкальных иллюстраций к повести А. С.
Пушкина.
Ход урока
1. Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Алина Ринатовна. Предлагаю вам посмотреть отрывок из мульфильма. А вы подумайте, что
это за мультфильм? О чем он?
Обратили ли вы внимание на то, какой характер музыки?
Музыка придумана композитором Николаем Андреевичем Римским –
Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо
знаете.
Как вы думаете, как называется этот мультфильм? ( «Сказка о царе
Салтане»)
Кто сочинил эту сказку? (А. С. Пушкин великий русский поэт)
Скажите, пожалуйста, о ком или о чем мы с вами будем сегодня говорить на
уроке?
Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить об А.С. Пушкине.
Что вы можете рассказать о великом русском поэте? Какие произведения вы
знаете? Где он учился? Кто его воспитывал?
Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм об А.С.Пушкине
Что нового вы узнали о нем?
Все мы слышали о том, что у Пушкина была няня.
Как ее звали? (Арина Родионовна Яковлева)
Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называет
ее своей подругой, голубкой.
Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с
Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни. Весь
сказочный мир был известен Арине Родионовне. Народные былины, песни и
сказки, которые знал Пушкин, он услышал впервые от своей няни.
Многие композиторы очень любили произведения А. С. Пушкина и
сочиняли на его стихи удивительную музыку. Сегодня я предлагаю вам
посмотреть на природу глазами поэта, послушать музыку, которую слышал
А.С. Пушкин, вспомнить мелодии композиторов, которые озвучили
волшебные стихи первого российского поэта.
Сейчас внимательно, послушайте муз. фрагмент Скажите, пожалуйста, какое настроение выражает музыка? (Радость,
ликование)
Кого вы представили? (шмель)
Из какой сказки Пушкина этот персонаж? («Сказка о царе Салтане»)
Как вы думаете шмель в этой сказке добрый или злой? (добрый)
Этот шмель не простой, а волшебный. Кто был превращен в шмеля?
(Гвидон)
Я прочитаю отрывок из сказки, а вы мне скажете, правильно ли вы назвали
героя, который был превращен в шмеля?
«И вновь купцы, рассказывают царю Салтану о чудесах, о тридцати трех
богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич,
превратившись с помощью лебедя в шмеля, приплывает с купцами к отцу и
слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о
царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей
звездой во лбу».
Сказка поэта перенесла нас в удивительные места.
Одно из самых любимых его мест – село Михайловское.
Здесь, в Михайловском, поэтом написаны многие замечательные
произведения: главы романа «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила»,
«Сказка о царе Салтане» и многие стихотворения.
Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры к поэме «Руслан и
Людмила» русского композитора М.И.Глинки,
который является
основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.
Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. Секрет её
популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями –
авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через
сочинение Глинки. Думаю, сейчас мы в этом убедимся.
Скажите, что такое опера? Ктонибудь из вас был в театре? ( Опера – это
музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом)
Кто знает, что такое увертюра? (увертюра музыкальное вступление к
оперному, театральному представлению)
Когда будете слушать, то подумайте, какая музыка по характеру?- Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой
музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи –
тема Руслана)
Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной
музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление)
- Еще одно место, которое любил посещать А.С.Пушкин.
Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они
всегда приходились на теплое летнее время.
Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца.
Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары.
Цыгане выводили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с
каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские
гармоники, вызывая крестьян из окрестных сел и деревень на задорные пляски
и песни.
Пушкин приезжал специально, чтобы послушать, как поют там странники –
певцы. Бывало, он смешивался с толпой странников и распевал с ними разные
припевки, шутил и записывал то, что они поют, а иногда даже переодевался в
одежду странника и ходил с нищими по ярмарке.
Вот почему многие стихи самого поэта так похожи на подлинные народные
песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас
послушаем. Она написана для романа в стихах под названием «Евгений
Онегин». Русский композитор П. И. Чайковский сочинил по роману поэта
оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке. Песня, которая
прозвучит сейчас, называется «Девицы – красавицы».
(Итак, «Песня девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по
роману Пушкина)
Какой характер у прослушанной вами мелодии?
Какие ощущения создает у вас эта музыка? (спокойствия, расслабленности)
П. И. Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, очень
напоминающую народную, запоминающуюся, мелодичную и светлую.
Прежде чем, мы послушайте фрагмент Г. Свиридова из музыкальных
иллюстраций к повести Пушкина «Метель».
Давайте вспомним, что такое иллюстрация? (это изображение написанного
словами)
Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть
глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть”
(услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.
Я предлагаю вам прочувствовать музыку и представить в голове образ
Что изображает композитор в музыке?
Обратили ли вы внимание на то, какая музыка прозвучала вначале?
“Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только
запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями
и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал
жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого
музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в
самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки
Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в
музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.
Обобщение:
Итак, мы перелистали страницы произведений Пушкина и вспомнили
музыку, написанную русскими композиторами к этим произведениям, и
познакомились с новыми музыкальными произведениями. Жаль, что времени у
нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина,
его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы.
Только одних романсов на его стихи написано более двухсот. Сочинены
оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов.
Когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его
произведений есть еще и вторая жизнь.