Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)
Оценка 4.8

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
музыка
4 кл
05.06.2017
Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)
Конспект.docx
Конспект по музыке Тема: "А.С.Пушкин в музыке" Цель:   расширить   знания   учащихся   о   творчестве   А.   С. Пушкина;   дать представление об отражении стихов поэта в музыке русских композиторов, о сказках, ставших основой музыкальных произведений. Задачи:  ­   учить   осознавать   единство   взглядов   поэта   и   композиторов   на   природу России;  ­ развивать способность сопереживать музыкальному образу;  ­ учить выражать собственное отношение к услышанной музыке;  ­ учить заинтересованно слушать, обсуждать;  ­ расширять музыкальный кругозор детей. Музыкальный материал: 1. Мультфильм «Сказка о царе Салтане» 2. Фильм «Биография А.С.Пушкина» 3. «Полёт шмеля» Н. А. Римский ­ Корсаков. 4. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки 5.  «Девицы­красавицы» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по роману А. С. Пушкина. 6.  Г.   Свиридов.   «Метель»   из   музыкальных   иллюстраций   к   повести   А.   С. Пушкина.  Ход урока 1. Орг. момент ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. ­ Сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Алина Ринатовна. ­ Предлагаю вам посмотреть отрывок из мульфильма. А вы подумайте, что это за мультфильм? О чем он? ­ Обратили ли вы внимание на то, какой характер музыки? ­   Музыка   придумана   композитором   Николаем   Андреевичем   Римским   – Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете.   ­   Как   вы   думаете,   как   называется   этот   мультфильм?   (   «Сказка   о   царе Салтане»)  ­ Кто сочинил эту сказку? (А. С. Пушкин ­ великий русский поэт) ­ Скажите, пожалуйста, о ком или о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? ­ Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить об А.С. Пушкине. ­ Что вы можете рассказать о великом русском поэте? Какие произведения вы знаете? Где он учился? Кто его воспитывал?  ­ Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм об А.С.Пушкине ­ Что нового вы узнали о нем?  ­ Все мы слышали о том, что у Пушкина была няня.  ­ Как ее звали? (Арина Родионовна Яковлева) Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называет ее своей подругой, голубкой.  Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным   во   время   одного   из   самых   трудных   периодов   его   жизни.   Весь сказочный мир был известен Арине Родионовне. Народные былины, песни и сказки, которые знал Пушкин, он услышал впервые от своей няни.   ­   Многие   композиторы   очень   любили   произведения   А.   С. Пушкина и сочиняли   на   его   стихи   удивительную   музыку.   Сегодня   я   предлагаю   вам посмотреть на природу глазами поэта, послушать музыку, которую слышал А.С. Пушкин,   вспомнить   мелодии   композиторов,   которые   озвучили волшебные стихи первого российского поэта. ­ Сейчас внимательно, послушайте муз. фрагмент ­   Скажите,   пожалуйста,   какое   настроение   выражает   музыка?   (Радость, ликование)  ­ Кого вы представили? (шмель)  ­ Из какой сказки Пушкина этот персонаж? («Сказка о царе Салтане»)  ­ Как вы думаете шмель в этой сказке добрый или злой? (добрый)  ­   Этот   шмель   не   простой,   а   волшебный.   Кто   был   превращен   в   шмеля? (Гвидон) ­ Я прочитаю отрывок из сказки, а вы мне скажете, правильно ли вы назвали героя, который был превращен в шмеля? «И   вновь   купцы,   рассказывают   царю   Салтану   о   чудесах,   о   тридцати   трех богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в шмеля, приплывает с купцами к отцу и слушает   этот   разговор.   Злые   сестры   рассказывают   еще   об   одном   чуде:   о царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей звездой во лбу».  ­ Сказка поэта перенесла нас в удивительные места.  ­ Одно из самых любимых его мест – село Михайловское.  ­   Здесь,   в   Михайловском,   поэтом   написаны   многие   замечательные произведения: главы романа «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и многие стихотворения. ­   Мы   сейчас   с   вами   послушаем   фрагмент   увертюры   к   поэме   «Руслан   и Людмила»   русского   композитора   М.И.Глинки,   который   является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. ­   Русская   опера   всё   время   ориентируется   на   Пушкина.   Секрет   её популярности,   её   долголетия   в   том,   что   она   написана   двумя   гениями   – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сейчас мы в этом убедимся. ­ Скажите, что такое опера? Кто­нибудь из вас был в театре? ( Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом) ­   Кто   знает,   что   такое   увертюра?   (увертюра   ­  музыкальное   вступление   к оперному, театральному представлению) ­ Когда будете слушать, то подумайте, какая музыка по характеру? - Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной   характеристике?  (Образ   света,   радости,  богатырской   удачи  – тема Руслана) ­ Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление) - Еще одно место, которое любил посещать А.С.Пушкин.  ­   Святогорские   ярмарки   славились   своим   многолюдьем   и   весельем.   Они всегда приходились на теплое летнее время. Многоголосый   ярмарочный   табор   оживал   с   первыми   лучами   солнца. Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары. Цыгане   выводили   на   показ   лошадей.   Шарманщики   устраивались   рядом   с каруселями.   На   разные   лады   залихватски   играли   звонкоголосые   русские гармоники, вызывая крестьян из окрестных сел и деревень на задорные пляски и песни.  Пушкин приезжал специально, чтобы послушать, как поют там странники – певцы. Бывало, он смешивался с толпой странников и распевал с ними разные припевки, шутил и записывал то, что они поют, а иногда даже переодевался в одежду странника и ходил с нищими по ярмарке. Вот почему многие стихи самого поэта так похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем.   Она   написана   для   романа   в   стихах   под   названием   «Евгений Онегин». Русский композитор П. И. Чайковский сочинил по роману поэта оперу,   и   стихи   поэта   зазвучали   в   прекрасной   музыке.   Песня,   которая прозвучит сейчас, называется «Девицы – красавицы».  (Итак, «Песня девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по роману Пушкина) ­ Какой характер у прослушанной вами мелодии? ­ Какие ощущения создает у вас эта музыка? (спокойствия, расслабленности) ­   П.   И.   Чайковский   придумал   для   стихов   Пушкина   мелодию,   очень напоминающую народную, запоминающуюся, мелодичную и светлую. ­   Прежде   чем,   мы   послушайте   фрагмент   Г.   Свиридова из   музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». ­  Давайте вспомним, что такое иллюстрация? (это изображение написанного словами)  ­   Художественная   иллюстрация   –   это   картина,   которую   можно   увидеть глазами. ­   Музыкальная   иллюстрация   –   это   картина,   которую   можно   “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем. ­ Я предлагаю вам прочувствовать музыку и представить в голове образ ­ Что изображает композитор в музыке? ­ Обратили ли вы внимание на то, какая музыка прозвучала вначале?  ­ “Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и   чувствами,   созвучными   современным   слушателям.   Композитор   придал жанру   иллюстраций   более   глубокий   смысл,   отказавшись   от   простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное   сочинение.   Яркость   и   убедительность   образов   музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”. Обобщение:  ­   Итак,   мы   перелистали   страницы   произведений   Пушкина   и   вспомнили музыку,   написанную   русскими   композиторами   к   этим   произведениям,   и познакомились с новыми музыкальными произведениями. Жаль, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только   одних   романсов   на   его   стихи   написано   более   двухсот.   Сочинены оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов. ­   Когда   вы   будете   читать   книги Пушкина,   вспомните,   что   у   многих   его произведений есть еще и вторая жизнь.

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)

Конспект и презентация по музыке на тему "А.С.Пушкин в музыке" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017