ГБОУ лицей 179
Разработка урока
по окружающему миру
в 3 классе
по теме « Пернатые изобретатели »
по учебнику А.А.Вахрушева
Составитель:
учитель начальных классов
Задорожняя Ольга Павловна СПетербург – 2012г.
Тема урока: « Пернатые изобретатели »
Цель урока:
многообразия птиц.
создание условий для выявления обучающимися
особенностей
Задачи урока:
1)обучающие:
исследовать перья птиц, выяснить роль перьев в полёте;
познакомить учащихся с разновидностями птиц по их строению, по среде обитания, по
способам добычи пищи;
учить детей выделять признаки сходства и различия птиц;
2) развивающие:
развивать умение сотрудничать в микрогруппах; развивать речь, внимание учащихся;
развивать познавательный интерес к предмету.
3) воспитывающие:
прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, конверты с перьями, учебники
для 3 класса А.А.Вахрушева «Окружающий мир. Обитатели земли».
План урока
І Организационный момент
II Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
III Сообщение темы урока.
IV Сообщение новых знаний.
V Итог урока
VI Рефлексия
VII Домашнее задание
Ход урока
І Организационный момент
Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Но сначала
немного повторим:
II Повторение изученного материала
1. Животные, состоящие из одной клетки (простейшие) слайд
2. Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями (насекомые) слайд
3. Животные с восемью конечностями плетут паутину (паукообразные) слайд
4. Водные позвоночные животные дышат с помощью жабр (рыбы)
5. Животные, обитающие в воде и на суше (земноводные) слайд
6. Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуёй (пресмыкающиеся) слайд
III Сообщение темы урока Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой вы узнаете из отрывка
стихотворения:
Над землёй парить как птица
Кто об этом не мечтал?!
До сих пор порой мне снится,
Как я по небу летал.
О ком мы сегодня будем говорить? (о птицах) (слайд)
IV остановка проблемной ситуации и актуализация знаний
Ребята, кто из вас мечтал подняться под облака и посмотреть на землю с высоты
птичьего полёта, поднимите руки.
В чём же дело, почему мы не можем летать как птицы? (не требуется ответ)
Откройте учебники на стр. 104, как звучит тема урока в учебнике? (пернатые
изобретатели) (слайд)
Что значит изобретать? (придумывать чтото новое, неизвестное ранее)
Почему пернатые? (перья есть только у птиц)
Попробуйте дать определение: птицы – это (пернатые животные, которые умеют летать)
(слайд)
А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных ты знаешь?
(насекомые, летучие мыши)
Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем
другие летающие животные!
На какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? (какие приспособления нужны
птицам для полёта?)
Ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать? (обтекаемую форму,
крылья, сильные и лёгкие)
V Поиск новых знаний
Узнаем мы это из учебника на стр.104105, прочитаем
О каких приспособлениях для полёта вы узнали? (скелет состоит из лёгких трубчатых
костей, вместо зубовлёгкий клюв, полётные мышцы развиты очень хорошо, много едят и
быстро переваривают пищу, лёгкие и сердце совершенны, поэтому обмен веществ идёт
быстро, теплокровные животные)
Рассмотрите перо птицы и строение пера в учебнике, расскажите. Какое оно?
Как человек использует перья птиц? ( пуховики, подушки, перины, одеяла)
Какие качества пера использует человек при изготовлении этих изделий?
( перо легкое, удерживает тепло, мягкое)
Отгадайте загадки о птицах (учитель читает загадки, если отгадали картинка птицы на
экране по клику мыши)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица) Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила ( кукушка)
Летом маленькие воры,
А зимою крохоборы.
На крыше за трубой,
Трещат наперебой( воробьи)
Летит пташка чудесница,
Весны ранняя вестница:
В горле песнявеселье,
В роще – домновоселье ( скворец)
Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку,
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка( утка)
Пусть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда ( снегирь)
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Птичка летит низко,
Значит дождик близко ( ласточка)
Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок.
Как летун он плоховат,
А порою глуховат ( глухарь)
На какие группы можно разделить этих птиц? (Проверка на экране: перелетные,
оседлые, кочующие)
Какие птицы в первой группе? (перелетные)
Почему их называют перелетными? ( на зиму улетают в теплые края)
Зачем птицы улетают на зиму? (изза временного отсутствия корма)
Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным
птицам, то есть таким, для которых насекомые – основная пища, зимой прокормиться невозможно. Многие птицы все лето питаются семенами разных трав, кустарников,
деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и скрывается под снегом.
Какие птицы во второй группе? ( оседлые)
Почему их так называют? (осели на одном месте)
Почему снегирь в третьей группе? ( кочующая птица, перелетает с места на место в
поисках пищи. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь,
корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше
отправляются.)
К кочующим птицам в Сибири относятся свиристели и сойки.
Как вы можете помочь зимующим птицам? ( сделать кормушки, насыпать корм,
подвешивать кусочки несолёного сала для синиц)
Для дальнего полета птицам необходимо много силы. Чтобы самолёты летали, их
заправляют топливом.
Как птицы запасают энергию для дальних полетов?(хорошо питаются перед полетом)
Найдите, как об этом говориться в учебнике на стр.105(энергия запасается в жировых
отложениях и используется как топливо)
Сообщение учителя
Перелетные птицы имеют ряд приспособлений. Они могут накапливать жир, а их мышцы
обильнее снабжены кровью. Все предки курицы неперелетные, поэтому мы встречаем у
неё белое мясо ( без капилляров), нежирное. Напротив, у утки все предки перелетные,
поэтому её мышцы обильно снабжены кровью (мясо темное), а под кожей имеются
большие запасы жира.
Ребята, что весной происходит в жизни птиц? (перелётные птицы возвращаются на
родину, все птицы строят гнёзда, откладывают яйца)
Как вы можете помочь перелетным птицам?
Посмотрите на экран, какие гнезда бывают у некоторых птиц.
4 слайд ( картинки меняются по клику)
Учитель комментирует картинки.
У орлов, городской ласточки, печника, скворца, дятла, большой поганки, альбатроса,
тупика, ласточки – касатки (деревенской ласточки), ласточки береговушки.
Яйца откладывают и пресмыкающиеся и птицы, чем они отличаются?
( первые не насиживают яйца и не заботятся о потомстве, другие насиживают яйца и оба
родителя заботятся о птенцах)
Слайд 5
Найдите птенца и его родителя ( курица, утка, орел, лазоревка)
На какие две группы и по какому признаку можно разделить этих птиц? (курицагусь,
лазоревкаорел)
Слайд 6
Разделите на две группы эти картинки птиц? ( выводковые и птенцовые)
Что вы можете рассказать о выводковых птицах? О птенцовых? (ответы детей)
Прочитайте о них в учебнике на стр.36.
Птицы еще отличаются по условиям обитания. На стр.35 выполните 3 задание (дети
подписывают группы птиц)
Физкультминутка. Я буду называть птиц, если птица перелётная – присесть, оседлая – хлопнуть в
ладоши:воробей, грач, скворец, поползень, кукушка, ворона, голубь, стриж, синица,
свиристель, клёст, дятел.
Работа в группах
У вас на партах лежат листочки с фотографиями птиц, выйдите к доске и разделитесь
на 4 команды.(Учитель по мере необходимости помогает)
О какой группе птиц будет рассказывать каждая команда? ( Показать картинки,
перечислить птиц и назвать группу).
Вам нужно подготовить рассказ о каждой группе птиц по плану, который записан на
доске.
План
1. Перечислить названия птиц
2. Рассказать об особенностях ног и клюва.
3. Рассказать где добывают пищу.
4. Чем питаются.
Время на работу 5 минут. Дети садятся группами, обсуждают.
Один член группы выходит к доске и рассказывает по плану.
Сообщение учителя
Каких только диковинных клювов нет в птичьем царстве! Клюв птицы служит ей для
нападения и защиты, для схватывания пищи, а многие и пищу разыскивают тоже клювом.
Поэтому величина, форма и строение клюва определяются главным образом жизнью
птицы, способом ее питания. У хищных птиц клюв обычно короткий, сильный и загнутый
крючком, по форме и строению хорошо приспособленный для разрывания мяса или для
нанесения жертве сильных ударов. У зерноядных – клюв короткий и тупой. У
большинства насекомоядных клювы тонкие и острые. У водоплавающих птиц – широкие и
плоские.
На стр. 36 выполните 9 задание ( проверить комментированием с места)
V Итог урока.
Кто объяснит название темы «Пернатые изобретатели»? ( пернатые – имеют перья,
изобретатели – крылья это видоизмененные передние конечности, приспособились к
полету на дальние расстояния)
VI Рефлексия
Поднимите руку те, кто узнал на уроке чтото новое о птицах?
Кто захотел ещё больше узнать о пернатых?
VII Домашнее задание.
Задание на дом будет на выбор ( последний слайд)
1.Подготовить сообщения на темы:
« Нелетающие птицы»,
«Рекордсмены среди птиц»,
«Птицы, занесенные в Красную книгу».
2.Составить кроссворд о птицах.
3. Разгадать кроссворд «Мир пернатых».
Кто подготовит сообщение? На какую тему? ( записать)
Кто составит кроссворд? Кто выбрал 3 задание? (раздать кроссворд)
Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Пернатые изобретатели"(3 класс)
Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Пернатые изобретатели"(3 класс)
Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Пернатые изобретатели"(3 класс)
Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Пернатые изобретатели"(3 класс)
Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Пернатые изобретатели"(3 класс)
Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Пернатые изобретатели"(3 класс)
Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Пернатые изобретатели"(3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.