Цель данного занятия - закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях. Данное занятие проходит по сказочному лесу в сопровождении Колобка. В ходе занятия активно активизируются мыслительные процессы и психические процессы. большое внимание уделяется определению места звука [л] в слове.
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: « Приключения Колобка (автоматизация звука [л] в словах и
предложениях)».
Цели: закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.
Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [л] в словах и
предложениях;
активизация мыслительной деятельности, психических процессов
(мышления, памяти, внимания, воображения);
развитие фонематических процессов (слуха, восприятия, анализа и
синтеза);
упражнять в подборе словантонимов;
расширять словарь ребенка;
развивать мелкую моторику;
воспитывать любознательность, организованность;
продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Оборудование:
сухой бассейн, картинки артикуляционной гимнастики,
игрушка Колобка, предметные картинки: волк, юла, белка, слон, стул и др., картинки
для упражнения со словамиантонимами, наклейка, карточка с заданием «Соедини
линии».
Речевой материал: слова и предложения.
План занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
I.
II.
III. Автоматизация звука [л] в словах и предложениях.
IV. Дидактическая игра «4 лишний».
V.
VI. Пальчиковая гимнастика.
VII. Дидактическое упражнение «Соедини линии».
VIII. Дидактическое упражнение «В гостях у мишки».
IX. Итог занятия.
Игра «Разложи по дуплам».
I.
Оргмомент.
Ход занятия.
Лог.: Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие в сказочный лес, однако
мы с тобой пойдем не одни. Ты сейчас узнаешь с кем. Давай замесим тесто,
поиграем пальчиками в сухом бассейне.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Рученьки на правый бок, рученьки на левый бок,
Получился (закрой глазки) Колобок!
Лог.: Смотри, какой красивый получился Колобок. Он останется с нами на
занятии, и будет учиться всему, чему учишься ты.
II.
Сообщение темы занятия.Лог.: Сейчас мы немножко разомнемся и сделаем гимнастику для язычка и губ.
Смотри, Колобок приготовил для тебя такие картинки (выкладываются картинки с
артикуляционной гимнастикой). Что тут нарисовано?
Реб.: Это заборчик.
Лог.: Правильно, делаем «Заборчик», под счет от110.
Аналогично с картинками «Чистим зубки», «Улыбочка», «Накажем
непослушный язычок», «Иголочка».
Лог.: Молодец! А давай вспомним, какой у нас звук [л]. Гласный или согласный?
Реб.: Согласный.
Аналогично: твердый или мягкий, звонкий или глухой.
Лог.: Молодец, сегодня мы с тобой будем закреплять звук [л].
III. Автоматизация звука [л] в словах и предложениях.
Лог.: Посмотри, Колобок приготовил интересную карту, по которой будем
путешествовать. Покатился Колобок по тропинке и встретил он кого?
Реб.: Зайца.
Лог.: Правильно, а зайца зовут Луша. Повтори, как его зовут.
Реб.: Луша.
Лог.: Зайчик сидит какойто грустный, ему не с кем играть. Давай поиграем с ним и
поднимем ему настроение. Он предлагает сыграть в игру, которая называется
«Накорми Лушу». Скажи, а что любят у нас зайцы?
Реб.: Морковку.
Лог.: Правильно. Сейчас, я перед тобой и Колобком разложу морковку с картинками,
а вы выберите те, в которых есть звук [л]. Пусть Колобок тоже попробует ответить
правильно.
Ребенок называет картинку и определяет, есть там данный звук или нет, и
морковку с данным звуком отдает Луше.
Лог.: Молодцы, правильно выполнили.
IV. Игра «4 лишний».
Лог.: Покатился дальше Колобок и встретил он злого, голодного?
Реб.: Волка.
Лог.: Правильно. Скажи, какой 3 звук в слове волк?
Реб.: это звук [л].
Лог.: Волк приготовил вам с Колобком такую игру «4 лишний». На поляне
раскладываются 4 картинки: халат, лук, лыжник, цветок посмотри, какая картинка
лишняя и почему?
Реб.: Лишний цветок, т.к. там нет звука [л].
Лог.: Молодец.
Аналогично: бокал, солнце, пузырь, лось.
V.
«Разложи по дуплам».
Лог.: Молодец, справилась с заданием. Покатился дальше Колобок, а перед ним
стоит сосна, а на сосне сидит?
Реб.: Белка.
Лог.: Белочку зовут Лапа. Скажи, какой первый звук в слове Лапа?
Реб.: Это звук [л].
Лог.: Лапа собрала шишки и хочет, чтобы вы с Колобком разложили эти шишки по
дуплам, в первое дупло положи шишки, где звук [л] стоит в начале; во второе дупло –серединка; в третье дупло – конец. Называй картинку и определи, где стоит звук [л] в
слове, Колобок тебе поможет.
Перед ребенком лежат шишки с картинками: стул, белка, слон, ложка, яблоко и
др.
VI. Физкультминутка «Будь внимательный».
Лог.: Я сейчас вам буду говорить слова – ладошки (хлопаем в ладоши), кулачки
(руки в кулачок), домик (руки вверх изображаем домик), самолет летит (руки в
стороны), а вы повторяете за мной.
А теперь задание усложним, я буду говорить эти слова, и я буду делать
неправильно, а вы сделайте правильно.
VII.
«Соедини линии».
Лог.: Молодец! А что нас ждет впереди?
Реб.: Речка.
Лог.: Чтобы через нее перейти, надо выполнить задание «Соедини линию» и скажи,
что у тебя получится.
Ребенок соединяет точки.
VIII. Дидактическое упражнение «В гостях у мишки».
Лог.: Покатился дальше Колобок, а навстречу ему кто?
Реб.: Медведь.
Лог.: Правильно, а медведя зовут Поло. Повтори, как зовут мишку.
Ребенок повторяет.
Лог.: Поло для вас с Колобком приготовил 2 интересных задания. Первое задание
«Скажи наоборот». Я сейчас буду показывать картинки, а ты скажи наоборот: снег
холодный, а утюг?
Реб.: горячий.
Аналогично: длинныйкороткий, большоймаленький, вверхувнизу, узкий
широкий.
Лог.: Хорошо. А теперь второе задание, «Составь предложение». Я тебе буду
показывать картинку, а ты по этой картинке составь предложение.
Картинки: волк, белка, лось, осел, стол.
IX. Итог занятия.
Лог.: Молодец! Вот и подошло наше путешествие к концу. Скажи, какой звук мы
сегодня учились говорить правильно?
Реб.: Звук [л].
Лог.: Правильно. А кого мы встретили в лесу и как звали наших друзей?
Ответ ребенка.
Лог.: Я думаю, что Колобку понравилось, как ты произносишь звук [л]. он тебя
послушал и сам поучился. За хорошую работу он приготовил тебе вот такую
наклейку. Держи тетрадочку с домашним заданием. Нам пора прощаться с нашим
Колобком.
Лог.: Молодец. До свидания.
Учительлогопед ___________________________ О.А.Дорожкина